Что такое "божья благодать". Божья благодать для тебя

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Божья благодать представляет собой некую неуловимую силу, которую Всевышний направляет на христианина

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но, не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Только Господь способен наполнить душу верующего своей милостью

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Благодать Божия — действие, направленное на спасение человека

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников - дар. Источник нашего спасения - Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

Иисус - единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

Когда человек уверует в Спасителя, он наполняется праведностью, искуплением и святостью

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

  • благодать;
  • любовь;
  • великодушие.

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

Что такое благодать Божия? Протоиерей Головин Владимир

— ЭХ! Благодать-то какая,птички поют»-Часто можно услышат подобные слова когда человеку хорошо. Но что же такое благодать и почему говорить подобно вышесказанному нельзя?

Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2, 15; 8:5);

б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Петр.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12;146:8-9; Деян.14:15-17;17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Ефес.4:7-8);

в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11; 3:4-5);

г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение.

Благодать – нетварная Божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, преодолевающему с её помощью грех и достигающему соединения с Богом.
Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.

По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».

Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор. 12:9)).

Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом» … Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей».

Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св. Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно.

Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

«Что такое благодать Божия? Как она действует? Этому вопросу посвящены сочинения многих христианских мистиков и богословов. Если сказать в двух словах, то благодать – это энергии Божии. Эти энергии воздействуют не только на душу, но и на тело, можно сказать, пронизывают, напитывают всего человека. Иногда тела святых, пронизанные животворными Божественными энергиями, даже не подвергаются всеобщей участи тварных вещей – не тлеют. Для людей, ведущих духовную жизнь, – все это не теория, но самый реальный факт их жизни».

священник Константин Пархоменко

Люди не всегда понимают, о чем говорят. Иногда не знают, потому что не проявляют любопытства, иногда их информация о данном понятии неверна. Божья благодать - это некая неощутимая физическими способами сила, которую посылает Бог человеку, для его очищения от скверны. Само слово благодать говорит о даре, то есть эта сила посылается случайно.

Так как вездесущ, то считается существом намного более развитым, чем человек. Для борьбы с человеческими пороками и страхами Господь дарует благодать. По большей части божья благодать - это проявление того или иного , подтверждение того, что он действительно всю свою веру и жизнь дарует Богу.

Божья благодать - представляется как нечто неосязаемое, как вуаль, отделяющая нас от Ада и Рая. Лишь тот, кто каждый день верует и следует учению Христа, борется с грехом, может понять, что на него снизошла благодать. Осознание того, что благодать божия с вами, не дает вам возможности отречься от Бога и совершать любые деяния, а наоборот раскрывает всю вашу душу и делает вас ярым последователем веры, истинным послушником Христа и Святого Духа.

Почему спасение в благодати

Спасение любого человека - в гармонии с самим собой, Богом и окружающим миром. Лишь смирение перед Богом, не перед священником или любым другим представителем Бога на земле, а именно Богом, наделяет человека в душе благодатью. Спасение же - это и есть гармония, а гармония - единство с Богом и миром, который окружает каждого.

Суть спасения и озарения благодатью в том, что человек не может грешить не потому, что останавливает себя и борется с пороками ежесекундно. Со временем человек достигает такого просветления, что у него не возникает мысли , а , он окончательно изгоняет из себя лукавого. Сегодня, самыми приближенными к такому состояния могут быть , но и любой человек, который строит храм в своей душе, может ощутить божью благодать.

Бывает, что человек, получив благодать, становиться излишне заносчив, позволяет себе то, о чем не смел и думать. В такие моменты Господь отнимает свою благодать у человека. Мирянину кажется, что на него снизошли все наказания, которые могут существовать, его разрывают пороки, но если он сможет одуматься и душа его наполниться истинной верой вновь, Бог вернет к нему свое расположение.

Божья благодать окружает нас каждое мгновение нашей жизни и лишь мы решаем, стать ли нам достойными, чтобы увидеть и воспользоваться ею.

