Архат — кто это такой? Обзор пройденного; кто такой архат В школах раннего буддийского течения.

КНИГА ВТОРАЯ

АРХАТЫ БУДДИЗМА

Введение

В буддизме традиция Адептов завуалирована лишь слегка. Столетиями приверженцы Доктрины стремились к достижению внутреннего спокойствия, являющегося неотъемлемым атрибутом достигшего совершенства человеческого существа. Сразу после учреждения Братства, последователей буддийской философии учили, что религию можно принять в буквальном смысле или познать путем мистического переживания. Те, кто довольствуются лишь тем, чтобы подтверждать верность, вправе рассчитывать только на некоторое личное утешение. Даже если бы они обладали достаточно глубокими знаниями, чтобы исследовать структуру системы, они не смогли бы познать путем личного переживания живую силу Дхармы. Адептство для них маловероятно, так как стимул к достижению просветления недостаточно силен.

Величайшие мистерии буддизма предназначались для более искренних, повиновавшихся побуждению соблюдать дисциплину и посвятить свои жизни и сердца претворению в жизнь Закона. В южной школе такая преданность требовала монашеской жизни, необходимым условием которой был отказ от всех личных обязательств и привязанностей. В северной школе все было не так сурово и победа над собой оказывалась доступна всем, невзирая на место пребывания, род занятий или профессию. Система махаяны дошла до признания того, что адептство может быть достигнуто и без принятия буддизма и без обучения у какого-нибудь учителя. Свет может исходить исключительно изнутри, а некоторых из великих мудрецов особо почитали за то, что они достигли просветленности в одиночку.

Буддийского Адепта обычно называют архатом или рахатом. Западная и восточная концепции адептства в некоторых отношениях не совпадают. Европейский Адепт интересовался проблемами политики, образования и науки материального мира гораздо больше, чем восточный посвященный. Однако, необходимо внести ясность еще в один вопрос: вопреки сложившемуся на Западе мнению, буддизм отнюдь не является доктриной недеяния. Он не воздает должное отдельной личности, занятой исключительно собственным совершенствованием. Его позиция заключается в том, что внешнее улучшение общества должно проистекать из внутреннего просветления человеческого существа. Следовательно, архат выполняет свое назначение, используя заключенные в нем йогические силы, и его сфера деятельности не выявляется бурными проявлениями его объективной личности. Более того, буддизм не представляет архата сверхчеловеком. Цель, к которой стремятся мудрые, состоит в отождествлении с мировой истиной. Даже мудрость должна согласоваться с Законом.

Как следует из общей концепции, восточные архаты не становились правителями наций, завоевателями или блестящими мыслителями. Они оставались в сангхе и редко пользовались каким-либо влиянием за пределами круга своих учеников с их стихийным восторгом. Их кодекс законов запрещал им жить в богатстве и роскоши, но они ни в коей мере не считали эти ограничения несчастьем. Некоторые архаты, конечно, достигали славы и почета, но всегда как учителя и люди исключительной доброты и скромности. Если же кто-нибудь из них и принимал на мгновение угрожающий вид, то только затем, чтобы наглядно объяснить запутавшемуся или капризному последователю какое-нибудь конкретное наставление. Они, подобно морю, могли допустить, чтобы на поверхности появилась рябь, но глубины всегда пребывали в спокойствии и тишине.

Буддийскому архату, как и западному Адепту, приписываются способности творить чудеса. В ламаизме особое ударение делалось именно на этой стороне общей идеи. На самом же деле большинство чудес, приписываемых буддийским мудрецам, представляло собой всего лишь описание внутренних сил в символической форме и не было рассчитано на понимание в буквальном смысле. Чудеса творились не людьми, а через людей, и чудесное фактически бывало естественным результатом продолжения внутренней реализации. Это всегда был Закон, исполняющий сам себя, а тем, кто этого не понимал, это казалось поразительным.

Среди современных буддистов существует расхождение во мнениях относительно размеров Иерархии Адептов. Северная школа безоговорочно считала, что великие учителя мира, включая небуддистов, составляют часть высшего правительства. Это невидимое Братство просвещенных и есть настоящая Сангха, а ассамблея материального мира является всего лишь ее слабым подобием. Буддизм, однако, не учит, что Иерархия Адептов активно влияет на человеческую деятельность или направляет ее. Это противоречило бы исходным учениям Будды. Человек растет благодаря собственным заслугам, а не вследствие оказываемого на него давления. Деятельность Иерархии ограничена теми вселенскими вопросами, которые выходят за пределы нынешнего уровня просветления человечества. Напротив, архаты дожидаются в безмолвной медитации, когда их найдут те, кто жаждут наставлений и готовы заслужить право развиваться путем полной самоотдачи и личного старания.

В некоторых буддийских школах Адепта, или архата, считают персонификацией «сверх-я». Каждый учитель человечества представляет собой средоточие реальности, из которой поддерживается иллюзорная личность. Поиск трансцендентного «я» есть поиск Иерархии. Об этом следует помнить при изучении некоторых преданий и легенд, касающихся этих благородных учителей. Истина - это высшая реальность, или Ади-будда. Великая Иерархия являет собой раскрытие истины через все миры, планы и условия бытия. Погружаясь в неизвестность мрака формы, истина растворяется, пока не остается только луч или частица. Каждый из этих лучей - это нить сознания, и искатель истины может подниматься по этой нити, пока в конце концов не постигнет источник.

В Китае архатов называют лоханами, или «поющими священные мантры». Эти лоханы, в свою очередь, являются олицетворениями фрагментарных истин, повсюду обнаруживающих себя и побуждающих к вдумчивому исследованию. Закон никогда не бывает совершенно лишенным формы, а создает внешние проявления, которые, будучи понятыми, помогут ученику во время его долгого путешествия по Срединному Пути. Внимательные же, и в первую очередь к мелочам, постепенно обогащая свой духовный мир, расширяют трансцендентальные возможности и тихо, но неизбежно продвигаются вперед по пути освобождения. Архат, однако, останавливается у ворот и повторяет обет бодхисаттвы Авалокитешвары, который отказывается погрузиться в глубокий покой до тех пор, пока все создания не воспримут Учение сердцем. Решение о самопожертвовании принимается не по приказу или требованию, это добровольное принятие на себя ответственности. Ученик возвращается в этот мир смиренным монахом не потому, что этого требует Бог, а потому, что в глубине души его побуждает к этому решению глубокое и необычайное сострадание. Поэтому архаты и архаты-бодхисаттвы являются «самыми достойными». Они отдали не что-то из того, что у них есть, а все, чем они являются.

Мэнли Палмер Холл Лос-Анджелес, Калифорния.

Сентябрь 1953 г.

АРХАТ

АРХАТ

ΑΡХАТ (пали arahant, санскр. arhat-достойный)-в “ортодоксальном” буддизме тхеравады высшая , которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шала): 1) отказ от нанесения вреда - вреждения (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний; 4) правдивость-избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) я, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения (Дигханикая I. 63-85).

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат- четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии “вступившего в поток” сансары с целью пересечь его (сотапанна), “возвращающегося один раз” в сансару (сакадагамин) и “невозвращающегося” в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т. е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель “Дхаммапады” характеризует “достойного” следующим образом (ст. 93-94): “У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел-освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют” (пер. В. Н. Топорова). В текстах “Виная-питаки” архат характеризуется как “высший человек” (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды-Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является Будда-“совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей” (Дигха-никая I. 49 ел.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков, когда после т. н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже “совершенный” монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной “нечистоте” и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов “Катхаваттху” (“Пункты дискуссии”), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э., свидетельствует о полемике буддийских “ортодоксов” с “еретиками” о возможности телесной нечистоты у архата, его обладать теми же “сверхсилами” (иддхи), что и Будда , а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II-IV). Сомнения первых “еретиков” стали почвой, на которой выросла последовательная идеала архата как такового у махаянистов, которые в “Вималакиртинирдеша-сутре” (2 вв.) и в “Саддхармапундарика-сутре” (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический бодхисаттвы.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АРХАТ" в других словарях:

    Архат: Архат в буддизме человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды Архат (лат. Siraitia grosvenorii) растение, многолетняя лиана семейства… … Википедия

    Архат - – көне үнді философиясында жауды жеңуші дегенді білдіреді. Архат деп нирванаға (жоғалу, сөну, яғни бұл дүниенің проблемаларынан босану, сананы тазарту) жету, сананың тыныш ағымын бұзатын құштарлық құмарлық сезімдерін жеңген адамды айтады … Философиялық терминдердің сөздігі

    В буддизме хинаяны существо, достигшее освобождения (нирваны) от цепи перерождений (сансары) … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр. arhat. пали arahant, букв. «достойный»), в буддийской мифологии: 1) эпитет будды; 2) в мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития, т. е. нирваны. Путь к достижению состояния А. разделяется на четыре… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 святой (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    В буддизме хинаяны существо, достигшее «освобождения» (нирваны) от цепи перерождений (сансары). * * * АРХАТ АРХАТ, в буддизме хинаяны (см. ХИНАЯНА) существо, достигшее «освобождения» (нирваны (см. НИРВАНА)) от цепи перерождений (сансары (см.… … Энциклопедический словарь

    - (санскр., пали арахат, дословно «достойный») человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз; не возвращающийся; архат). К числу А. относятся… … Буддизм

    АРХАТ - (санкр.): в буддизме – тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного и, таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Архат - (Arhat) В буддизме тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти оков, которые все еще ограничивают его, а… … Словарь йоги

    В буддизме хинаяна, последняя ступень практики в достижении просветления, святой, достигший цели, нирваны, и навеки погрузившийся в нее. В махаяне идеал архата считается недостижимым и заменяется идеалом бодхисаттвы спасителя всех живых существ.… … Религиозные термины

Книги

  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений , Домашева-Самойленко Н. Категория: Эзотерика Издатель: Амрита , Производитель: Амрита ,
  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений между мужчиной и женщиной , Самойленко Владимир , Домашева-Самойленко Надежда , В этой книге раскрыта суть Законов Космоса, используя которые мужчина и женщина не только создадут основанную на любви, ладе и согласии семью, но и разовьют ее в Звездную Пару, обладающую… Категория: Эзотерика Издатель: Свет , Производитель:

Миряне согласно Типитаке (Каттхаваттху 4:1) также могут стать архатами, хотя обычно их убеждают Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом . Российский буддолог А. В. Парибок в своём Послесловии к Милиндапаньхе (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи (буддийской общины, монахи), но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. Милиндапаньха, классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях . В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса» . Хотя мирянам труднее достичь просветления, своими желаниями и намерениями, своей жизнью на благо всех живых существ они могут улучшать свою карму[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

  1. У архата могут быть ночные поллюции .
  2. У архата может быть незнание чего-либо.
  3. У архата могут быть сомнения.
  4. Архатство может быть определено другим.
  5. Практиковать просветление можно через произнесение слов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Архат (буддизм)"

Примечания

Литература

  • Лысенко В. Г. . - М .: ИФ РАН , 2003. - 246 с. - ISBN 5-201-02123-9.
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. - СПб. : Амфора, 2002. - 187 с. - ISBN 5-94278-286-5.
  • Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ , 2009. - 278 с. - ISBN 978-5-89610-144-4.
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М .: Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Типитака (см., напр., на сайте Тхеравада.ру)
  • Дхаммапада. (Гл. об Архатах.) Пер. В. Топорова. М. 1960.
  • Суттанипата. Пер. Н.И. Герасимова. \\ В сб.:Стержень жизни. М. 1997.
  • Джатаки. Пер. Б. Захарьина. М.1979.
  • Милиндапаньха. Пер. А. Парибка. "Наука". 1989.
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Отрывок, характеризующий Архат (буддизм)

Полыхнуло яркое синее пламя – все мы дружно ахнули... То, что минуту назад было Светилом, за одно лишь коротенькое мгновение превратилось в «ничто», даже не начав сопротивляться... Вспыхнув прозрачным голубым дымком, он ушёл в далёкую вечность, не оставив в этом мире даже следа...
Мы не успели испугаться, как сразу же за происшедшим, в проходе появился жуткий человек. Он был очень высоким и на удивление... красивым. Но всю его красоту портило мерзкое выражение жестокости и смерти на его утончённом лице, и ещё было в нём какое-то ужасающее «вырождение», если можно как-то такое определить... И тут, я вдруг вспомнила слова Марии про её «ужастика» Дина. Она была абсолютно права – красота может быть на удивление страшной... а вот доброе «страшное» можно глубоко и сильно полюбить...
Жуткий человек опять дико захохотал...
Его хохот болезненным эхом повторялся в моём мозгу, впиваясь в него тысячами тончайших игл, а моё немеющее тело слабело, постепенно становясь почти что «деревянным», как под сильнейшим чужеродным воздействием... Звук сумасшедшего хохота фейерверком рассыпался на миллионы незнакомых оттенков, тут же острыми осколками возвращаясь обратно в мозг. И тут я наконец-то поняла – это и правда было нечто наподобие мощнейшего «гипноза», что своим необычным звучанием постоянно наращивало страх, заставляя нас панически бояться этого человека.
– Ну и что – долго вы собираетесь хохотать?! Или говорить боитесь? А то нам надоело вас слушать, глупости всё это! – неожиданно для самой себя, грубо закричала я.
Я понятия не имела, что на меня нашло, и откуда у меня вдруг взялось столько смелости?! Потому, что от страха уже кружилась голова, а ноги подкашивались, как будто я собиралась сомлеть прямо сейчас, на полу этой же самой пещеры... Но недаром ведь говорят, что иногда от страха люди способны совершать подвиги... Вот и я, наверное, уже до того «запредельно» боялась, что каким-то образом сумела забыть про тот же самый страх... К счастью, страшный человек ничего не заметил – видимо его вышиб тот факт, что я посмела вдруг с ним так нагло заговорить. А я продолжала, чувствуя, что надо во что бы то ни стало быстрее разорвать этот «заговор»...
– Ну, как, чуточку побеседуем, или вы и можете всего только хохотать? Говорить-то вас научили?..
Я, как могла, умышленно его злила, пытаясь выбить из колеи, но в то же время дико боялась, что он нам таки покажет, что умеет не только говорить... Быстро глянув на Стеллу, я попыталась передать ей картинку, всегда спасавшего нас, зелёного луча (этот «зелёный луч» означал просто очень плотный, сконцентрированный энергетический поток, исходящий от зелёного кристалла, который когда-то подарили мне мои далёкие «звёздные друзья», и энергия коего видимо сильно отличалась качеством от «земной», поэтому срабатывало оно почти всегда безотказно). Подружка кивнула, и пока страшный человек не успел опомниться, мы дружно ударили его прямо в сердце... если оно, конечно, там вообще находилось... Существо взвыло (я уже поняла, что это не человек), и начало корчиться, как бы «срывая» с себя, так мешавшее ему, чужое «земное» тело... Мы ударили ещё. И тут вдруг увидели уже две разные сущности, которые плотно сцепившись, вспыхивая голубыми молниями, катались на полу, как бы пытаясь друг друга испепелить... Одна из них была той же красивой человеческой, а вторая... такого ужаса невозможно было нормальным мозгом ни представить, ни вообразить... По полу, яро сцепившись с человеком, каталось что-то невероятно страшное и злое, похожее на двухголовое чудище, истекающее зелёной слюной и «улыбающееся» оскаленными ножеобразными клыками... Зелёное, чешуйчато-змеевидное тело ужасающего существа поражало гибкостью и было ясно, что человек долго не выдержит, и что, если ему не помочь, то жить осталось этому бедняге всего ничего, даже и в этом ужасном мире...
Я видела, что Стелла изо всех сил пытается ударить, но боится повредить человека, которому сильно хотела помочь. И тут вдруг из своего укрытия выскочила Мария, и... каким-то образом схватив за шею жуткое существо, на секунду вспыхнула ярким факелом и... навсегда перестала жить... Мы не успели даже вскрикнуть, и уж, тем более, что-то понять, а хрупкая, отважная девчушка без колебаний пожертвовала собой, чтобы какой-то другой хороший человек мог победить, оставаясь жить вместо неё... У меня от боли буквально остановилось сердце. Стелла зарыдала... А на полу пещеры лежал необыкновенно красивый и мощный по своему сложению человек. Только вот сильным на данный момент он никак не выглядел, скорее наоборот – казался умирающим и очень уязвимым... Чудовище исчезло. И, к нашему удивлению, сразу же снялось давление, которое всего лишь минуту назад грозилось полностью размозжить наши мозги.

В буквальном смысле архат переводится как достойный. Архат – это монах, который достиг просветления и нирваны и больше не вернулся в цикл перевоплощений (в сансару). Архат становится центральной фигурой и остается таковой в буддийской хинаяне (малой колеснице). Преодолевая границы земного, лишенный саморазрушения, овладевая желаниями и достигая религиозной цели, он воплощает религиозно-антропологический идеал в хинаяне (техраваде), воспринимаемый как высший человек (uttaramunha), даже как святой. Такое значение заложено в архате как эпитете Будды Сиддхартхи Гаутамы. Архат, согласно учению Тхеравады (основная ветвь хинаяны), достиг более высокого знания, мудрости и поэтому считается непогрешимым. Он все знает, он не сомневается, он контролирует свои желания даже во сне.


Положение архата

Положение архата достигается через ряд этапов, которые различают четыре уровня освобождения (соответствующие четырем режимам или уровням медитации):

  1. «Вошедший в поток», ведущий к нирване (этим адептам остается еще семь перерождений);
  2. «Однажды возвращающиеся» к циклу воплощений (они переродятся однажды прежде чем получить положение архата);

    «Невозвращающиеся» в цикл реинкарнаций (анагамин, предположительно рожденный в следующий раз на небесах чтобы там окончательно достичь совершенства);

    Архант. Достигнув нирваны, архат может оставаться в мире в своем собственном теле (нирвана «с остатком») до конца правильной кальпы (исторического периода). Однако в итоге полностью освободится от воплощений в сансаре.

Сиддхартха Гаутама Будда для ранних буддистов является примером архата и является моделью, которой можно следовать, но не обожествлять. Они придерживаются заветных слов: «Будь сам себе светильником» («Махапаринирвана сутра»). В этом смысле их ориентация остается антропоцентрической. Но для архатов они также иногда допускают сверхъестественные способности (сверхзнание, возможность посещать сразу нескольких мест, поселяться в других телах и т. д.), которые придают фигуре архата необычность и позволяют в каком-то смысле сделать его предметом поклонения.

Качества архата становятся предметом дискуссий в раннем буддийском сообществе (сангхе) и одной из главных причин буддистского распада. На собрании Паталутупра (Третий совет) и состоялся данный распад в связи с серьезной критикой взглядов на фигуру архата. Фокусирование архатов исключительно на себе демонстрирует, по словам критиков, очень эгоистичную ориентацию. Так постепенно, среди противников ортодоксальной хинаяны, формируется новый идеал, который не связан с антропоцентрической концепцией, а с трансцендентальной ориентацией буддистов и идеалом бодхисаттвы. Но Тхеравада, основная школа в хинаяне, которая по-прежнему имеет много сторонников в разных странах, защищает основные взгляды архаизма как конечной цели религиозной жизни. Для махаяны (большая колесница) стать архатом не является пределом для достижения религиозной цели, а только уровнем после которого есть и другие.

Архат (санскр. arhat, пали arahant, кит. лохань, алоханъ, кор. нахан, арахан, яп. аракан, «могущий», «достойный») - в «ортодоксальном» буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды , принявший монашеские обеты.

С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила):

1) отказ от причинения вреда (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания (каруна) к ним;

2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти;

3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но
и полный отказ от плотских желаний;

4) правдивость - избежание любой лжи и отсутствие лукавства.

За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого рекомендуется уже приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций), а также совершенства всеведения (Дигха-никая 1.63-85).

Архат в классификациях тхеравадинской традиции - четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (пали сотапанна), «возвращавшегося один раз» в сансару (сакадагамин) и «невозвращающегося» в нее (анагамин). От этих стадий ступень Архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен достичь нирваны.

В палийских текстах часто цитируются формулы самосознания Архата, такие как:

«У меня возникло видение, освобождение моего сердца стало неколебимым, это
мое последнее рождение, дальнейшего рождения у меня не будет»

(Самъютта-никая 11.171, 111.28, IV.8, V.204; Ангуттара-никая 1.259, IV.50, 305, 448).

В главе, посвященной Архатам, составитель знаменитой «Дхаммапады» характеризует «достойного» следующим образом (ст. 93-94):

«У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел - освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют»

(пер. В.Н. Топорова),

а в текстах Виная-питаки Архат характеризуется предельно кратко - как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды:

Ананда, Маудгальяяна и Шарипутра, а также практически все видные деятели раннебудийской монашеской общины (в т.ч. некоторые монахини). Архатом всех архатов считается сам Будда

«совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный… учитель богов и людей»

(Дигха-никая 1.49 и др.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии о том, может ли идеал Архата быть безукоризненным, которые привели к появлению первой значительной схизмы в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков: после так называемого 2-го буддийского собора (см. Буддийские соборы) в середине IV в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат., достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов «Катхаваттху» (см. Абхидхармы тексты), ядро которого
могло сложиться уже в III в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности наличия телесных «нечистот» у Архата, о его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разд. II-IV).

Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала Архата, как такового в махаяне. Основные претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в «Вималакирти-нирдеша-сутре» (II в.) и в «Саддхармапундарика-сутре» (III в.), была связана с его эгоцентричностью, чему махаянисты противопоставляли альтруистический идеал бодхисаттвы.

В китайском буддизме Архат - человек, достигший наивысшего духовного развития. В Китае, Корее, Японии представление об архатстве как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даос, представлением о мудром отшельнике (сянъ жэнъ), достигающем долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. Архаты выступают обычно в составе более или менее обширных групп.

Группа 16 Архатов впервые перечислена в соч. «Дай Тан си юй цзи» («Записки о крае к Западу от Великой Тан») Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 индийских мифологических и легендарных деятелей буддизма, например Рахула - старший сын Будды Шакьямуни и один из первых его учеников, и Пиндола, задача которых - хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи; Асита - отшельник, живший на горе Гридхракута и ставший последователем Будды после ознакомления с его учением. Позднее в Китае более популярными становятся 18 Архатов : к 16 инд. деятелям были добавлены деятели
китайского буддизма - Кумараджива (сер. IV - нач. V в.), покровитель буддизма ймператор Лян У-ДИ (прав. 502-549); в других, более поздних наборах последние двое заменялись Бу-дай хэ-шаном (букв. «Монах с мешком» - в кит. буд. мифологии божество радости, благополучия), бодхисаттвой Гуань-инь (Авалокитешвара), монахом Дхарматратой (в Китае известным под именем Фа-цзю) и др.

В поздних смешанных даосско-буддийских культах Архаты индийского происхождения заменяются, особенно в народных представлениях, персонажами, прообразами которых были реальные деятели китайского буддизма, такие как У-кэ, якобы устроивший себе жилище на кончиках ветвей дерева (отсюда его прозв. «Воронье гнездо»); поэты-отшельники VIII в. Хань-шань, Фэн-гань, Ши-дэ; один из основателей школы Чистой земли (цзинту-цзун) в Китае Хуй-юань; один из десяти первых учеников Будды Кашьяпа (или Махакашьяпа); великий буддийский поэт, автор «Буддачариты» («Жизнь Будды») Ашвагхоша.

Существуют и другие, гораздо более многочисленные наборы Архатов вплоть до трехсот и пятисот, скульптурные или живописные изображения которых нередко заполняют большую часть китайских буддийских и смешанных буддийско-даоских храмов. Изображения эти весьма многообразны: традиционно бесстрастные или улыбающиеся буддийские святые, отшельники даосского типа с подчеркнуто характерными чертами, люди в чиновничьей и даже
императорской одежде, улыбающиеся, смеющиеся, суровые, отрешенные. Также разнообразны и позы: погрузившиеся в самосозерцание неподвижные фигуры; святые, с грустью взирающие на несовершенство мира; наставники, обращающиеся с проповедью к людям или ведущие задушевную беседу, и т.д. Столь же многочисленны и атрибуты: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т.д. Изображения Архаты стали одним из излюбленных сюжетов китайской (а также кор. и японской) живописи; Архаты наравне с даосскими отшельниками часто встречаются в качестве предсказателей, борцов против нечистой силы, поборников справедливости в произведениях простонародной повествовательной литературы.