Грех объедения. Грех чревоугодия: молитва, как избавиться

Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.

Святой Иоанн Лествичник

О чревоугодии. Его современные проявления

Хотя многим людям разговор о чревоугодии кажется чем-то устаревшим и архаичным, эта страсть твердо живет в людях нашего времени. Правда, она может называться совсем другими словами, более современными и более привычными нашему уху. "Ожирение", "избыточный вес", "переедание", "нарушения пищевого поведения". Все это разные названия этого страшного недуга, который оставляет свой отпечаток как на душе, так и на теле человека.

Жизнь современных людей полна избытка пищи. Конечно, до сих пор существует множество бедных людей и бедных стран, где все совершенно иначе. Однако, суровая статистика свидетельствует, что в настоящее время каждый шестой житель нашей планеты страдает от ожирения. Никогда раньше людям не было доступно так много сортов пищи. Зайдите в любой супермаркет и вы легко убедитесь в том, как каждый раз продавцы придумывают новые способы представить свой товар в максимально привлекательном виде. И это в то время, когда производители делают свои блюда максимально свежими, порции за те же деньги - еще большими, а вкус более полным и насыщенным. С недавнего времени на смену натуральным приправам появились даже синтетические усилители вкуса, главной задачей которых является сделать вкусной даже вполне искусственную пищу, лишенной хоть какого-то вкуса до этого. Но и это еще не все. Наличие таких усилителей вкуса (эмульгаторов) в продуктах питания со временем вызывает у людей зависимость. Культ пищи, стимуляция человеческих гастрономических потребностей и предпочтений - еще один шаг к чревоугодию, которое став привычкой, вызывает ожирение и множество других болезней.

Ожирение и чрезмерное, безудержное увлечение едой - это дополнительная нагрузка на все системы организма, в первую очередь - сердечно-сосудистую систему. В результате это приводит к повышению артериального давления, возникновение аритмии, стенокардии и т.д. И бесспорно, это также создает невероятное нагрузки на желудочно-кишечный тракт, который вынужден теперь работать без отдыха, круглосуточно. Изменяется и эндокринная система, из-за чего происходит нарушение обмена веществ. В конце концов, можно заметить влияние чревоугодия и на функционирование мозга человека. После чрезмерной трапезы появляется лень, усталость, замедляются процессы мышления. Человек не может сконцентрироваться и заниматься делом настолько хорошо, как это делал только что, перед этим. "Сытое брюхо к молитве глухо". Именно поэтому, самоограничение и пост пост являются необходимой практикой аскетов всех мировых религий. А подвижники благочестия - православные монахи - прямо называются “постниками”, таким названием определяя характер своего основного служения - усмирение плоти с помощью ограничений в еде и прочих удовольствиях.

Употребление пищи в умеренных количествах для человека является жизненной необходимостью, потому как голод обусловлен биологически. Когда в крови человека нарушается баланс сахара, воды или другого важного вещества, то автоматически появляется импульс пополнить этот недостаток тем, что необходимо организму именно сейчас. Центры, которые регулируют процесс еды, находятся в особом отделе мозга - гипоталамусе. Отдельные его зоны отвечают за чувство голода, жажды и сытости. В нормальном состоянии эта слаженная система поддерживает существование нашего организма и вес на оптимальном, генетически фиксированном уровне.

Однако, пораженная грехом человеческая природа сделала возможным искажения и этой, совершенно нейтральной самой по себе, физиологической потребности. Так врачам известно, что при ослаблении пищевого влечения человек перестает чувствовать голод и жажду, вплоть до полного исчезновения аппетита. И наоборот - чревоугодие, употребление даже очевидно испорченной пищи, характерно для людей с врожденной или приобретенной умственной отсталостью.

Иллюстрация: Иероним Босх "Обжорство" из "Семь смертных грехов", 1475-1480

Святой Иоанн Лествичник, как и другие подвижники благочестия, в своих аскетических произведениях отметил три основных способа, которыми человек может нарушить Богом установленную норму в духовном плане, используя процесс приема пищи себе назло и вред.

  • 1) Прежде всего, люди грешат чревоугодием когда принимают пищу в чрезмерных количествах, существенно больших, чем это требуется на самом деле организму. Для такого человека важно как можно больше, почти через силу, набить собственный желудок пищей.

    2) Второй грех - сластолюбие или гортанобесие. Эта страсть реализуется в человеке, который стремится получить удовольствие с помощью уточненной пищи, гурманства, употребляя всевозможные приправы и необычные, сложные способы приготовления блюд. В этой страсти, в отличие от предыдущей, греховным является не количество потребленной пищи, а ее изысканность, поиск человеком необычных вкусов, впечатлений и наслаждений. Следует понимать, что едим мы не для того, чтобы получить наслаждение вкусом, а чтобы дать организму необходимое количество питательных веществ. Известно, что наслаждение вкусом от утонченности блюд почти не зависит. Голодному человеку даже кусочек зачерствевшего хлеба будет приносить больше удовольствия, чем кусок торта разнеженному гурману посреди трапезы.

  • 3) Третий грех - тайноедение. Этот грех преимущественно монашеский, опасность которого прежде всего испытывают монахи, живущие в общежительных монастырях. Суть этой страсти заключается в несоблюдении монастырского устава и распорядка дня, в несвоевременном принятия пищи, чаще нужды, после молитвы или тайно от братии. Конечно, миряне тоже могут грешить этим, употребляя пищу не по распорядку дня, назначению врача или требованиям церковного устава.

Кроме этих трех основных страстей, связанных с едой, святой Лествичник напоминает еще два, не менее опасных случая.

    Первой страстью является несдержанная жажда любимой пищи, пристрастие к конкретному блюду. Святой Иоанн Пророк описывает людей пораженных этой немощью следующим образом: такой человек постоянно мечтает, фантазирует о конкретном блюде, часто себе его представляет и рассказывает о нем другим, а на трапезе просит подать его первым или пододвинуть поближе. "В страсти чревоугодия брюхо и насыщенным взывает:«Хочу еще! И даже воздыхая от пресыщения, причитает: “Я голоден». Страсть эта учит пожирать все, что стоит перед глазами” (Лествица 2.1.4: 1).

    И апогеем, крайней точкой развития греха чревоугодия, является полная помраченность ума к вопросам еды и наслаждения желудка. На языке отцов этот грех называется страшным словом "чревонеистовство". Человек, при такой душевной болезни, живет ради еды, а не ест ради того, чтобы жить.

Нравится статья?


Страсть чревоугодия - одна из самых опасных страстей человека, известная как смертный грех в традиции Западной Церкви, и собственно, “страсть” в традиции Церкви Восточной. Часто появляясь под благочестивым предлогом, она соблазняет даже самых крепких в вере. А потому, необходима особая мудрость для того, чтобы научиться различать объективную реальность от искушения дьявола или нашей собственной страстности.

"Что же так понизило Исава, что сделало его рабом брата? Не одна ли снедь, за которую он продал свое первородство? И наоборот, не молитва с постом дала ли матери Самуила? Что же сделало великого борца Самсона непобедимым? Не пост ли, начавшийся еще в утробе матери? (Суд.13). Пост его родил, пост его выкормил, постом он возмужал - тем постом, повелел матери ангел (Василий Великий. О посте 1.)

Только тот, кто сумел обуздать свое тело, собственную страстную плоть, сможет положить хорошее начало борьбе и с более тонкими духовными и душевными греховными состояниями. Отсюда следует, что борьба со своим желудком и плотскими страстями является началом борьбы человека со своими другими, более опасными духовными пороками. Чревоугодие, как и другие телесные страсти, являются лишь средством, а целью бесов является подчинение через них человеческой души.

Ни одна духовная брань не может не начинаться с поста и самоограничения. И наоборот: ослабление в пище приводят к развитию других страстий в душе человека. Например, в классической схеме зависимости одних страстей от других, сластолюбие (любовь к наслаждениям) порождает чревоугодие, а оно, в свою очередь, порождает блудные помыслы и нечистые поступки. Таким образом, для того, чтобы человеку преодолеть блуд, прежде надо преодолеть чревоугодие. Отсюда, можем сделать вывод о важности для всякого человека, а не только для монаха, умение управлять своими желаниями, поступками и мечтами. В том числе, и в сфере собственных гастрономических предпочтений.

Свидетельство Священного Писания и Священного Предания

"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно," (Лк.21: 34)

"Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище” (Притч.23: 20-21).

"Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его" (Притч.25: 16).

"Хранящий закон--сын разумный, а знающийся с расточителями (обжорами) срамит отца своего" (Притч.28 7).

"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец-погибель, их бог-чрево, и слава их--в сраме, они мыслят о земном"(Фил.3: 18-21).

"Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: `Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (Тит.1: 10-11).

"Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор.9: 27).

"Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла" (1Тим.5: 5-6).

"Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13: 12-13).

"Естественно человеку чувствовать голод. Все же надлежит принимать пищу необходимую для поддержания жизни, а не по страстям и не для пресыщения. Естественен для человека и сон, но не до сытости, изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные желания тела ". (Высказывания безымянных старцев)

"Совершенная цель сдерживания заключается в том, чтобы достичь не только обуздания тела, но стать более благоприятным для служения душевным потребностям" (Святитель Григорий Нисский).

"... Обжорство является обманом живота, потому что оно и будучи насыщенным взывает:«Мало!», Будучи наполненным и расширяясь от избыточности, взывает: «Хочу!» (Лествица).

"Впереди всех добродетелей стоит повиновение, а впереди всех страстей - обжорство" (Авва Исаия Отшельник).

"Обжорство - это нарушение второй заповеди:« Не сотвори себе кумира... не поклоняйся им и не служи им. Оно действительно является идолопоклонством "(Антоний Великий).

"Обжорство истребляет в человеке все хорошее" (Преподобный Нил Синайский).

Что способствует чревоугодию?

Очень часто люди служат этому пороку, придумывая для себя разнообразные оправдания. Святые Отцы Церкви, как тонкие психологи и знатоки человеческих душ, научились видеть эти случаи и предупреждают нас о них.

Первый и наиболее распространенный способ быть захваченным в плен этой опасной страсти - приписывать послабления в еде заботой о собственном здоровье и малодушным страхом о возможных болезнях, связанных с воздержанием. На самом деле, очень редко можно говорится о столь категорическом воздержание от пищи, чтобы оно могло нести угрозу нашей жизни и здоровью. Православная Церковь проповедует "царский путь" - золотую середину, от которой бывает только польза. Ее цель не уморить нас голодом, а научить контролировать все, что мы делаем. В том числе, научить правильно беспокоиться о собственном теле - храме Святого Духа. (1-е Коринфянам 3:16-17)

"Пост всегда полезен для тех, кто его приветствует. Ибо тех, которые постят не осмелятся атаковать злые духи. Наоборот. Скорые стражники нашей жизни - ангелы помогают тем, которые постом очищают свои душу (и тело). (Св. Василий Великий, О посте 2).

Отцы даже вспоминают о такой причине падения, как нерадивые, равнодушные к своему служению священники, часто безрассудно благословляющие другим послабление в посте. Такое благословение, на первый взгляд, действительно может выглядеть как доброе дело, дело любви, но для души человека оно может принести погибель, потому что не только служит удовлетворению плоти. Оно также учат людей мысли о якобы необязательность поста для спасения человека, и вообще, рождают сомнения о незыблемости церковных требований, правил и канонов. ("Лествица" 14: 11-12)

Иной способ чревоугодия - мнимое гостеприимство, желание самому посещать друзей или принимать гостей ради хорошей трапезы и вина. Это очень тонкая страсть, которую заметить в себе сможет далеко не каждый. Особенно подобная опасность возрастает, когда наступают великие христианские или народные праздники. Кажется, что в такие дни чревоугодие получает для себя все оправдания. Однако, бесспорно, обжорство и употребления алкогольных напитков, а также лень и блуд ни в праздничные дни, ни в какие другие, для христиан недопустимы. "Подстрекаемый ненасытностью живота, считает, что возможность сделать гостю удовольствие есть и для него разрешением на все" (Там же 14: 8)

Иногда, пишут святые подвижники, страсть тщеславия желает побороться с пристрастием чревоугодия. Это когда некоторые соблюдают пост, чтобы самому себе и другим доказать - "Во какой я крутой, сильный духом, имею большое терпение и т.д." Желание показать себя лучшим борется за человека, как за купленного раба. Что лучше: соблюсти строгий пост или же дать себе послабление? Преодолеть гордыню или вкусить пищу? Святой Диодох советует все-таки употреблять пищу, потому что скорбное сердце принесет больше пользы душе, напоминая христианину о его несовершенстве, чем гордыня по поводу собственного поста. (Там же 14: 9)

Следует также сказать о психологических причинах страсти чревоугодия. Наслаждение, которое получает человек употребляя высококалорийную пищу, может стать сильным наркотиком, способным вызвать у человека зависимость. Во время еды у человека вырабатываются гормоны удовольствия, которые на некоторое время способны улучшить настроение и общее психологическое состояние. Таким образом, пища, чаще всего в сочетании с алкоголем и табакокурением, становится достаточно простым способом ослабить боль стресса или депрессивного состояния. Многие пытаются "заедать" свои проблемы: нереализованность в жизни, заниженную самооценку, неудачную семейную жизнь, тревогу, отрицательные эмоции. А поскольку при этом сами проблемы не решаются, уже совсем скоро человеку потребуется очередная порция удовольствия. Так человек попадает в замкнутый круг страсти чревоугодия. В желании найти счастье и избавиться страдания и рабских пут, люди получают еще одни кандалы. Помочь в этом может только опытный специалист - священник и психолог, психотерапевт. Конечно, сейчас мы говорим только о духовных и душевных причины чревоугодия, оставляя в стороне физиологические причины: различные заболевания ЖКТ, щитовидной железы, нарушение процессов обмена или инвазии.


Практические шаги в борьбе со страстью

Как мы уже неоднократно упоминали, наиболее эффективным способом преодоления любой страсти является развитие в себе черт и добродетелей противоположных этой страсти. Так, чревоугодие преодолевается воздержанием и постом. Хотя этот порок и считается первым среди других плотских страстей, это вовсе не означает, что искоренить его легче всего. Наоборот. Поскольку именно чревоугодие является фундаментом других человеческих страстей и грехов, существует целый ряд причин, которые прямо или косвенно влияют на развитие в человеке этой страсти и всячески способствуют ей. Поскольку страсти глубоко укоренились в природу человека, для того, чтобы их преодолеть, нужно прилагать усилия на всех уровнях: душевном, духовном и телесном.

В духовной сфере. Прежде всего, нужно осознание и честное признание человеком наличие в себе этой страсти. Бесценными помощниками в ее преодолении могут стать Таинства Покаяния и Причащения, а также активная молитвенная и духовная жизнь. Смотря на искренность человека, Господь обязательно поможет ему быстрее получить духовное и физическое исцеление.

В душевной (психологической) сфере. Существует целый ряд действенных практик, которые позволяют человеку более осознанно подойти к решению психологических проблем, связанных с обжорством и другими гастрономическими злоупотреблениями. Конечно, наибольшего результата здесь можно достичь консультируясь у специалиста - психолога или психотерапевта. И уже вместе можно попробовать существующие методики. В частности, ведение пищевого дневника, установление личных причин чревоугодия, работа с мотивацией, постановка целей, преодоление ситуаций, которые провоцируют неумеренное употребление пищи.

В телесной сфере. Прежде всего, необходимо консультация медиков, чтобы убедиться в том, что пищевое злоупотребления еще не привели к необратимым изменениям, опасным для жизни. Одновременно с этим, нужно вместе со специалистом-диетологом выработать индивидувальних режим питания и строго его придерживаться. И, конечно, увеличить физическую активность. Профессиональный тренер может помочь составить индивидуальный, наиболее оптимальный и эффективный график физических нагрузок.

Главное средство для борьбы с пристрастием к обжорству - это пост и воздержание. Хорошо выходить из стола немного голодным. Наслаждение, которое естественно сопровождает прием вкусной пищи, теряет характер чувственности и одухотворяется, если едят с молитвой и чувствами благодарности Богу.

Вывод

И в завершение, повторю самое главное. По свидетельству большинства Святых Отцов - древних подвижников и аскетов - подчинение души плотским страстям является прямым свидетельством того, что душа человека отдалилась от Бога. Сами по себе аппетит и желание есть не могут иметь негативной окраски. Их могут иметь разве что душевные состояния сладострастия (неудержимого желания наслаждений). Именно поэтому страсть чревоугодию рассматривается нами не как исключительно телесный порок, но как психическое и духовное состояние падения человека. Тщательное соблюдение постов, установленных Церковью способствует смирению плоти, от чего ослабляется сластолюбие и все остальные наши страсти. Почему человек грешит? Через эгоизм, самолюбие, желание наслаждения плоти. Все это искореняется любовью к Богу, страхом Божиим, скорбью за совершенными грехами, отсечением страстей, и, несомненно, самоограничением и самоконтролем. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Евгений Заплетнюк,

кандидат богословия,

г.Тернополь.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев

После окончания масленицы, спортзал ждет Вас на блины.
В наличии блины по 5, 10 и 15кг.

Чревоугодие как качество личности – склонность к неумеренности и жадности в еде, доводящей человека до скотского состояния.

Один человек очень много ел. Он понимал, что это противоестественно, но ничего не мог поделать с собой. Он был толстым и некрасивым. А началось всё ещё в детстве, когда ему говорили, что нужно поститься и ограничивать себя в еде. Он читал, что нужно ограничивать себя во всём, ибо это развивает волю и ведёт к освобожденью. Но чем больше он думал о том, что много есть - грех, и чем сильнее пытался подавлять в себе голод, тем сильнее ему хотелось есть. Иногда он не ел несколько дней, но потом уничтожал всё без разбора. В результате он переедал, а потом снова сожалел о нарушении своей клятвы. Наконец, он решил, что невозможно следовать праведным путём, пока живёшь дома, и ушёл в горы. Там он нашёл уединённую пещеру и поселился в ней. Его домашние были огорчены, но поддержали его решительные действия в борьбе с недугом! И через некоторое время жена, решив, что муж, должно быть, уже преодолел в себе эту слабость, послала ему с посыльным письмо и букет цветов. Она пожелала ему скорейшего «выздоровления» и благополучного возвращения домой. Вскоре посыльный вернулся и передал жене записку. В ней говорилось: «Спасибо за цветы. Они были очень вкусными!»

Чревоугодник, не стесняясь, говорит: «Люблю повеселиться. Особенно пожрать». В басне «Неблагодарный гость» Сергей Михалков описал одного из приверженцев этого порока:

Он в дагестанский дом был приглашён обедать,
И там кавказских блюд ему пришлось отведать:
Шашлык, хингал, долму, чуду -
Ну, словом, всякую домашнюю еду.
Хозяин подливал, хозяйка угощала,
А гостю всё казалось: мало! Мало!
И столько выпил он, и столько разом съел,
Что заболел…
В больнице он лежит в тиши своей палаты
И шепчет про себя: аварцы виноваты!…

Чревоугодие на пьедестале греховных страстей занимает третье место после гордыни и блуда. За столом человек в среднем проводит за жизнь до четырех лет. Любопытны и экзотичны формы проявления чревоугодия, например, гортанобесие – удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом, тайноядение, многоядение, сладкоядение. Противоположностью чревоугодия является добродетель воздержания. Аллегорическая фигура Чревоугодия может быть любого пола. Это толстый человек, обжирающийся и обпивающийся. Иногда страдающий рвотой. Может быть коронован виноградным венком, как Бахус, и держать блюдо с фруктами. Спутники-животные: жадный волк, свинья, любитель меда медведь, и еж, который по поверьям, собирал плоды на свои иголки.

«Всякий излишек противен Природе», — говорил Гиппократ. Он не был противником вкусной и здоровой пищи. Великий врачеватель считал, что человек должен есть не более того, чтобы восполнить свои энергетические потери. Поэтому полноценное питание должно содержать достаточное для радостной жизни количество энергии. В таком случае не нарушаются законы природы – человек не берет больше, чем ему необходимо. При бесконтрольном поглощении пищи он проявляет чрезмерную притязательность и агрессию к внешнему миру. Такое поведение порочно, за что и приходится расплачиваться тяжелыми болезнями и несчастными случаями.

Как говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа!» К сожалению, современные реалии – свидетельство того, что культ чревоугодия шагает по планете. Реклама на каждом углу прикармливает и подкармливает людей. Словно перед убоем, люди безрассудно поглощают калорийную пищу в безмерных количествах.

И в древние времена чревоугодие было в почете у обжор. Среди древних чревоугодников был известен грек Филоксен. Он часами закалял свои пальцы, опуская их в почти кипящую воду, чтобы первому брать самые лакомые горячие кусочки. Великий чревоугодник консул Лукулл прославился своим богатством и роскошными пирами. «Ежедневные Лукулловы пиры, — говорит древнегреческий писатель Плутарх (ок. 46-127 гг. н.э.), — показывали в нём человека недавно разбогатевшего. Кроме пурпуровых ковров, драгоценными каменьями украшенных чаш, хоров и музыки, он хотел отличить себя перед простыми людьми приготовлением различных яств, искусно и с великими издержками сделанных пирожных». О пристрастии Лукулла к роскошным пиршествам свидетельствует такой случай. Как-то раз Лукулла ужинал один, поэтому служитель подал ему не такой богатый ужин. Лукулл вызвал служителя и стал упрекать его. В своё оправдание тот сказал, что сегодня нет званых гостей и поэтому, думал он, не надо подавать изысканных яств. «Как! — отвечал Лукулл. — Разве ты не знаешь, что сегодня Лукулл ужинает у Лукулла?»

Чревоугодие принимает пищу не по мере надобности, оно не дожидается легкого чувства голода и вообще ему не знакомо чувство пресыщения от еды. Чем больше оно ест, тем больше хочется. Серафим Саровский говорил: «Не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому». И кто может, должен придерживаться этого правила.

Как же уловить границу, за которой радость от вкусно приготовленной еды превращается в чревоугодие? Это важный вопрос, и ответ на него однозначен – голос собственной совести. Люди, погрязшие в невежестве, утратили способность слышать этот голос, поэтому неудивительно, что именно их среда поставляет подавляющее количество чревоугодников. Люди в благости и страсти слышат голос совести, который всегда выносит им свой вердикт, если они переели. Зачастую человек, руководствуясь голосом жадного до удовольствий ложного эго, переедает, но уже во время поглощения пищи он слышит суд собственной совести. От невозможности совладать с собой он пытается самооправдаться, но настроение уже испорчено. Иными словами, мера воздержания в еде определяется совестью. Через совесть – своё представительство в человеке, Бог говорит ему: «Сейчас ты поступаешь неправильно». Совестливый человек, пресыщаясь и переедая, испытывает душевный дискомфорт, его охватывает смущение и раздражение собой.

Чревоугодие провоцирует человека к проявлению порочных качеств личности. Оно, к примеру, способствует разврату, ибо избыток пищи и ласка живота возжигает пламя похоти. Чревоугодие делает грубым ум, притупляет разум, вызывает у людей проявление лживости, хвастовства, глупой словоохотливости и бесконтрольного пустословия. Оно может маскироваться под хлебосольство. Например, неожиданно приходит гость, и чревоугодник несказанно ему радуется, ведь появился повод сделать себе праздник живота и заглушить голос совести.

Истинным чревоугодником был великий русский баснописец И.А. Крылов. О его подвигах на ниве чревоугодие рассказывает А. Казакевич: «Главная радость «дедушки Крылова», как именуют его все словари и учебники, была еда. Говоря прямо, Иван Андреевич был отменный обжора. Как отозвался однажды о Крылове Вяземский, ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить обед. Одно время в гостиных Петербурга переходил из уст в уста рассказ о том, как в какой-то дорожной харчевне Крылов, в ту пору еще молодой человек, основательно подкреплялся за столом, уставленным десятком мясных, рыбных, и прочих блюд. Немногочисленные посетители сразу же обратили внимание на необычного едока. Один из них подошел к Крылову и стал его расспрашивать: — Судя по вашему аппетиту, я могу предположить, что вы человек неженатый… — Угу… — отвечал, не переставая жевать, Крылов. — Смею предположить, что и матушки у вас нет… Тот же ответ. — Померла, значит? Крылов, отправляя в рот очередную котлетку, кивает головой. — Царствие ей небесное! Отмучилась, значит… Ну а батюшка-то у вас, надеюсь, есть или тоже помер? Кивок головы. — Господи Иисусе, так вы, получается, круглый сирота! Да… Я это сразу понял… Ну, а родственники-то у вас хоть какие есть? Чай не все поумирали-то? Крылов, которому эта болтовня явно портила аппетит, оторвал взгляд от тарелки и сердито отвечал: — Милостивый государь! Когда я ем, для меня все умирают!

Непривередливый, хотя и не без предпочтений, Крылов совершал настоящие подвиги на поле чревоугодничества. И друзей своих выбирал по принципу: который сытнее накормит, тот и лучший товарищ. Если же кормили не досыта — а такое случалось постоянно, Иван Андреевич, придя домой, устраивал «настоящий» обед. Если на кухне ничего не находилось, съедал кастрюлю кислой капусты и запивал жбаном кваса. В один из дней не оказалось ни капусты, ни кваса. Пошарив тщательно по всем углам, он нашел где-то под столом кастрюльку с пирожками, давно забытую кухаркой. Пирожки — их было шесть штук — уже были покрыты зеленой плесенью. Но и это не остановило нашего «гурмана». Попробовал один — вроде ничего, только немного горчит. Попробовал другой — действительно, горчинка приличная. И только тут заметил плесень на оставшихся пирожках. «Ну, что же, — рассказывал он потом, — если умирать, то умру и от двух, умру и от шести. И съел все шесть!» И — ничего, пронесло…

За любым общим столом Крылов «съедал столько, сколько все остальное общество вместе. Каждого подаваемого блюда он клал себе на тарелку столько, сколько влезало. По окончании обеда он вставал и, помолившись на образ, постоянно произносил: — Много ли надо человеку?! Эти слова возбуждали общий хохот у его сотрапезников, видевших, сколько надобно Крылову…» Однажды некий приятель-шутник решил выяснить предел, который был бы не по силам знаменитому чревоугоднику. Поспорив с приятелями на ящик шампанского, он пригласил Ивана Андреевича отведать итальянской кухни. Когда явился Крылов, хозяин заявил, что тот опоздал и потому ему, как провинившемуся, назначается штрафное блюдо — целый поднос с горкой итальянских макарон. Крылов с заметным удовольствием исполнил «штраф». — Ну, — сказал хозяин, — это не в счет, теперь начинайте обед с супа, по порядку. Крылову стали подносить супы, каши, рыбу, дичь, холодец… Затем, в порядке очереди, снова поднос с макаронами… Когда Крылов очистил и этот поднос, хозяин опять наложил ему целую горку. Когда хозяйские запасы кончились, хозяин, поняв, что проиграл, с последней надеждой в голосе поинтересовался у Крылова: — Ну, как ваш желудок, Иван Андреевич, не болит ли от переизбытка съеденного? — А что ему сделается? — искренне удивился Крылов, — я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться.

Зная крыловскую неумеренность в еде, многие друзья, опасаясь за его здоровье, неоднократно советовали ему иногда — «хотя бы для разнообразия!» — отказаться от угощения. Крылов нехотя соглашался. Однако когда приходило время обеда и хлебосольные хозяева раз за разом предлагали ему то новое блюдо, то добавку, он, взглянув на обеспокоенных своих приятелей, отвечал хозяевам: «Не могу…». И через короткую паузу: «…оскорбить вас отказом».

К сожалению, постоянное переедание не могло не сказаться на здоровье писателя: он перенес три микроинсульта (или, как раньше говорили, — удара). Но даже и они его не образумили: он умер от переедания. Болея воспалением легких, ослабевший, он позволил себе значительный излишек протертой каши из рябчиков. Его могучий организм не выдержал двойной нагрузки.

Петр Ковалев 2013 год

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Грех чревоугодия (или как его еще называют чревообъедение) представляет собой своего рода пристрастие к избыточному перееданию вкусной пищи, а также питья, и к тому же является одним из восьми главных пристрастий.

Значение греховного деяния

Такого рода греховное пристрастие уродует человека, ведь отяжеленное от еды чрево способно погрузить в мрачную дремоту ум, и сделать его отупевшим и ленивым.

Тот человек, который подвержен этому греху не способен вести рассуждения о духовном, а также не в состоянии что-либо глубоко осмысливать. Его чрево представляет собой свинцовую гирю, которая тянет вниз оземленную душу и при всем при этом такой человек в особенности чутко ощущает свою слабость во время произнесения молебни. Так как в молитевенные слова не может проникнуть ум, точно также, как и тупое лезвие ножа не сможет нарезать хлеб. То есть страсть к объедению несет в себе постоянную измену своей же молитвы.

Святые о чревоугодии

Святой авва Федор: «тот, кто откармливает свое тело, не зная воздержания как в питье, так и в еде будет измучивать себя духом блудодеяния»;

Святой Иоанн Колов: «Кто может быть могучей льва? Однако и он способен попасть в сети из-за своего чрева и в тот момент вся мощь его уже ни к чему не услужит»;

Святой Иоанн Лествичник: «Если человек способен победить сию госпожу пристрасть, то тогда ему будет всякое место способствовать в получении самообладания, однако если слабость возьмет верх над человеком, то везде он постигнет бедствия и так до самого гроба»;

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Преподобный Григорий Палама: «Станем же, и мы волноваться, о том, чтобы, отдавшись вредному пристрастию не потерять обещанного наследия и благословения от Всевышнего»;

Святой Симеон Новый Богослов: «Кто возжелает различных яств в большом количестве, тот считается чревоугодником, даже если вкушает лишь хлеб с водой в причину своей бедности. Немыслимо наполнять и чрево досыта кушаньями и получать духовное блаженство от умных и священных благ, ибо кто в какой степени работает для чрева своего, в такой и обделяет свою плоть от духовного насыщения благами. И наоборот, кто в какой степени будет свою плоть утончать соизмеримо с тем что он способен насыщаться яствами и духовными утешениями»;

Авва Антоний: «Перенасыщение чрева своего пробуждает семя сластострастия, подавленную тяжестью перенасыщения душу и не имение возможности рассуждать. Ведь ни единое употребление вина сверх меры не вселяет в человека безумства, однако и чрезмерное насыщение яствами способно также помрачать и расстраивать его, лишая непорочности и чистоты»;

Святитель Иоанн Кассиан Римлянин: «Страсть к объедению можно разделить на несколько видов: один способен к побуждению употреблять яства ранее отведенного часа; второй вид почитает лишь перенасыщение; последний же возжелает лишь лакомого кушанья. Против чего верующему человеку нужно иметь троякую бдительность, то есть выжидать определенных часов для употрбления еды, не допускать перенасыщения и довольствоваться различными, но самыми простыми яствами».

Как избавиться от греха чревоугодия

Ища же ответ на вопрос как бороться с чревоугодием, главным образом следует вооружиться такими инструментами, как:

  • покаянием за все случаи различного угождения своему чреву;
  • возражением устремления чревоугодия;
  • памятство о главном суде и бесконечном возмездии за греховные деяния;
  • введение правила для своего чрева и времени для употребления еды;
  • молитва от чревоугодия и обжорства оказывает помощь в борьбе, а также избавления от греховного пристрастия;
  • благоразумное передерживание поста, который способен привести к совершенству воздержания;
  • смертным воспоминанием;
  • против пристрастия к объедению можно вооружиться произнесение мест Писания и отцов;
  • овладение искусством любым способом обмануть свое чрево и не вкушать пищу во время отсутствия чувства голода;
  • наказание самого же себя за совершение всяческих уступов для своего чрева и излишество поклонами и трудом физическим;
  • обжорство и чревоугодие можно побороть, обратившись в молитвенном прошение к Всевышнему с призывом о помощи, когда пришло осознание своего бессилия и страшной немощи в борьбе с таким пристрастием.

Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же и видео о том, как победить в себе грех обжорства:

Пить воду, вдыхать кислород и принимать пищу очень важно для каждодневного выживания. Однако трудно себе представить, чтобы человек вдруг начал жадно глотать воздух или пить гекалитрами воду без рациональной причины. А вот с едой такая проблема есть, и имя ей - чревоугодие . Что это, на своем примере все больше убеждаются жители развитых стран. И Россия тут не исключение.

Что такое чревоугодие в православии?

В православии обжорство считается одним из семи смертных грехов .

Существует несколько признаков, каждый из которых отражен на страницах Священного Писания:

  • Питание перед традиционным временем приема пищи, чтобы стимулировать пищеварение. Сын царя Саула Ионафан пригубил немного меда перед обедом, за что отец наказал его голоданием до наступления темноты;
  • Поиск более качественных продуктов питания. Израильтяне попросили у Всемогущего мяса, поскольку рыба и прочая еда им приелась. Бог исполнил их просьбу, но наказал народ спустя 500 лет;
  • Добавлять приправы, чтобы привносить новый вкус в обычные харчи. Два сына Илая нашли смерть после того, как приготовили мясо способом, отличным от традиционного;
  • Принимать пищу со слишком большим рвением, даже при сильном голоде. Исав продал свое первородство, чтобы полакомиться похлебкой из чечевицы.

Последнее прегрешение считается наиболее тяжким среди православных, поскольку демонстрирует тягу к удовольствиям - недопустимую в христианском мире.

Переедание как психическая проблема

Наука редко когда находит точки соприкосновения с христианской верой. Ситуация с обжорством - одно из редких исключений. Международной классификацией болезней расстройство приема пищи, ведущее к ожирению, признано официально. Градаций недуга может быть множество: от лёгкой степени до тяжелой нервной булимии .

Среди наиболее типичных симптомов заболевания:

  • Периодическая потеря контроля над процессом приема пищи;
  • Многократное увеличение порций и частоты поедания во время стресса;
  • Ослабление субъективных ощущений относительно объема порций и времени их поглощения;
  • Срывы могут быть иногда заранее спланированными: покупка большого количества продуктов для ночных трапез;
  • Больные, как правило, стесняются проявлять слабость к своему желудку на людях. Для получения нехитрого удовольствия они уединяются и очень стесняются, если их застать в это время;
  • Провалы в памяти, касающиеся трапез: невозможность вспомнить рацион за предыдущий и даже текущий день;
  • Чувство вины за каждый лишний засунутый в горло кусок.

Почему чревоугодие - это грех?

Ни один из религиозных запретов не никогда не соблюдался бы миллиардами людей на протяжении тысяч лет, не имей он хотя бы малейшего отношения к здравом смыслу.

С точки зрения веры всякий православный должен ограничивать себя в ежедневных трапезах по следующим причинам :

  • Упиваясь огромным количеством блюд сверх меры, человек забывает о нуждающихся. Наш абсурдный мир устроен таким образом, что пока переедают одни, другие не могут найти себе и краюшки хлеба. Всякий лишний кусок пищи должен идти голодающим и только им;
  • Гедонизм - злейший враг любой мировой религии. Что католицизм, что православие, что протестантизм - все они в одинаковой степени зиждутся на идее самоотречения ради великой идеи. Получение удовольствия расценивается как грех, будь то плотская утеха или лишний съеденный фрукт;
  • Даже далекие от религиозных запретов люди признают, что обжорство не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья. Обладатели внушительных размеров живота являются завсегдатаями поликлиник и не проживают дольше средней продолжительности жизни.

Правильное православное питание

Итак, мы выяснили, как питаться не надо. Теперь осталось дело за малым - выяснить, как же нужно правильно организовать трапезу по всем канонам православия.

Согласно словам святых отцов, процесс должен выглядеть следующим образом:

  1. Если человек осознал, что он питается неправильно и грешно христианской морали, то все еще можно исправить;
  2. Перво-наперво нужно ограничить использование специй и пряностей в повседневной пище;
  3. Затем наступает черед отказа от сладостей;
  4. Потом следует отказ от жирной пищи;
  5. Покидать стол нужно тогда, когда первые позывы к голоду удовлетворены, но есть еще хочется;
  6. Во время поглощения еды нужно хранить молчание. За интересным разговором может быть съедено гораздо больше, чем обычно;
  7. Про себя рекомендуется повторять молитву, чтобы отвлечь мозг от бренных и грешных мыслей.

Вред от обильного питания

Складирование в желудке килограммов лишней пищи может привести к весьма плачевным последствиям для организма:

  • Миллионы людей в наше время заняты умственным трудом. Калории не успевают расходоваться, что приводит к образованию жировых отложений и увеличению избыточного веса. Который, в свою очередь, может быть источником целого букета новых заболеваний;
  • Регулярное воздействие на отделы нервной системы, отвечающие за чувство пресыщения, может негативным образом повлиять на концентрацию глюкозы в крови. Тем самым чувство голода увеличивается на более долгий период;
  • Возникает повышенная нагрузка на органы пищеварения, ответственные за синтез биологически активных катализаторов. Срывы в их работе могут привести к язве желудка, болезням печени и образованию камней в почках;
  • Если в рационе питания имеется значительное количество сладкого, то под удар попадает поджелудочная железа. Проблемы с этим органом ведут к сбоям в эндокринной системе и развитию диабета;
  • В запущенных случаях нарушается естественный обмен веществ. Тогда вернуться к нормально рациону будет вдвойне трудно: организм уже привык к серьезным нагрузкам.

Как победить чревоугодие?

Объем мирового потребления пищи растет одновременно со стремлением хорошо выглядеть. Самыми популярными способами обрести хорошую фигуру являются:

  • Диеты . Данный способ является популярным лишь на просторах интернета. Для последовательной реализации всех предписаний жестких диет требуется недюжинная сила воли. Да и результативность ряда методик находится под вопросом. Вред для здоровья тоже нельзя исключать;
  • Поэтому будущие красавицы могут выбрать более легкий способ - фармацевтические препараты . Последние бывают нескольких видов: сжигающие жир, снижающие аппетит и замедляющие скорость усваивания еды организмом;
  • Пищевое кодирование . Под этим загадочным словосочетанием скрывается гипнотическое воздействие на психику человека для отучения его от пагубной привычки прикладываться к тарелке;
  • Использование народных средств . Ожирение не было популярной болезнью на Руси по понятным причинам. Но даже для нее есть специальные отвары и настойки из целебных трав. Например, известно использование в этих целях настойки одуванчика, алтея и лопуха.

За большую часть истории человечества не было такой ситуации, чтобы подавляющая часть населения страдала не от голода, а от полной противоположности этого явления. Не проходило и века, чтобы в той или иной части света не погибла сотня-другая тысяч человек от недостатка пищи. Лишь из проповедей местного священника они слышали слово «чревоугодие». Это скорее благо, чем грех, что бы ни утверждали авраамические религии.

Евагрий Понтийский был первым христианским автором, который в конце IV в. рассказал о восьми злых помыслах: чревоугодии, гордыне, гневе, жадности, тщеславии, похоти, печали и унынии. Чуть позже папа Григорий I Великий объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. О и мы подробно писали ранее. Сегодня мы расскажем о явлении, получившем название «чревоугодие», и о «грешниках», которые живут ради того, чтобы есть и пить.

Мать всех смертных грехов

Мы начали цикл статей о смертных грехах именно с чревоугодия, потому что с него начинаются все остальные страсти. Человек, позволяющий себе много есть, будет в 90 % случаев склонен к чрезмерному сексуальному желанию (выделяются те же гормоны радости и удовольствия - дофамин и эндорфины), лени (после переедания не особо хочется что-то делать), унынию (набор веса, например) и др.

«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном… Насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ», - писал Понтийской в сочинении «О восьми злых помыслах».

Считается, что чревоугодник ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни. Про таких обычно говорят: «Живет ради того, чтобы есть». Это подчинение вкусной еде по своей сути является формой рабства. И подтверждение тому - люди, страдающие от ожирения. Они вроде бы и хотят стать стройнее, сбросить ненавистные им килограммы, но от «вкусняшек» они отказаться тоже не могут. И это - то самое ненормальное отношение к еде.

Однако к чревоугодию относится не только обжорство.

В представлении многих людей чревоугодие - это чрезмерное употребление пищи. На самом деле, это не совсем так. Согласно учению, обжорство - это один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Поэтому гурманы, отлично разбирающиеся во всех деликатесах, тоже чревоугодники.

Третий демон приводит людей к анорексии и булимии. Многие худеющие начинают болезненно относиться к еде, разбивая каждый прием пищи по часам и калориям. Зацикливаясь исключительно на весе, некоторые перестают питаться вовсе. И тут они, согласно христианской традиции, становятся грешниками (с точки зрения медицины, анорексия и булимия, конечно, нервно-психические расстройства. Статью «Нервная анорексия, или Пищевое расстройство психики» можно прочитать ).

Виды чревоугодия

1. Желание что-то съесть раньше положенного времени. Например, обед в 12 часов, а вы уже съели три завтрака.

2. Пресыщение. В этом случае человека больше интересует количество пищи, а не ее качество и вкус. Предел объедания - когда приходится себя принуждать что-то съесть. В греческом языке даже есть термин - «гастримаргия» (от греч. чревобесие) - стремление человека наполнить свое чрево, особо не уделяя внимания вкусу пищи.

3. Поедание только изысканной пищи. Это явление еще называют лемаргия (от греч. гортанобесие) - стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств. Речь идет о гурманах.

4. Тайноядение - стремление скрыть свой порок (например, есть в ночное время без света в одиночестве).

5. Раноядение. Едва проснувшись, человек принимается за еду, еще не испытав чувства голода.

6. Поспешное ядение. Человек старается быстро наполнить чрево и начинает глотать пищу, не разжевывая, словно индюк.

Есть для того, чтобы жить

Если переедание и недоедание - это грех, любовь к вкусностям - тоже, то как тогда питаться, чтобы не стать чревоугодником? Есть только невкусную пищу? Нет, крайности здесь ни к чему. В учении по этому поводу написано следующее:

Есть по прихоти - значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива (постное блюдо из обваренных зерен пшеницы, иногда риса или чечевицы, смешанных с семенным соком и медом - прим. ред.), и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.

Иногда себе можно позволить съесть что-то и «по прихоти», однако это допускается только по праздникам, и желательно церковным. При этом надо ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. И самое главное - нельзя мечтать о пире, представлять, как наслаждаешься вкусной пищей.

Отношение к чревоугодникам

Gula с латинского языка переводится как обжорство, чревоугодие. Это слово крепко вошло в старофранцузский язык и просуществовало в нем почти до начала Нового времени.

Люди, жившие в ту пору, описывали чревоугодника, как «человека, жаждущего богатых блюд и тонких вин, постоянно выходящего за рамки, установленные Богом, разрушающего все порядки на земле и создающего угрозу государству».

На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира - человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало - «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».

Чревоугодников всегда осуждали. Упоминания о них есть в книгах Ветхого и Нового Завета. Царь Соломон в «Книге притчей Соломоновых» писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».

Плохое отношение верующих к чревоугодникам демонстрируют нам и стенные росписи в церквях. На одной из них обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость. На другой - худой пьяница жадно припадает к стакану. На третьей - мужик скачет на свинье (символе чревоугодников), сжимая в одной руке кусок мяса, а в другой - бутыль с вином.

С помощью искусства люди хотели донести до паствы простую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна как для тела, так и для души. К слову, сегодня об этом говорят СМИ и реклама.

В плену у своих желаний

Что заставляет людей чрезмерно есть и пить? Зависимость. Когда мы голодны, уровень дофамина - гормона удовольствия - падает. Мы едим - нам становится хорошо. Такое состояние также наблюдается, например, при победе на спортивном соревновании или когда нас хвалят.

Желая получить удовольствие, многие люди начинают избыточно стимулировать выработку дофамина (это происходит тогда, когда мы едим не потому, что голодны, а потому, что «хочется чего-то вкусненького»). А это, согласно традиционному христианскому знанию, чревоугодие. Поэтому желание перекусить - это то же самое, что желание покурить или выпить. Постоянная стимуляция дофаминовой системы приводит к деформации личности человека. Подобное, кстати, наблюдается у наркоманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .