Эффективный бюджет. Принципы эффективного бюджетирования Бюджетная эффективность госпредприятий формула расчета

В соответствии с требованиями органов государственного или регионального управления может быть необходимо определить бюджетную эффективность проекта для бюджетов различного уровня. Для этой цели определяется бюджетный эффект проекта, который затем становится основой для расчета всех необходимых показателей.

Бюджетный эффект определяется для каждого расчетного шага проекта как разность между доходами и расходами бюджета, связанными с осуществлением данного проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта. В зависимости от формы собственности, только из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

· субсидии (долевое участие) из бюджетов всех уровней;

· кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

· прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

· выплаты по государственным ценным бумагам;

· государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам.

В состав доходов бюджета включаются:

· налоги и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные предприятиями участников проекта в части, относящейся к его осуществлению;

· увеличение (со знаком «минус» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

· поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

· дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта, а также доходы от продажи этих акций;

· поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

· платежи в погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются показатели эффективности проекта с точки зрения бюджета. Перечень показателей и формула их расчета не отличаются от показателей коммерческой эффективности проекта.

При определении бюджетной эффективности используется ставка дисконтирования, определяемая как сумма ставки рефинансирования Центрального банка РФ и премии за риск, определяемой по таблице, приведенной в предыдущем подразделе. Если расчеты выполнялись в постоянных ценах, то дополнительно производится приведение номинальной ставки дисконтирования к реальной ставке.

Анализ рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Методы анализа

Оценка и изучение рисков инвестиционного проекта должна начинаться с выявления факторов, которые вероятно могут повлиять на результаты проекта и привести к отклонению хода проекта от запланированного варианта. Методы отбора факторов риска зависят от сути проекта и особенностей отрасли. Рекомендуется представить результат работы по изучению факторов риска в виде матрицы «значимость/вероятность» , в которой каждый фактор риска относится к одному из уровней значимости:

· высокая значимость – данный фактор может существенно влиять на результаты и привести к повалу проекта;

· средняя значимость – фактор оказывает заметное воздействие на результаты проекта;

· низкая значимость – отклонения, связанные с данным фактором, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом;

а также к одному из уровней вероятности:

· высокая вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, являются ожидаемыми или очень возможными, это область, в которой сложно делать точные прогнозы;

· средняя вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, возможны, но не очень распространены;

· низкая вероятность – ожидается, что никаких отклонений по данному фактору не будет, хотя теоретически они и возможны.

Для подробного анализа выбираются факторы, которые имеют достаточно высокую значимость и вероятность в изучаемом проекте.

В качестве основных методов анализа рисков в бизнес-планах могут применяться:

· составление сценариев развития проекта;

· построение графиков чувствительности и определение предельных допустимых значений неопределенных факторов;

· расчет точки безубыточности;

· вероятностный и статистический анализ.

Сценарии развития проекта подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта.

Сценарии могут быть описаны как отдельно, в разделе анализа рисков, так и в основной части бизнес-плана (в этом случае весь анализ проекта ведется с упоминанием каждого из сценариев).

Графики чувствительности проекта являются вариантом сценарного анализа, при котором варьируется значение только одного фактора, а результаты анализа представляются в виде графической зависимости итогового показателя от изменений этого фактора.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им нестабильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. Наиболее важные из таких параметров, это:

· объем продаж;

· цены на продукцию (услуги) проекта;

· цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы.

Также, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

· объем капитальных затрат;

· задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;

· величину постоянных операционных затрат;

· ставку дисконтирования;

· прогнозные темпы инфляции;

· обменные курсы валют, и т.п.

К типичным результатам финансовых прогнозов, которые используются как итоговые показатели анализа чувствительности, относятся:

· показатели инвестиционной привлекательности (NPV, IRR, PBP);

· показатели финансовой устойчивости;

· срок возврата кредита;

· оценка рыночной стоимости компании.

Если проект имеет несколько сценарием развития, которые сформулированы как «базовый», «пессимистический» или «оптимистический» сценарии, то графики чувствительности всегда строятся только для базового сценария проекта.

Отклонение фактора, при котором итоговый показатель проекта перестает быть приемлемым, является предельно допустимым значением фактора и может быть отдельно рассмотрено в анализе рисков. Рекомендуется проанализировать и обосновать вероятность (или невозможность) изменения фактора неопределенности на величину большую чем предельно допустимая.

Оценка чувствительности проекта к изменению объемов продаж может быть представлена как анализ безубыточности проекта. Уровень безубыточности может быть приблизительно оценен по следующей формуле:

где каждая составляющая формулы берется из соответствующей статьи отчета о прибылях и убытках.

Уровень безубыточности может меняться от периода к периоду проекта. Рекомендуется представить в анализе риска средний уровень безубыточности, установившийся после выхода производства на проектную мощность. Периоды, в течение которых происходит строительство и запуск производства, а также выход на стабильную деятельность, в расчете уровня безубыточности не применяются.

Уровень безубыточности, близкий к 1, указывает на высокую чувствительность проекта к колебаниям спроса. Достаточный уровень безубыточности зависит от отрасли и индивидуальных особенностей проекта, но в среднем можно считать проект устойчивым к колебаниям спроса, если его уровень безубыточности не превышает 0,6-0,7.

В отдельных случаях допустимо включать в анализ рисков инвестиционного проекта использование методов статистического и вероятностного анализа (такие, как метод Монте-Карло). Однако следует с особой осторожностью относиться к применению этих методов и, в частности, ограничить (а лучше – полностью исключить) использование экспертных оценок при подготовке исходных данных для них.

Снижение рисков

Анализ влияния рисков на результаты проекта должен сопровождаться описанием мер, запланированных для снижения этих рисков. К традиционным мерам снижения рисков относится:

· Рисков, связанные с продажами:

o заключение предварительных договоров на поставки;

o привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o использование договоров типа «бери или плати»;

o контроль за каналами продаж.

· Риски, связанные с величиной затрат:

o заключение предварительных договоров с поставщиками;

o привлечение поставщиков в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o вертикальная интеграция производства (т.е. сосредоточение в своих руках всех этапов производства и продаж от исходного сырья до конечного покупателя);

o использование принципов ценообразования, при которых изменение некоторых видов затрат автоматически переносится в стоимость конечной продукции (услуг);

o увеличение доли переменных затрат (например, использование сдельной зарплаты или аутсорсинга);

o внедрение механизмов бюджетного планирования.

· Риски, связанные с инвестиционной фазой проекта:

o привлечение надежного подрядчика;

o завершение проектно-изыскательских работ;

o заключение договоров, предполагающих комплексную ответственность подрядчика за результаты строительства;

o привлечение подрядчика в качестве соинвестора или партнера проекта.

· Риски, связанные с технологическими сбоями и гибелью имущества:

o использование высококачественного оборудования;

o заключение договоров на обслуживание и контроль оборудования;

o страхование имущества.

· Финансовые риски:

o использование фиксированных ставок по кредитам;

o повышение коэффициента покрытия долга.

· Юридические риски:

o предварительное получение лицензий и разрешений;

o письма поддержки от представителей местной власти.

Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, рекомендуется дать информацию о мерах, которые могут быть приняты для снижения рисков отдельных участников проекта, в первую очередь – банка.

К таким мерам может относиться:

· предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит инициатор проекта;

· предоставление ликвидного залога, рыночная стоимость которого не подвержена значительным колебаниям.

Если в рамках проекта предусмотрены эти или иные меры, направленные на снижение рисков, они должны быть упомянуты в бизнес-плане.

Приложение 1. Финансовая модель инвестиционного проекта

Бюджет инвестиционного проекта готовится для представления потенциальным инвесторам и должен обеспечивать их возможностью изучить подробности финансовых прогнозов, самостоятельно проверить логику расчетов и провести интересующие их вычисления. В связи с этим, бизнес-план, как правило, должен сопровождаться финансовой моделью. Ниже приведены основные требования и пожелания к этой модели.

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования. Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету.

БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - финансовые последствия осуществления инновационного проекта (в т.ч. кадрового нововведения) для федерального, регионального или местного бюджета. Основным показателем Б.э., используемым для обоснования предусмотренных в инновационном проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект. Бюджетный эффект для определенного периода времени (шага) осуществления инновационного проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых

ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12\47 от 31 марта 1994 г.). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов: коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федеральною, регионального или местного бюджета; народнохозяйственная экон. эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экон. эффективность.

дисконтированный доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; срок окупаемости; бюджетная эффективность; поток реальных денег; сальдо реальных денег.

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия для федерального, регионального или местного бюджета;

Бюджетная эффективность определяется отдельно для федерального, регионального и местного бюджетов при расчете бюджетных эффектов.

Бюджетная эффективность - отношение объема поступлений в бюджет к объему платежей из бюджета;

Коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реализации проектов;

Основным показателем эффективности инвестиционных проектов является срок окупаемости2 (коммерческая эффективность) и отношение объема поступления в бюджет предприятия к объему платежей из бюджета (бюджетная эффективность) (см. гл. 22).

Если в реализации инвестиционного проекта участвуют средства бюджетов, т.е. в роли соинвестора выступает государство, то рассчитывается бюджетная эффективность. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета.

Оценка финансовой эффективности коммерческого проекта опирается на прогнозируемые потоки денежных средств, рассчитанные на основе цен внутреннего рынка на проектные ресурсы и его продукты. Этот процесс находит отражение в проектируемой бухгалтерской отчетности о результатах хозяйствования будущего проекта-предприятия, что позволяет в конечном счете показать конкретные финансовые выгоды для участников проекта (например, фирм-учредителей, отдельных акционеров, банков или иных финансовых структур). Однако финансовый анализ не в состоянии отразить в полной мере результаты проекта для общества или экономики в целом, даже если будет учтена бюджетная эффективность проекта - налоги разных уровней бюджетов. Необходимо использование методов экономического анализа, имеющего целью количественно выразить влияние проекта на экономику в целом, его выгодность для отдельных групп в обществе.

Эффективность инвестиционного проекта. Сущность и виды. Принципы оценки эффективности. Особенности оценки общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.

Показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

участниками, привлекающими кредитные или заемные средства, и доли отдельных участников, представляющих свое имущество или средства для финансирования проекта, в общем объеме инвестиций. Показатели бюджетной эффективности отражают Бюджетная влияние результатов осуществления проекта на эффектив- доходы и расходы соответствующего (федералыю-

/// группа характеризующиеся высокими ценовыми показателями: стоимость типового жилья составляет 6400 7500 руб./ м"; показатель престижности самый высокий по городу; экологическая обстановка неудовлетворительная. Сюда относятся наиболее «дорогие» территориальные зоны, обладающие довольно высокими архитектурно-художественными качествами, развитой инфраструктурой. Это обуславливает сохранение и развитие различных видов деловых, административных и культурных функций входящих в данную группу территорий с целью укрепления экономической базы, повышения ценности недвижимости и бюджетной эффективности этой части города. Рекомендуется ликвидация объектов промышленно-коммунального назначения, не соответствующих экологическим требованиям и ветхого жилого фонда, реконструкция пятиэтажных зданий с малометражными квартирами посредством надстройки мансардных этажей и переоборудования первых этажей для развития малого бизнеса, а также строительство подземных гаражных комплексов взамен стихийных гаражей во дворах; развитие системы зеленых насаждений общего пользования.

В этой подсистеме осуществляются комплексные расчеты эффективности внешней торговли по большому кругу товаров и стран за отчетный и плановый периоды по методикам народнохозяйственной и бюджетной эффективности.

Показатели эффективности инвестиционных проектов в новых методических подходах обобщены в три группы: показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для непосредственных участников; показатели экономической эффективности, учитывающие стоимостную оценку затрат и результатов, связанных с реализацией проекта; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета.

В некоторых случаях важной является оценка бюджетной эффективности инвестиций. Этот случай реализуется, когда бюджетные средства инвестируются в проект на безвозвратной основе, однако в результате выполнения проекта должен возникнуть устойчивый бизнес как источник доходов в бюджеты всех уровней. Таким образом, возврат инвестиций осуществляется в виде налоговых поступлений от инновационной деятельности. Коэффициент бюджетной эффективности инвестиций может быть рассчитан как сумма налоговых поступлений от результатов инновационной деятельности, отнесенная к сумме бюджетных средств, выделенных на осуществление проекта за одинаковой промежуток времени. По аналогии может быть определен срок окупаемости бюджетного финансирования инновационных проектов.

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Альтернативные инвестиционные проекты сравнивают по показателям коммерческой и бюджетной эффективности. Важнейшей характеристикой коммерческой эффективности инвестиционных проектов является срок (период) окупаемости затрат, а б ю д ж е г н о и эффективности - отношение объема поступлений в бюджет к объему ассигнований из бюджета.

1. Оценку доходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности), потребностей технического обновления отраслей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, участия территории в экспортно-импортных операциях, качества производственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортными магистралями и т. д. Эти данные составляют информационную базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ, т.е. по месту расположения ее подразделений (рис. 12.4.). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

ВЫБОР ОРИЕНТАЦИИ ОТДЕЛЕНИЙ. Различные типы дивизиональной структуры имеют одни и те же преимущества и недостатки потому, что имеют одну и ту же цель - обеспечить более эффективную реакцию организации на тот или иной фактор окружающей среды. Продуктовая структура позволяет легко справляться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Региональная структура позволяет организации более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения ее рыночных зон. Что касается структуры, ориентированной на потребителя, она дает организации возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых она более всего зависит. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов организации и достижения ее целей.

