Что такое мышление? Определение. Как развивать мышление: пошаговая инструкция

Вспомните:

Что понимают под ощущением и восприятием?

Ответ. Восприятием называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Таким образом, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

В чем состоит функция коры больших полушарий?

Ответ. Мозг - это основной орган человека, управляющий всеми его функциями жизнедеятельности, определяет его личность, поведение и сознание. К функциям коры относятся регуляция и обработка чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Хотя эти функции частично разделены между корой и средним мозгом. Кора мозга выполняет множество функций. Именно она определяет сознание человека, регулирует его поведение и позволяет мыслить. Также она позволяет взаимодействовать с окружающим миром на уровне рефлексов. Кора контролирует работу органов и обмен веществ. Однако ее функции гораздо обширнее и затрагивают многие аспекты деятельности человека.

Вопросы после § 32

Что понимают под процессом мышления? Свойственно ли мышление животным?

Ответ. Мышление человека - процесс многогранный, включающий и развитую до уровня символизации способность к обобщению и абстрагированию, и предвосхищение нового, и решение задач за счет экстренного анализа их условий и выявления лежащей в их основе закономерностей. В определениях, которые дают мышлению животных разные авторы, сходным образом отражаются всевозможные аспекты этого процесса, в зависимости от того, какие формы мышления выявляются теми или иными экспериментами.

Современные представления о мышлении животных складывались на протяжении всего XX столетия и во многом отражают использованные авторами исследований методические подходы. Интервал времени между некоторыми работами этого направления составил более полувека, поэтому их сопоставление позволяет проследить, как менялись взгляды на эту исключительно сложную форму высшей нервной деятельности.

У высокоорганизованных животных (приматов, дельфинов, врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и в самых разных ситуациях в естественной среде обитания.

В. Келер (1925), впервые исследовавший проблему мышления животных в эксперименте, пришел к выводу, что человекообразные обезьяны обладают интеллектом, который позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом проб и ошибок, а за счет особого механизма - «инсайта» («проникновения» или «озарения»), т.е. за счет понимания связей между стимулами и событиями.

В основе инсайта лежит, по мнению В. Келера, тенденция воспринимать всю ситуацию в целом и благодаря этому принимать адекват­ное решение, а не только автоматически реагировать отдельными реакциями на отдельные стимулы.

Как различаются функции левого и правого полушария?

Ответ. Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Как с мышлением связано воображение?

Ответ. Воображение тесно связано с мышлением:

Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Работать по новым учебникам Н.И. Сонина и В.И. Захарова интересно и увлекательно. Авторы существенно обновили не только теоретический и фактический материал школьного курса биологии, но и предложили новую структуру его изучения.
Задача учителя – сделать доступными сложность рассматриваемых проблем и объем фактического материала, не перегрузить урок второстепенными деталями и сведениями.
Схемы и рисунки в учебниках, нестандартные задания позволяют сочетать репродуктивную и творческую деятельность учащихся. Уровень их познавательной активности во многом будет зависеть от учителя, от его методических приемов.

ТРИЗ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой. Применение ее помогает развитию творческих способностей учащихся и реализации их личностного потенциала, учит анализировать, видеть проблему, противоречия, искать красивые, нестандартные способы их разрешения.

Основная идея теории заключается в том, что окружающий нас мир системен, а значит развивается и подчиняется определенным законам.

Система

Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных для выполнения определенных функций.
Примеры систем: ткань, растение, животное, человек, биоценоз, биосфера и т.п. (табл. 1).
Войдя в состав системы, отдельный элемент работает более эффективно и быстро развивается, но становится зависимым от системы и уже не может без нее существовать.
Главное свойство системы: она обладает качественно большими возможностями по сравнению с элементами, из которых она состоит.

Системный оператор

Любая система динамична, находится в развитии. У любой системы есть свои подсистемы и одновременно она является частью какой-либо надсистемы. Схематично это можно представить так:

(Примеры приведены в табл. 2.)

Схемой талантливого мышления Г.С. Альтшуллер назвал девятиэкранный системный оператор. (табл. 3). В центре его помещается интересующий нас объект и мы можем проанализировать его прошлое, увидеть будущее, найти ресурсы, спрогнозировать результаты.

Овладеть мышлением по системному оператору несложно. Главное – необходимо регулярно предлагать учащимся выполнять подобные задания и тогда системное восприятие событий, фактов будет происходить автоматически.

Любая система, достигшая потолка своего развития, всегда имеет «запасной выход» – переход в надсистему. Самый простой способ – объединение одной системы с другой такой же, например:

одноклеточный организм --> колониальный организм --> многоклеточный организм

При объединении одной системы с другой может происходить свертывание – отбрасываются лишние части, но возникает новое качество:

водоросли + грибы --> лишайник

Закон развития систем

Все системы находятся в постоянном развитии и подчиняются закону S-образного развития, т. е. любая система проходит следующие 3 обязательных этапа:

1-й этап – «детство» системы. Как правило, продолжается долго: идет процесс накопления и доработки новой системы.

2-й этап – расцвет системы, бурное ее развитие. Система совершенствуется, показатели ее сложности растут, но с какого-то момента улучшение становится невозможным, система остается на одном и том же уровне, наступает 3-й этап.

3-й этап – «старость» системы. Система перестает развиваться и совершенствоваться. В биологических системах 3-й этап не может продолжаться бесконечно долго. Если система недостаточно адаптивна к изменяющимся условиям, она обречена на гибель или в ее недрах зарождается новая, более совершенная система, которая постепенно заменит старую. Кроме того, эволюция не имеет обратного хода, и однажды исчезнувшие системы не рождаются вновь.

Графически жизнь системы можно изобразить универсальной кривой, показывающей, как меняются во времени темпы ее развития. Если на горизонтальной оси отложить время, а на вертикальной – показатели сложности изучаемой биологической системы, то получится график в виде S-образной кривой (1 – «детство»; 2 – «расцвет»; 3 – «старость»; А – гибель системы; Б – зарождение новой системы).

Примером может служить развитие человеческого организма. Если человек ведет здоровый образ жизни, он может продлить 3-й этап. Этому могут способствовать и своевременное лечение и операции по замене больных органов, но генетическая программа каждого живого организма приведет к постепенному угасанию функций и гибели организма.

Закон развития систем дает возможность прогнозировать ситуацию, видеть слабые стороны системы, предлагать интересные версии и гипотезы по сохранению старой и развитию новой системы. На одном из уроков родились проекты о будущем человечества: «под водой», «подземный город», «космическая станция», «бесприродный мир», «чужая планета». При разработке подобных проектов пригодятся знания по физике, химии, истории, будут полезны способности художника, дизайнера, изобретателя. Такие уроки могут перерасти в конференцию, научный семинар.

Приемы фантазирования

При изучении законов развития и функционирования биологических систем предложите учащимся использовать простые приемы фантазирования, преобразования обычного объекта (растения, животного), факта, явления.

    Принцип увеличения (или уменьшения) – проследить, как природа использовала этот принцип в эволюции динозавров, млекопитающих, морских животных. К каким результатам пришла, и что может быть в будущем.

    Принцип ускорения (или замедления) – рассмотрите на примере движения крови, движения животных (§ 16 в учебнике для 6-го класса) как влияет среда, организмы?

    Принцип изменения внешних связей – предположите изменение существенных связей между объектом и окружающей средой. Измените среду обитания организма. Ученики будут рассказывать, фантазировать, искать правильные решения, их не надо будет заставлять учить закон, они его откроют сами и запомнят навсегда.

    Принцип «наоборот» – измените свойство объекта на противоположное.

    Принцип динамизации – если объект (организм) статичен, «сделайте» его подвижным. Как изменятся его функции, органы, как будет происходить борьба за существование?

    Принцип универсализации – распространите свойство конкретного объекта на более широкую группу. Например, попробуйте представить, что произойдет, если у лягушки будет четырехкамерное сердце.

    Принцип вынесения – отделите от объекта присущее ему свойство, уничтожьте какую-либо функцию. Спрогнозируйте результат.

    Принцип смещения – представьте объект, существующий в несвойственном ему историческом времени.

Эти незамысловатые приемы пробудят интерес к предмету, помогут кроме знаний приобрести навыки исследовательской работы, умение отстаивать свои идеи, развивать творческие способности.

Творческие задачи по биологии

Чаще всего в биологии мы предлагаем так называемые «закрытые» задачи, т. е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения и единственно верный ответ. Решение подобных задач требует систематически наработанных знаний.

Но если ученик что-то пропустил, недоучил – решить такую задачу он не может. В результат пропадает интерес к предмету. Лучше предлагать открытые задачи: т. е. допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. Такие задачи можно назвать творческими: они содержат противоречия, допускают серию ответов, часто взаимоисключающих; для их решения требуется применение знаний из разных областей науки.

Вначале решать их учащимся будет трудно, они не умеют входить в режим поиска ответа, чувствуя противоречия, не пытаются их разрешать, а подбирают стандартные ответы.

Необходимо помогать использовать задачи как иллюстрации, яркие, запоминающиеся примеры к урокам. Дети научатся не только решать, но из интересных фактов конструировать собственные творческие задачи.

Примеры задач

    Почему змеи заползают на спящих людей? (Змеи холоднокровные и заползают погреться. )

    Некоторые морские птицы могут подолгу сопровождать теплоходы. Почему? (Надежный источник пищи .)

    Самка тигрового питона откладывает 40–50 яиц и обвивается вокруг кладки тремя-четырьмя кольцами. Получается живой кувшин, наполненный крупными змеиными яйцами. Зачем это нужно? (В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Для поддержания высокой температуры приходится прибегать к мышечной деятельности. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, сидя на яйцах, регулярно вздрагивает всем телом .)

    В питательной среде находятся бактерии. Их количество возрастает. Объясните ход графика. Предложите несколько гипотез.

Решение:

1-я гипотеза:

I – период интенсивного деления;
II – отдых, рост развитие (число не меняется);
III – новое деление, рост численности.

2-я гипотеза:

I – размножение;
II – исчерпаны ресурсы, голод;
III – а) если пища исчерпана, значит должен включиться новый ген, отвечающий за синтез ферментов, гидролизующих другое сырье; б) если заполнен поверхностный влой среды, уйти вглубь и получить шанс на развитие.

3-я гипотеза:

На II части возникает новая ситуация.

4-я гипотеза:

I и III участки – день;
II – ночь.

    Существует несколько типов размещения в пространстве животных и растений одного вида. Каковы причины и значения разного характера размещения?

I тип характерен для многих животных и растений:

а) защита, нападение, охота;
б) это могут быть колонии;
в) сидячие формы;
г) бесполое размножение, вегетативное размножение.

II тип складывается, если ни один из факторов (неравномерность биологических параметров среды, конкуренция) не оказывает сильного влияния на животных и растения.

III тип встречается реже:

а) из-за конкуренции;
б) у животных с территориальным поведением.

Идеальное домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

– сделать рисунок к теме;
– создать схему опорного конспекта;
– придумать биологическую задачу по теме;
– написать шпаргалку к уроку;
– подобрать из дополнительной литературы пример по изучаемой теме;
– составить кроссворд;
– построить модель цветка, растения, организма, системы;
– составить текст;
– придумать фантастический рассказ, например «жизнь организма в новой среде обитания»;
– найти описание эксперимента или придумать его самому.

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Изучение терминологии

Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием определений. Ребята должны понимать их смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система отработки его на каждом уроке, то и в памяти он остается недолго. И дело не столько в отсутствии тренировки, а главным образом в том, что еще не установилась связь с другими понятиями, нет логики целостного восприятия явления, процесса, предмета.

Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежит смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного, единственного. В процессе запоминания следует использовать зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, эмоциональную и смешанную памяти.

Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины или если они включены в игровую деятельность.

Наши методические ошибки (отсутствие системы в повторении терминов; заучивание без пауз, то есть без переключения видов деятельности; необоснованный объем учебного материала (норма запоминания – 5–9 слов); монотонность и однообразие форм работы; изучение терминов изолированно, вне связи с другими уроками; замена одних терминов другими более простыми и понятными) могут тормозить освоение терминологии.

Для качественного усвоения научного языка биологии рекомендую следующий алгоритм.

1. Проговаривание термина.
2. Запись на доске и в тетради.
3. Работа над усвоением орфографии термина.
4. Выявление этимологии термина.
5. Тренинг.
6. Морфологический и фонетический анализ термина.
7. Введение термина в тему и использование в разных ситуациях.

Эксперимент на уроках

Эксперимент помогает усвоению новых знаний и выводит науку из лаборатории в повседневную жизнь.
Опыты могут быть введены в структуру урока как демонстрация или часть лабораторной работы учащихся. Вот некоторые примеры.

Диффузия

В стеклянный цилиндр с водой бросить кристаллы какой-нибудь окрашенной соли. Через несколько секунд начнется видимый процесс медленного беспорядочного движения веществ из области высокой концентрации в низкую.
Внести (открыть) источник достаточно сильного запаха, например воспользоваться аэрозолем дезодоранта для туалетных комнат, – на разном удалении его почувствуют через разное время.

Эффект осмоса

В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким.

Дыхание листьев

На растении у четырех листьев смазать вазелином верхнюю поверхность, а у других четырех нижнюю поверхность. Листья, смазанные снизу, – завяли, другие не пострадали.

(На нижней поверхности листа находится много устьиц. Вазелин прекратил доступ кислорода и углекислого газа, следовательно, прекратился процесс дыхания и фотосинтеза .)

Транспирация

На лист растения надеть полиэтиленовый пакетик. Через несколько часа внутри пакета будут видны капельки воды.

Фототропизм

Поставить растение на светлое место. Все листья повернутся к окну, его крона будет асимметричной. (В растениях вырабатывается гормон ауксин, который способствует удлинению клеток. Накапливается ауксин на темной стороне стебля и заставляет клетки вырастать длиннее обычных – это фототропизм. )

Капиллярность, тургор

Изготовить из плотной промокательной бумаги (салфетки, газеты) цветок, вырезав четыре лепестка диаметром около сантиметра.
Согните лепестки к центру, чтобы они перекрыли друг друга.
Положите цветок в воду. Он сразу начнет «распускаться». (Движение лепестков реального цветка обусловлено тургорным эффектом. В растениях, как и в бумаге, есть капилляры. Вода по ним поступает во все части цветка. )

Важным направлением исследований являются работы Ж. Пиа­же и его сотрудников. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, глав­ным образом ту, которая представлена в работах представителей Вюрцбургской школы и к которой он относится критически. Давая определения интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трак­товки как «психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Кёлер). Сам Ж. Пиаже определяет интеллект как «прогресси­рующую обратимость мобильных психических структур» , считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к кото­рому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассими­лятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой» . Формулы эти нуждаются, естественно, в расшиф­ровке. Один из традиционных способов выявления специфики мышления заключается в том, что его сравнивают с восприятием, т. е. другой формой познания. По этому же пути идет и Ж. Пиаже: «Восприятие-это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осущест­вляющегося контакта с ними, тогда как интеллект - это знание (курсив мой -О. Т.), существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные рас­стояния между субъектом и объектом» .

Одним из исходных является различение объекта и субъекта. Объект-это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект - это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определенные отношения. Теория Ж. Пиаже включает в себя два основных компонента: учение о функциях интеллекта и учение остадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характе­ристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяются следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, назван­ных ассимиляцией и аккомодацией. Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инвариан­ты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность ин­теллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленять нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом в ходе его познавательной активности некоторых ха­рактеристик познаваемого объекта. «Аккомодация» - это про­цесс приспособления самого познающего субъекта к разнообраз­ным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Про­исходит не только воспроизведение индивидом" отдельных и це­лостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному пе­риоду, Ж. Пиаже называет познавательной структурой. Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта заклю­чается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описании функционирования интеллекта в качестве одного из основных используется термин «схема». Схема-это познавательная структура, относящаяся к классу сходных дейст­вий, имеющих определенную последовательность, которая пред­ставляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором состав­ляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Ж. Пиаже об организованной природе интеллекта. К числу основ­ных в теории Ж. Пиаже относится понятие «равновесие». Имеется в виду равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояния сбалансиро­ванного и несбалансированного равновесного состояния.

Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, включает в себя выделение четырех стадий такого развития: 1) сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет); 2) дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет); 3) пе­риод конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет); 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овла­дения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной актив­ности ребенка состоит в прослеживании будущих результатов движения (как элементарной форме передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов есть станов­ление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязан­ность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций.Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внеш­них, предметных действий. В отличие от последних операция есть действие сокращенное, оно совершается не с реальными предме­тами, а с образами, символами, знаками, организовано в опреде­ленную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (имеется в виду наличие симметричной и противоположной ей операции, которая, исходя из результатов первой восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение). Развитие детского мышления понимается как смена описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Ж. Пиаже-это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций (анализ концепции см., например, в ). Привлекательными сторонами этой концепции являются генетический подход при решении общепсихологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание, что интел­лектуальная деятельность, не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого -познающего субъекта, которое, предопределяет последую­щие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятель­ности. Вместе с тем нельзя не отметить ограниченность этой кон­цепции. Пытаясь выделить основные характеристики интеллекта, Ж. Пиаже решает эту задачу путем привлечения прежде всего биологических и даже физических понятий (представление о рав­новесии). Развитие структуры интеллекта Ж. Пиаже описывает с помощью понятий логики и математики. Однако в этих понятиях чрезвычайно трудно выразить то новое качество, которое появ­ляется на уровне человеческого интеллекта по сравнению с тем, что есть в биологических, физических или абстрактных логико-ма­тематических системах. Представление о том, что интеллект есть организованное целое, является правильным, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, направленного на добычу пищи. Интеллект человека оказываетсябио-логической функцией. В учении о развитии интеллекта абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, форми­рующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком «привязаны» к возрасту. Так, в исследованиях П. Я. Гальперина и его школы было показано, что при специально организованном целенаправленном обучении можно сформировать формальные операции (классификации) уже у старших дошкольников. В тео­рии Ж. Пиаже не получил освещения вопрос о функциональном развитии, в результате онтогенетическое и функциональное раз­витие остаются несоотнесенными. Формально-логическое мышле­ние как высшее развитие, в онтогенезе трактуется ограниченно, так как в подростковом возрасте достигает «завершенных состоя­ний», «конечного равновесия» .

Глава 10. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

§ 7. МЫШЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Важным направлением исследований являются работы Ж. Пиа¬же и его сотрудников. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом ту, которая представлена в работах представителей Вюрцбургской школы и к которой он относится критически. Давая определения интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трактовки как «психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания » (К. Бюлер , В. Кёлер). Сам Ж. Пиаже определяет интеллект как «прогрессирующую обратимость мобильных психических структур» , считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой» . Формулы эти нуждаются, естественно, в расшифровке. Один из традиционных способов выявления специфики мышления заключается в том, что его сравнивают с восприятием, т.е. другой формой познания. По этому же пути идет и Ж. Пиаже :

«восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляющегося контакта с ними, тогда как интеллект - это знание (курсив мой - О. Т.), существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом» .

Одним из исходных является различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект - это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определенные отношения. Теория Ж. Пиаже включает в себя два основных компонента: учение о функциях интеллекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяются следующие: организация и приспособление (адаптация). адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, названных ассимиляцией и аккомодацией. Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленять нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. смысл термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом в ходе его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта.

«аккомодация » - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит не только воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Ж. Пиаже называет познавательной структурой. Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описании функционирования интеллекта в качестве одного из основных используется термин «схема».

Схема - это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Ж. Пиаже об организованной природе интеллекта. К числу основных в теории Ж. Пиаже относится понятие «равновесие». Имеется в виду равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояния сбалансиро-ванного и несбалансированного равновесного состояния.

Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, включает в себя выделение четырех стадий такого развития:

  1. сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет);
  2. дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет);
  3. период конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет);
  4. период формальных операций.

Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка состоит в прослеживании будущих результатов движения (как элементарной форме передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций.

Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних, предметных действий. В отличие от последних операция есть действие сокращенное, оно совершается не с реальными предметами, а с образами, символами, знаками, организовано в определенную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (имеется в виду наличие симметричной и противоположной ей операции, которая, исходя из результатов первой восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение). Развитие детского мышления понимается как смена описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Ж. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций (анализ концепции см., например, в ). Привлекательными сторонами этой концепции являются генетический подход при решении общепсихологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание, что интеллектуальная деятельность, не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта, которое, предопределяет последующие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятельности. Вместе с тем нельзя не отметить ограниченность этой концепции. Пытаясь выделить основные характеристики интеллекта, Ж. Пиаже решает эту задачу путем привлечения прежде всего биологических и даже физических понятий (представление о равновесии).

Развитие структуры интеллекта Ж. Пиаже описывает с помощью понятий логики и математики. Однако в этих понятиях чрезвычайно трудно выразить то новое качество, которое появляется на уровне человеческого интеллекта по сравнению с тем, что есть в биологических, физических или абстрактных логико-математических системах. Представление о том, что интеллект есть организованное целое, является правильным, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, направленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией. В учении о развитии интеллекта абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком «привязаны» к возрасту. Так, в исследованиях П.Я. Гальперина и его школы было показано, что при специально организованном целенаправленном обучении можно сформировать формальные операции (классификации) уже у старших дошкольников. В теории Ж. Пиаже не получил освещения вопрос о функциональном развитии, в результате онтогенетическое и функциональное развитие остаются несоотнесенными. Формально-логическое мышление как высшее развитие, в онтогенезе трактуется ограниченно, так как в подростковом возрасте достигает «завершенных состояний», «конечного равновесия» .

К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."

Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.

Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.



Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.

"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.

2. Тщательная разработка клинического метода

3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.

4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.

"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).

2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.

3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.

В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.