ГЛАВА 13. Божья благодать

I


Во всех церквях стало привычным называть христианство религией благодати. Для христианских богословов очевидно, что благодать - это отнюдь не безличная сила или некое небесное электричество, которым можно подзарядиться, как только «подключишься» к священным таинствам. Это - личностная сила, это - Бог, действующий Своей любовью к людям. В книгах и проповедях нам постоянно напоминают, что новозаветное греческое слово «благодать» (charis), так же, как и слово «любовь» (agape), употребляется исключительно в христианском значении и выражает понятие спонтанной, намеренной доброты, понятие, ранее неизвестное этике и богословию греко-римского мира. В воскресных школах неизменно учат, что благодать - это Божьи богатства через Христа. Однако, несмотря на все это, складывается впечатление, что в церкви совсем немного тех, кто действительно верит в благодать.

Конечно, всегда были и есть люди, которым мысль о благодати кажется настолько потрясающей и чудесной, что они замирают в благоговении перед нею. Благодать стала постоянной темой их молитв и проповедей. Они написали о ней гимны, прекраснейшие гимны церкви, - а хорошего гимна не написать без глубоких чувств. Они сражались за нее, сносили насмешки и с готовностью отказывались от своего благополучия, если такова была цена стойкости: так - Павел противостоял иудеям, так - Августин сражался с пелагианством, реформисты - со схоластами, а духовные потомки Павла и Августина с тех самых пор противостоят различным небиблейским учениям. Вслед за Павлом они несут свидетельство: «Благодатию Божией есмь то, что есмь» (1Кор.15:10), а основным правилом их жизни стало: «Не отвергаю благодати Божией» (Гал.2:21).

Но многие из прихожан церкви живут совсем не так. Возможно, на словах они и отдают должное благодати, но это и все. Нельзя сказать, что их представление о благодати неверно; скорее, его просто не существует. Мысль о ней ничего для них не значит, она совсем не затрагивает их. Начните с ними разговор об отоплении в церкви или о прошлогодних бухгалтерских счетах, и они с живостью откликнутся. Но стоит только заговорить о том, что же такое «благодать» и что она значит для нас в повседневности, и на их лицах вы заметите выражение уважительной скуки. Они не обвинят вас в том, что вы несете чепуху, они не сомневаются, что в ваших словах есть смысл. Им просто неинтересно то, о чем вы говорите; и чем больше времени они уже прожили без всего этого, тем сильнее они уверены, что в данный момент жизни им это совсем не нужно.


Что мешает тем, кто исповедует веру в благодать, действительно в нее поверить? Почему мысль о благодати так мало значит даже для некоторых из тех, кто так много о ней говорит? Мне кажется, что проблема уходит своими корнями в неверное представление об основных взаимоотношениях Бога и человека. Это неверно е представление укоренилось не только в сознании, но и в сердце, на глубочайшем уровне, где мы уже не задаем вопросов, а принимаем за должное все, что имеем там. Учение о благодати предполагает четыре основные истины, и если эти истины не признать и не почувствовать сердцем, то всякая вера в Божью благодать становится невозможной. К сожалению, дух нашего века прямо противостоит этим истинам. Поэтому неудивительно, что вера в благодать сегодня стала такой редкостью. Вот эти четыре истины.


1. Нравственные «заслуги» человека

Современный человек, осознающий грандиозные научные достижения последних лет, естественно, весьма высокого мнения о себе. Он ставит материальное благополучие выше нравственных законов и в нравственном отношении неизменно относится к себе с мягкостью. В его глазах малые добродетели компенсируют большие пороки, и он не хочет признать, что с нравственностью у него далеко не все в порядке. Он стремится заглушить больную совесть – как в себе, так и в других, - считая ее не признаком нравственного здоровья, а психологической аномалией, признаком душевного расстройства и умственного отклонения. Ибо современный человек уверен, что, несмотря на его маленькие вольности - алкоголь, азартные игры, бесшабашное вождение автомобиля, надувательство, ложь по крупному и по мелочам, мошенничество в торговле, чтение пошлых книг и журналов и т.д., - он вполне хороший парень. Далее, как и у всех язычников (а у современного человека – сердце язычника, не сомневайтесь), Бог в его представлении есть не что иное, как увеличенный образ его самого; поэтому он предполагает, что Бог такой же самовлюбленный, как и он сам. Мысль о том, что на самом деле он падшее творение, отошедшее от образа Божьего, бунтарь против Божьего правления, виновный и нечистый в Божьих глазах, заслуживающий только Божьего осуждения, - мысль эта даже не приходит ему в голову.


2. Карающая Божья справедливость

Современный человек закрывает глаза на все беззакония до тех пор, пока это возможно. Он терпимо относится к чужим порокам, зная, что, сложись обстоятельства иначе, он поступил бы точно так же. Родители не решаются наказывать детей, а учителя - своих учеников; общественность покорно смиряется с вандализмом и антисоциальным поведением любого сорта. Видимо, общепринято мнение, что пока на зло можно не обращать внимания, нужно его терпеть; наказание рассматривается как крайнее средство, применяемое только для того, чтобы предотвратить слишком серьезные социальные последствия. Дело уже дошло до того, что терпимое отношение к злу и поощрение зла стало считаться добродетелью, а жизнь с твердыми понятиями о том, что хорошо, а что плохо - почти неприличной! Мы, как язычники, считаем, что Бог думает так же, как мы сами. Мысль о том, что возмездие может быть Божьим законом для нашего мира и выражением Его святого характера, представляется современному человеку идеей фантастической; а тех, кто этой мысли придерживается, обвиняют в том, что они приписывают Богу свои собственные патологические импульсы ярости и мстительности. Однако вся Библия упорно подчеркивает, что этот мир, созданный по милости Бога, есть мир нравственный и возмездие в нем такой же основополагающий факт, как дыхание. Бог - Судья всего мира, и Он поступит справедливо, оправдав невинных, если такие найдутся, и наказав нарушителей закона (см. Быт.18:25). Если Бог не накажет грех, Он перестанет быть верным Самому Себе. И пока человек не поймет и не почувствует истинность того факта, что нарушители закона не могут надеяться ни на что другое, кроме Божьего карающего возмездия, он никогда не обретет библейской веры в благодать Божью.


3. Духовное бессилие человека

Книга Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» практически стала современной Библией, а все методы деловых отношений в последнее время сводятся к тому, как бы поставить партнера в такое положение, чтобы он не мог с достоинством сказать «нет». Это укрепило в современном человеке уверенность, присущую язычеству изначально, что можно восстановить отношения с Богом, поставив Его, Бога, в такое положение, где Он не сможет сказать «нет». Язычники древности хотели добиться этого с помощью даров и жертвоприношений; современные язычники пытаются достичь желаемого с помощью членства в церкви и нравственного поведения. Они признают свое несовершенство, но ничуть не сомневаются, что их нынешняя респектабельность обеспечит им доступ к Богу, неважно, что там они натворили в прошлом. Но позиция Библии выражена словами Топлэди:


Бесполезен бренный труд,

Не исполнить Твой закон:

И старанья не спасут,

И к слезам бесчувствен он.


Они ведут нас к осознанию собственной беспомощности и к единственно верному выводу:


Кто избавит нас от тьмы?

Ты, Господь мой, только Ты!


«Делами закона (т.е., членством в церкви и благочестивым поведением) не оправдается перед Ним никакая плоть», - провозглашает Павел (Рим.3:20). Никто из нас не в силах сам восстановить свои отношения с Богом, вновь обрести Его благосклонность, когда-то утраченную. И для того чтобы прийти к библейской вере в благодать Божью, необходимо увидеть эту истину и склониться перед ней.


4. Высшая Божья свобода

По представлениям язычников древности, каждый их бог был связан со своими приверженцами некими корыстными интересами, поскольку его благополучие зависело от их служения и даров. Где-то в подсознании современного язычника живет сходное ощущение, что Бог обязан нас любить и помогать нам, как бы мало мы того ни заслуживали. Это чувство получило свое выражение в словах французского вольнодумца, который, умирая, бормотал: «Бог простит, это Его работа» (cest soп metier). Но это ощущение не имеет под собой никакого основания. Благополучие Бога Библии не зависит от Его творений (см. Пс.49:8-13; Деян.17:25). И Он вовсе не обязан оказывать нам милость, тем более теперь, когда мы согрешили. Мы можем ждать от Него только справедливости - а справедливость для нас означает непременное осуждение. Бог не должен останавливать ход правосудия. Он не обязан жалеть и прощать, а если 0н это делает, то поступает так, как говорится, «по Своей доброй воле», и никто Его к этому не может принудить. «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Благодать свободна в том смысле, что она добровольна и исходит от Того, Который может и не миловать. И только увидев, что судьба каждого человека зависит исключительно от того, простит или не простит Бог его грехи (причем к этому решению Бога никто и никогда не принуждает), человек начнет осознавать библейский взгляд на благодать.


II


Божья благодать - это любовь, добровольно явленная провинившимся грешникам, независимо от их личных заслуг, скорее, даже несмотря на все их проступки. Это Бог, являющий Свою благость тем, кто достоин лишь сурового наказания и не может надеяться ни на что, кроме суровости. Мы увидели, почему мысль о благодати так мало значит для некоторых прихожан церкви - именно потому, что они не разделяют библейский взгляд на Бога и человека. Настало время задать вопрос: почему же эта мысль так много значит для других людей? За ответом не придется далеко идти; ответ вытекает из всего уже сказанного. Только когда человек осознаёт свое подлинное положение и нищету, как это описано в Библии, - только тогда новозаветное Евангелие благодати просто ошеломляет его и он себя не помнит от радости и восхищения. Ведь там говорится о том, как наш Судья стал нашим Спасителем.

«Благодать» и «спасение» связаны между собой как причина и следствие. «Благодатию вы спасены» (Еф.2:5; сравн. ст.8). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11). Евангелие провозглашает: «Бог возлюбил мир так, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16), как «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Согласно пророчеству, открылся источник (Зах.13:1) для омытия греха и нечистоты. И воскресший Христос взывает ко всем, слышащим благовестие: «Придите ко Мне,.. и Я успокою вас» (Мф.11:28). Исаак Уотс в своем, может быть, не в самом возвышенном, зато самом евангельском по духу стихотворении пишет о нас - безнадежно погибших грешниках:


Господне Слово свет несет,

Пронзая темноту:

Пусть всякий жаждущий придет

И воззовет к Христу.


И внемлет, трепеща, душа,

Летит к ногам Его:

«Я верю, Господи, словам

Завета Твоего!»


Поток Твоей святой крови

Ты на меня излил,

Навеки смыл грехи мои

И душу убелил.


Бессильный, грешный, жалкий, я

Перед Тобой склонюсь.

Ты - Бог мой, праведность моя,

Ты - все во всем, Иисус!


Человек, который от всего сердца может повторить эти слова Уоттса, долго не устанет петь хвалу благодати.

Новый Завет, говоря о Божьей благодати, подчеркивает три момента, каждый из которых воодушевляет верующего христианина.


1. Благодать - источник прощения грехов

В центре Евангелия стоит оправдание, то есть, искупление грехов и прощение грешников. Оправдание - это воистину драматический переход от состояния осужденного преступника, которого ждет ужасный приговор, к положению сына, получающего сказочное наследство. Оправдание дается верой; оно приходит в тот момент, когда человек доверяется Господу Иисусу Христу, как своему Спасителю. Мы получаем оправдание даром, но Богу оно обошлось дорого, ибо Он заплатил за него искупительной смертью Своего Сына. По Своей благодати Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32). Он добровольно, Сам решил спасти нас, и для этого потребовалось искупление. Павел ясно говорит об этом. Мы получаем «оправдание даром (безо всякой платы), по благодати Его (то есть, в результате милостивого Божьего решения) искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления (т.е., того, кто отвел Божий гнев, искупив грехи) в Крови Его через веру» (Рим.3:24; ср. Тит.3:7). И вновь Павел повторяет, что «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7). И когда христианин думает обо всем этом, размышляет о том, как изменилось все с явлением в мир благодати, в нем возникают чувства, так хорошо выраженные Самьюэлом Дэвисом, бывшим когда-то президентом Принстонского университета.


О дивный Бог! Дела Твои

Сияют красотой небес,

Но благодать Твоя стоит

Превыше всех чудес.

Обильно благодать излил?


Дрожа, вхожу в святой чертог,

Прощен и принят как дитя.

Мне даровал прощенье Бог,

В Своей крови омыв меня.

Кто нас, как Ты, Господь, простил,

Обильно благодать излил?


Пусть эта чудо-благодать

С небес течет живой водой

И все сердца, и все уста

Наполнит радостной хвалой.

Кто нас, как Ты, Господь, простил,

Обильно благодать излил?


2. Благодать как основа и причина Божьего плана спасения

Прощение - это сердце Евангелия, но в нем еще нет полного учения о благодати. Новый Завет раскрывает Божий дар прощения в контексте всего замысла спасения, который начался еще до сотворения мира с предвечного избрания и завершится, когда Церковь станет совершенной во славе. Павел кратко упоминает об этом плане в нескольких местах (см., например, Рим.8:29-30; 2Фес.2:12-13), но наиболее подробно говорит о нем в Послании к Ефесянам1:3-2:10. По своему обыкновению, Павел дает сначала общее положение и в дальнейшем его разъясняет. Итак, Павел утверждает (ст.3): «Бог... (благословил) нас во Христе всяким духовным благословением на небесах (т.е., в духовной действительности)». Анализ его начинается с рассуждения о предвечном избрании и предназначении к Божьему усыновлению (ст.4-5), об искуплении и прощении грехов во Христе (ст.7) и далее переходит к мысли о надежде славы во Христе (ст.11-12) и о даре Духа Христова, навеки запечатлевшего нас как Божьих наследников (ст.13-14). С этого момента Павел сосредоточивает свое внимание на том, как действие «державной силы Его» возрождает грешников во Христе (1:19; 2:7) и приводит их К вере (2:8). Павел описывает все это как совокупность элементов одного великого замысла спасения (1:5, 9, 11) и объясняет, что именно благодать (милость, любовь, благость: 2:4, 7) – побудительная сила этого замысла (см. 2:4-8). Апостол пишет, что «богатства благодати Его» проявляются через исполнение плана спасения, а его конечная цель - это похвала Божьей благодати (1:6, ср. 12,14; 2:7). Поэтому верующий может радоваться, сознавая, что его обращение было не случайностью, но делом Божьим, частью вечного Божьего замысла стремления благословить его даром спасения от греха (2:8-10). Если Бог обещает довести исполнение Своего плана до конца и в действие приведена всевышняя, всемогущая сила (1:19-20), то ничто не может ей помешать. Не зря Исаак Уоттс восклицает:


О чудной верности Его

И силе возвести,

О дивной благости Того,

Кто нас силен спасти.


Обетований благодать

Горит на бронзе лет.

И тьме тех строчек не обаять,

В них - Божьей силы свет.


Он тем же словом небеса

И землю сотворил

И откровений чудеса

Сынам Своим явил.


Воистину, звезды могут угаснуть, но Божьи обетования будут стоять и исполнятся. План спасения будет приведен к завершению; и все увидят всевышнюю Божью благодать.


3. Благодать - это залог сохранности святых

Если замысел спасения непременно исполнится, то будущее христианина надежно. Он соблюдается «силою Божьею через веру... ко спасению» (1Пет.1:5). Ему не нужно бояться, что он не устоит в своей вере; как с самого начала благодать привела его к вере, так она сохранит его в вере до конца. Вера и начинается, и продолжается благодаря благодати (см. Флп.1:29). Поэтому христианин вместе с Доддриджем может сказать:


Одна лишь Божья благодать

Могла меня спасти.

Бог выбрал смерть, чтоб жизнь мне дать

И в Свой покой ввести.


Меня учила благодать

Молиться и любить.

Она во мне, чтоб поддержать,


III


Я не считаю нужным извиняться за то, что так обильно черпал из богатого наследия гимнов о благодати (к сожалению, их так мало в большинстве сборников гимнов двадцатого века), ибо они выражают наши мысли гораздо проникновеннее, чем любая проза. И я не стану извиняться за то, что сейчас процитирую еще один из них, чтобы яснее стало, как мы должны ответить на то, что узнали о Божьей благодати. Уже было сказано, что учение Нового Завета – это благодать, а этика - благодарность. И всякая форма христианства, чей опыт и жизнь не подтверждают это высказывание, несомненно нуждается в исправлении и лечении. Если кто-то считает, что учение о Божьей благодати поощряет нравственную распущенность («спасение все равно обеспечено, что бы мы ни делали; поэтому не имеет значения, как себя вести»), то он говорит о том, чего не знает. Ибо любовь будит ответную любовь, и, пробудившись, любовь стремится нести радость и свет. Открытая нам Божья воля говорит, что принявшие благодать должны посвятить себя «добрым делам» (Еф.2:10, Тит.2:11-12); благодарность же Богу побуждает всякого, кто действительно принял благодать, жить по воле Божьей и каждый день восклицать:


Грешник жалкий и ничтожный,

Жил я в скорби и борьбе.

Благодать Твоя, О Боже,

Привела меня к Тебе.


О, не дай утратить веру

И сойти с путей прямых

Благодатию Своею

Удержи у ног Твоих.


Знаете ли вы любовь и благодать Божью? Тогда докажите это своими делами и молитвами.

Моя о благодати Божией вызвала определённый резонанс.

Считаю своим долгом продолжить тему. Благодать — это сила Божия, энергия Бога, если хотите современным языком, посылаемая смиренному человеку в помощь и руководящая ко спасению.

Итак, если «получил небольшую благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем. Если благодати чуть больше, то в душе свет и радость великая. А если ещё больше, то и тело ощущает благодать Святаго Духа» (Схиигумен Савва, Псково-Печерский монастырь).

Вот нам современным людям много чего хочется, особенно счастья, материальных благ и определенного комфорта. В принципе, в этом нет ничего плохого. Но одно дело, когда ты свое благополучие строишь по Заповедям Божиим, совсем другое дело, когда думаешь, что ты умнее Господа Бога и игнорируешь благодатную помощь Свыше. Это неразумно. Но, с другой стороны, за твой выбор тебя не осудит даже Господь. Он нам дал свободу, и насильно мил не будешь. Поэтому весьма важно сделать правильный выбор.

Старец Афонский Силуан говорил: » Чтобы иметь в себе благодать Божью , человек должен быть воздержен во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище… Будь послушлив Богу, не осуждай и храни ум и сердце от плохих помыслов. Помышляй, что все люди добрые, и всех их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святаго Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: милостив Господь!»

И вот отец Савва, величайший духовник своего времени (конец 20 века) говорит: «Блюдите благодать Божию. С ней легко жить, всё делается хорошо по Богу, всё мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как по какому-то саду, в котором живут Господь и Божия Матерь».

Заметим, что никакие материальные блага нам не дадут такого насыщения и удовольствия. Человек стремится всё больше и больше получать. Но Божий мир регулирует всё гармонично. Благодать тоже надо заслужить. Она просто так не валится с неба. Однако, нам очень хочется, чтобы вся наша жизнь, бизнес, отношения были успешными. Это нормально.

Но ведь насколько всё просто! Взял рычаг — благодать Божию, и усилил свои достижения с Божьей помощью! Какая гордость тебе мешает стать верующим? Какое препятствие не даёт ощутить Благодать Божию?

Это то всё греховное. Это то, что противно Закону Божию. Например, гнев, тщеславие, высокоумие, осуждение ближних отгоняют благодать Святаго Духа. Вот говорят, А как ты получишь благодать и, что важно, как ты сохранишь ее, если ты — неблагодарная тварь?

Если решил быть успешным в жизни, приобрети для начала успех у Господа Бога. Тогда всё остальное приложится, благодатию поспешествующу.