Два наиболее широко распространенных типа глобальных структур - это глобальная продуктовая структура и глобальная региональная структура (рис. 12.7а. и 12.76., соответственно).

Рис. 12.7а. и б.Глобальная продуктовая структура (а); Глобальная региональная структура (б).

На третьей стадии - региональной - определяется региональная структура различных прогнозируемых переменных, имеющих ключевые значения для конкретных регионов.

Поэтому требуется не одна итерация, чтобы с учетом народнохозяйственных и региональных интересов, а также ресурсных и других ограничений всего национального хозяйства найти приемлемые варианты, в которых получат свое отражение и количественные параметры, и региональная структура каждой отрасли.

Как и МВФ, ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу: часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. Вместе с тем региональная структура ГВБ более разветвленная, чем у МВФ. Кроме того, в организациях ГВБ более представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

Региональная структура. В данном случае отдельные дивизионы ответственны за продвижение продукта на конкретной территории. Такой подход позволяет более гибко учитывать местные традиции, законодательство, особенности рынка.

Поставщики Структура, в % к общему числу поставщиков Региональная структура, в % к числу поставщиков каждого вида

Региональная структура управления в чистом виде встречается в настоящее время у небольшого числа компаний. В основном это фирмы слабо диверсифицированные, с преобладанием в производственной структуре одного-двух однородных продуктов. Для таких фирм главным является приближение к каждому конкретному рынку и приспособление к его национальным особенностям и потребностям конечных потребителей. Такая организационная структура характерна для некоторых нефтяных компаний ("Галф ойл", "Ройялдатч-Шелл"), а также для канадской компании "Месси-Фергюссон" - производителя сельскохозяйственных машин, промышленного и строительного оборудования, швейцарской пищевой монополии "Нестле", англо-голландской - "Юнилевер".

Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры управления являются трудности передачи технической информации заграничным дочерним компаниям, а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно усиливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной структуре управления, - это возможность дублирования линейной и функциональной ответственности, в особенности в региональных отделениях.

7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности....... 57

Показатели общественной6 эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. "Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку;их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

В расчетах региональной эффективности социальная норма дисконта может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.

Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. В случае, когда в качестве региона рассматривается страна в целом, эти показатели именуются также показателями народнохозяйственной эффективности.

Примерная форма расчета региональной эффективности дается в табл. ГО. 13 (Приложение 3).

Увеличивать норму дисконта (в расчетах коммерческой эффективности - коммерческую, в -"" расчетах общественной и региональной эффективности - социальную, в расчетах-бюджетной

Указанные формулы целесообразно применять и в том случае, когда проект предусматривает получение государственной гарантии. В этом случае в число сценариев должны быть включены и такие, когда заемные средства полностью не возвращаются и государству (федеральному или региональному бюджету) приходится расплачиваться по выданной гарантии. По таким сценариям при расчете общественной, бюджетной и региональной эффективности в состав затрат включаются выплаты непогашенных сумм по гарантии. Математическое ожидание указанных выплат может быть использовано для оценки альтернативной стоимости государственных гарантий.

Безрисковая социальная (общественная) норма дисконта, используемая для оценки общественной и региональной эффективности, считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления экономикой народного хозяйства России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны. Впредь до ее централизованного установления она может приниматься на уровне безрисковой коммерческой нормы дисконта, принятой для оценки коммерческой эффективности проекта в целом.

Таблица ПЗ. 15 Денежные потоки и показатели региональной эффективности проекта

Примечание:* В случае необходимости (см. п. П6.2 Приложения 6 и примечание к табл. П3.8). Далее расчет региональной эффективности проводится так же, как расчет общественной, коммерческой и другой эффективности

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность оценки эффективности. Виды эффективности. Принципы оценки эффективности

Финансовый анализ изучение основных параметров коэффициентов и мультипликаторов дающих объективную оценку финансового состояния предприятия а.. Цели и задачи финансового анализа.. Цель финансового анализа характеристика финансового состояния предприятия бизнеса группы компаний..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность оценки эффективности. Виды эффективности. Принципы оценки эффективности
Сущность и необходимость оценки инвестиций Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения ср

Подготовка информации для оценки эффективности Проекта. Оценка финансового состояния реципиента
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАСЧЕТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ - сведения о проекте и его участниках; СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ продолжительность строительства; об

Cтатические и динамические методы оценки эффективности ИП
Методы дисконтирования. Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платеже

Виды финансового анализа
Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды. По пользователям: - внутренний финансовый анализ - финансовый анализ проводят сотрудники компании. - внешний финансовый ан


В качестве основных источников информации для проведения финансового анализа могут использоваться: 1. Внешние данные: - состояние экономики, финансового сектора, политическое и эк

Дисконтирование и выбор нормы дисконтирования
Дисконтирование - это приведение всех денежных потоков в будущем (потоков платежей) к единому моменту времени в настоящем. Дисконтирование является базой для расче

Достоинства и недостатки
Положительные качества ЧДД: 1. Чёткие критерии принятия решений. 2. Показатель учитывает стоимость денег во времени (используется коэффициент дисконтирования в формулах).

Внутренняя норма доходности финансовых инструментов
Внутренней доходностью для финансовых инструментов называют процентную ставку, при которой приведенная стоимость будущего потока платежей по данному финансовому инструменту совпадает с его рыночной

Применение в ссудном проценте и использование эффективной процентной ставки потребителем
По требованиям ЦБ, банки обязаны указывать ЭПС - эффективную процентную ставку (рассчитанную по формуле, приведённой в статье первой). Данная ставка может быть самостоятельно рассч

Дисконтированный индекс доходности DPI
Одним из вариантов модификации понятия окупаемости заключается в суммировании всех дисконтированных денежных потоков (доходов от инвестиций) с последующим делением суммы на дисконтированный инвести

Основные показатели эффективности проектов: NPV, NV, индексы доходности
Текущая стоимость в инвестиционном анализе NV Арифметическая сумма всех денежных оттоков и притоков, порожденных инвестицией, называется текущая стоимость (NV). Применяется для расчета коэ

Основные показатели эффективности проектов: IRR, MIRR
Лучше иметь немного показателей инвестиционного проекта, но эти показатели должны быть рассчитаны с высокой степенью достоверности и полностью охватывать основные характеристики инвестиционного про

Недостатки метода дисконтирования, противоречивость критериев эффективности
Рассмотрим более подробно некоторые типы несоответствия проектов и способы разрешения конфликтов между NPV, IRR и PI при ранжировании проектов по степени привлекательности. Несоответствие

Альтернативные подходы к оценке эффективности. Метод Гордона. Метод реальных опционов
Модель Гордона является вариацией модели дисконтированиядивидендов, методом для вычисления цены акции или бизнеса. Данная модель часто используется для оценки стоимости внебиржевых

Оценка инвестиционных проектов методом реальных опционов
Динамические критерии экономической эффективности инвестиций несовершенны т.к. в частности не учитывают возможность внесения необходимых изменений в ход реализации проекта в условиях неопределённос

Недостатки метода реальных опционов
Высокая трудоёмкость, необходимость сбора большого объёма информации, угроза чрезмерного оптимизма и завышенной оценки проекта, амбиции менеджеров. Опцион существует лишь тогда, когда менеджеры дей

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся: · притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательст

Учет затрат и выгод общества
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказыва

Понятие риска. Отношение к риску. Риск и доходность
Риск – это комбинация вероятности события и его последствий (ISO/IEC Guide 73). Риск и неопределенность Процессы принятия решений в управлении проектами происходят, как пра

Оценка риска. Количественные и качественные методы
Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повли

Формы и принципы. Система и процессы риск-менеджмента
Управление риском состоит в умен… Популярный сегодня термин «риск-менеджмент» проблематичен с т.з. предмета, объекта управления и взаимосвязи риск-менеджмента с другими сферами управления

Любой проект неразрывно связан с неопределенностью и рисками
Неопределенность в проекте – это недостаток или отсутствие информации, знаний или понимания возможных последствий предпринимаемых действий, решений или событий. Результатом присутствия неопр

Уклонение
Уклонение от риска предполагает изменение плана управления проектом таким образом, чтобы исключить угрозу, вызванную негативным риском, оградить цели проекта от последствий риска или ослабить цели,

Принятие
Эта стратегия означает, что команда проекта приняла решение не изменять план проекта в связи с риском либо не нашла иной подходящей стратегии реагирования на риски, поскольку либо вероятность риска

Выбор стратегии реагирования на риски
Выбор стратегии реагирования на риски определяется вероятностью реализации риска, оцениваемой величиной последствий риска в случае его реализации. Возможно применение одновременно нескольких страте

Стратегии реагирования на непредвиденные обстоятельства
Некоторые способы реагирования предназначены для использования только в случае возникновения определенных событий, то есть реализации рисков. Применительно к некоторым рискам команда проекта может

Методы выявления рисков: метод «события-последствия»
Метод "события – последствия" (в англоязычной литература имеет название HAZOR – HazardandOperabilityResearch) – это тот же метод деревьев событий, но только без использования графи

Направления Duediligence
Направления: Содержание: Финансовое: - общий аудит; - оценка финансового положения предприятия;

Duediligence в текущей деятельности компании
Однако неверно отождествлять Duediligence только с действиями при покупке компании, Duediligence может иметь место и в текущей деятельности компании. В частности он может выражаться в построении на

Преимущества и недостатки обеспечительных мер
Eще один из способов оптимизации бизнес процессов взаимодействия с контрагентами - страхование риска возникновения просроченной де

Бухгалтерская отчетность - это информационное сообщение
Говоря об анализе бухгалтерской отчетности, мы должны рассматривать ее содержание как определенное информационное сообщение. Информацию об отдельных хозяйственных фактах и финансовом положении фирм

Бухгалтерская отчетность и вероятность
Что означает сказанное выше? Говоря о влиянии вероятности того или иного сценария развития событий, связанных с отражаемыми в учете фактами хозяйственной жизни, необходимо исходить из того, что бух

Не отражаем, а признаем
Именно признание - это термин, который может должным образом охарактеризовать изменение отчетности вследствие бухгалтерских записей на счетах. Признание определенных элементов отчетности (активов,

Бухгалтерская отчетность и риск
Риск - это возможность наступления определенных событий. Обычно, говоря о риске, имеют в виду события так или иначе неблагоприятные. Однако правильнее будет говорить о событиях, отличных от тех, ож

Блоки управленческой информации
Для руководителей с учетом основных сфер их ответственности и целей, стоящих перед ними, я бы выделила следующие важные блоки управленческой информации, с которой можно работать на регулярной основ

Формирование управленческой отчетности
Важна также форма представления управленческой отчетности руководству. Наиболее типичными формами являются текстовая, табличная и графическая. Но далеко не всякий руководитель готов читать тексты и

Алгоритм действий
Основываясь на своем опыте, постараюсь коротко изложить основные действия, выполнение которых позволит относительно безболезненно поставить основы управленческого учета, чтобы потом его совершенств

Методы выявления рисков: метод построения деревьев событий
Дерево событий - алгоритм рассмотрения событий, исходящих от основного события (аварийной ситуации). Дерево событий (ДС) используется для определения и анализа последовательности (варианто

Анализ чувствительности, учет риска при анализе эффективности проекта
Анализ чувствительности проекта Задача количественного анализа состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов на эффективность проекта. Общая схема анализа чув

Метод сценариев, стохастическое моделирование
Вероятностные методы оценки рисков Риск, связанный с проектом, характеризуется тремя факторами: 1) событием, связанным с риском; 2) вероятностью рисков; 3

Методы противодействия частным рискам
Страхование рисков; уклонение от рисков (избежание), передача рисков; распределение (разделение) и диверсификация рисков; объединение рисков; лимитирование рисков; резервирование средств (создание

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Бюджетная эффективность в /-м году осуществления проекта определяется как разница между доходами соответствующего бюджета 2), и расходами Р,\

Интегральная бюджетная эффективность рассчитывается по формуле

з1я = 1[(Д-Л)/(1 + я)"]-

Иными словами, сумма дисконтированной годовой бюджетной эффективности равна

^ инт 2^ " ? г=1

В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделенные для прямого бюджетного финансирования проекта на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220;

кредиты банков, выделенные в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

выплаты по государственным ценным бумагам и т.п.

В состав доходов бюджета включаются:

налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентовые платежи в данном году в бюджет от российских и иностранных предприятий и фирм-участниц для осуществления проекта;

увеличение (со знаком «-» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

средства, поступающие в бюджет за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, плата за недра и т.п.;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), производимой в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

доход от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов по проекту, выделенных за счет средств бюджета;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, фонды занятости населения, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

На основании показателей годовой бюджетной эффективности определяются также ее дополнительные показатели:

внутренняя норма бюджетной эффективности;

срок окупаемости бюджетных затрат;

степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, определяемая по формуле

где Ринт - интегральные бюджетные расходы;

Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые па уровне государства и региона.

Показатели народно-хозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также участников проекта.

Наиболее экономичным вариантом проекта с учетом государственной поддержки является вариант с наибольшими показателями интегральной и народно-хозяйственной экономической эффективности. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

конечные производственные результаты, т.е. выручка;

социальные и экономические результаты;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы.

В состав затрат проекта включаются затраты, необходимые для его реализации (текущие и единовременные) и исчисленные без повторного счета.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов проекта включаются:

выручка от реализации продукции;

социальные результаты.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия, исчисленные без повторного учета (не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

При оценке эффективности проекта необходимо учитывать фактор риска и неопределенности.

Неопределенность - неполная или неточная информация об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

К наиболее существенным видам инвестиционных рисков относятся:

риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

риск возникновения неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;

неполная или неточная информации о динамике техникоэкономических показателей, новой технике и технологиях;

колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак);

неполная или неточная информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Для учета фактора неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используются следующие методы: 1)

проверка устойчивости; 2)

корректировка параметров проекта и экономических показателей; 3)

формализованное описание неопределенности.

По методу проверки устойчивости предусматривается составление плана реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных для каких-либо участников условий. При этом оцениваются возможные доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, а влияние фактора дисконта не учитывается.

Степень устойчивости проекта относительно возможных изменений условий реализации может быть определена с помощью показателя предельного уровня объема производства, цен на производимую продукцию и др.

Точка безубыточности отражает объем продаж, при котором выручка от реализации равняется затратам на производство, т.е. Ц(2 = С(), где Ц - цена; С - себестоимость единицы продукции; 0 - объем годовой реализации (временной интервал может изменяться). Прибыль будет обеспечена при условии, если Ц(2 > С(). При Ц() ТБу = Зу_пост / (Ц - Зу_пер),

где 3у.пост - условно-постоянные затраты;

ц - цена единицы продукции;

Зу-пер ~~ условно-переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Расчет усложняется, если при изменении объемов производства или уровня использования производственных мощностей величина издержек изменяется непропорционально.

Неопределенность условий реализации проекта может учитываться также путем корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих случаях:

сроки строительства, реконструкции и других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;

учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;

учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств.

Метод формализованного описания неопределенности при оценке инвестиционных проектов включает следующие этапы: 1)

описание всего множества возможных условий реализации проекта и соответствующих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности; 2)

преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях различных условий реализации и соответствующих показателей эффективности или об интервалах их изменения; 3)

определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий реализации и показателей ожидаемой эффективности.

Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов и выбора наиболее выгодного варианта, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта.

Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

Интегральный эффект при /-м условии реализации;

Р"- - вероятность реализации /-го условия;

к - количество условий.

В общем случае ожидаемый интегральный эффект определяется так:

Э = уЭ + (1 - у)Э? ,

ож Г шах " I" пип’

гдеЗтах, Зт1п - соответственно наибольшее и наименьшее из математических ожиданий значения интегрального эффекта по вероятностным распределениям;

у - норматив для учета неопределенности эффекта,

отражающий предпочтения соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.

Поток реальных денежных средств

Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности инвестиционного проекта промышленного предприятия. Данный расчет является завершающим этапом, т.е. все результаты, сведенные в табл. 19, были учтены на основе информации службы маркетинга (рынки сбыта, их емкость, условия реализации и т.п.), расчетов текущих издержек производства, источников финансирования инвестиционного проекта. В табл. 19 представлены три составляющие потока денежных средств:

Таблица 19 N2 Значение показателя по годам, тыс. руб. стро

ки показателя ^0 *2 ^3 ^4 1 Операционная деятельность -578,8 -8040 20 000 60 000 129 800 1.1 Продажи и другие поступления 5,5 37 100 142 000 275 500 500 000 1.2 Материалы и комплектующие изделия - 16 000 38 500 62 500 120 000 1.3 Прочие прямые издержки - 14 200 33 000 52 700 70 100 1.4 Общие издержки и налоги 12,3 14 300 50 000 100 000 180 000 1.5 Проценты по кредитам 572,0 640 500 300 100 II Инвестиционная деятельность -730 35 - 1700 - 2.1 Поступления от продажи активов - 35 - 1700 - 2.2 Затраты на приобретение активов -730 - - - III Финансовая деятельность 1980 100 -850 -1600 -3200 3.1 Собственный акционерный капитал 1545 - - - - 3.2 Краткосрочные кредиты - - 3.3 Долгосрочные кредиты 500 - 3.4 Погашение задолженностей по кредитам 65 100 ’ 00 100 1100 3.5 Выплата дивидендов - - 750 1500 3100 IV Излишек средств +671,2 -8105 19 150 60 100 126 600 V Суммарная потребность в средствах - -8105 - - - VI Сальдо на конец года + 671,2 -7468,8 11681,2 71 781,2 198 381,2 реальных денежных средств от операционной или производственной деятельности;

реальных денежных средств от инвестиционной деятельности;

реальных денежных средств от финансовой деятельности, а также итоговые результаты (излишки средств, суммарная потребность в средствах и сальдо на конец года).

Рассчитаем денежные средства по каждой составляющей потока денежных средств.

Операционная деятельность (I) в Г0-м году отрицательная, так как денежные поступления от продаж (стр. 1.1) значительно ниже издержек и выплат (стр. 1.3 и 1.4):

1Ю = (стр. 1.1 - стр. 1.2 + 1.3 + 1.4 + 1.5) = 5,5 - (12,3 + 572) =

578,8 тыс. руб.;

1„ = 37 100 - (16 ООО + 14 200 + 14 300 + 640) = -8040 тыс. руб.;

1,2 = 142 000 - (38 500 + 33 000 + 50 000 + 500) = 20 000 тыс. руб.; 1(3 = 275 500 - (62 500 + 52 700 + 100 000 + 300) = 60 000 тыс. руб.; ],4 = 500 000 - (120 000 + 70 100 + 180 000 + 100) = 129 800 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности (II) в /0-м году расходы, выступившие в виде затрат на приобретение активов, составили 730 тыс. руб., в /,-м году - 35 тыс.; в Г3-м году - 1700 тыс. руб.

Финансовая деятельность (III), за исключением /0-го года, отрицательная. Так, = (стр. 3.1 + 3.2 + 3.3 - (стр. 3.4 + 3.5)) = = 1545 + 500 - 65 = 1980; III, = -100 тыс. руб.; III,2 = -850 тыс.; II 1(3 = -1600 тыс.; Ш,4 = -3200 тыс. руб.

Излишек средств (IV) рассчитывается как сумма строк (I + II + + III):

1УЛ = (-578,8) + (-730) + 1980 = +671,2 тыс. руб.;

IV, = (-8040) + 35 + (-100) = -8105 тыс. руб.;

IV,2 = 20 000 + (-850) = 19 150 тыс. руб.;

IV,з = 60 000 + 1700 - 1600 = 60 100 тыс. руб.;

1V,4 = 129 800 + (-3200) = 126 600 тыс. руб.

Суммарная потребность в средствах возникает, если составляющая «Излишки средств» отрицательная. Таким образом, К„ = = - 8105 тыс. руб.

Сальдо на конец года (VI) рассчитывается как сумма результатов строк IV (излишек средств) и VI (сальдо на конец предыдущего года):

?,(+/ 1 ?Г+VI, = (-8105) + 671,2 = 7468,8 тыс. руб.;

VIЙ = 19 150 +(-7468,8) = 11 681,2 тыс. руб.;

VI,3 = 60 100 + 11 681,2 = 71 781,2 тыс. руб.;

VI(4 = 126 600 + 71 781,2 = 198 381,2 тыс. руб.

Если принять норму дисконта равной 200% (Е = 2,0), тогда

ЧДЦ = 3 - К,

Стр. I из табл. 20 (операционная деятельность)

” Ь (1 + 2,0)" ’

_ ^ стр. II из табл. 20 (инвестиционная деятельность)

(1 + 2,0)" ? Слагаемые результаты 3 - это сумма значений дисконтированного эффекта, в котором из состава затрат исключены капитальные вложения. Слагаемые результата К - это дисконтированные капитальные вложения, взятые с обратным знаком:

3 = -578,8 + (-8040: 3) + (20 000: 9) + (60 000: 27) + (129 800: 81) =

2788,1 тыс. руб.;

К= -730 + (35: 3) + (1700: 27) = 655,38 тыс. руб.;

ЧДЦ= 2788,1 - 655,38 = 2132,7 тыс. руб.;

ИД=3//Г= 2788,1: 655,38 = 4,25.

Основным условием осуществления инвестиционного проекта, как было отмечено в Методических рекомендациях, является положительное сальдо реальных денег в любом году расчета. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности.

Исходя из показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДЦ) и индекса прибыльности (ИД) можно сделать вывод, что данный проект эффективен.

Внутренняя норма доходности также достаточно высока:

ДДЯ = ?[(/г,-5()/(1 + ?т)"]/Х[^/(1 + ^„)"] = 2,71,или 271%.

С учетом дисконтирования срок окупаемости: 3 года

Бюджетная эффективность

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Методы оценки бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

    Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

    эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория: