Когда был установлен гербовый сбор? Что такое "гербовый сбор"? Что такое гербовый сбор.

Гербовый сбор - принадлежит к разряду пошлин (см.) и взимается путем обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной ее стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства. Изобретение гербовой бумаги некоторые писатели приписывают Юстиниану . В Западной Европе она вошла в употребление не ранее XVII в., прежде всего - в Голландии , один из граждан которой благодаря премии, назначенной генеральными штатами за изобретение нового, необременительного для плательщиков и выгодного для фиска налога, придумал в г. этот вид государственных сборов. Не прошло и столетия, как гербовая бумага распространилась по всей Европе. По своей организации Г. сбор делится на 1) твердый, или постоянный - когда прямо определяется цифра сбора для известных сделок или известных сношений частных лиц между собой и с государственными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта, и 2) пропорциональный, или изменяющийся - когда размер сбора определяется сообразно с суммой сделки или акта, повышаясь, впрочем, не строго пропорционально, а по разрядам или классам (например, акты на суммы от 300 до 900 руб. пишутся у нас на бумаге стоимостью в 3 руб. 10 коп., а акты на суммы от 900 до 1500 руб. - на бумаге стоимостью в 5 руб. 40 к.). Существенный недостаток Г. сбора заключается в том, что он не на всех падает равномерно: число актов, сделок и других бумаг, оплачиваемых Г. сбором и выпадающих на долю того или иного лица, вовсе не сообразуется с имущественным положением плательщика. С другой стороны Г. сбор представляет и преимущества: под него могут быть подведены все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта; взимание его удобно для публики, не требует особых правительственных органов, обходится казне дешево, упрощает государственное счетоводство. В Англии все пошлины взимаются в форме Г. сбора (Stamp-duties ), даже собственно крепостные пошлины и налог на наследства. С г. Г. сбор на сумму не выше 2 шиллингов 6 пенсов оплачивается почтовыми марками. Во Франции никакой акт обращения ценностей, кроме продажи земледельческих продуктов, не избегает Г. сбора (droit de timbre ), который распадается на три вида: 1) Droit de dimension , соразмеряющийся с величиной бумаги (установлено 5 форматов, и для каждого формата закон определяет число строк на странице и число слогов в строке), взимается со всех документов, долженствующих или могущих служить доказательством чего-либо на суде. 2) Timbre proportionnel - падает на акты коммерческого характера: векселя, ордеры , акции, страховые полисы и проч. 3) Timbre fixe - взимается с г. со всякого рода расписок, чеков, паспортов и проч. и представляет твердую однообразную цифру в 10 сантимов. В Германии некоторые Г. пошлины, имеющие характер налогов, отнесены к имперским доходам; таковы Г. сборы с векселей , заемных писем, акций, рент, игральных карт, лотерейных билетов. В отдельных германских государствах существуют еще особые Г. сборы. В России Г. бумага введена при Петре I указом 23 января г. по мысли Курбатова, дворецкого графа Шереметева, бывавшего за границей. Бумага под орлом, клейменая, или орленая, была сначала трех сортов: 1) под большим орлом - для крепостей; 2) под гербом величиной против золотого - для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых, и 3) за печатью в половину золотого - для челобитных и выписок в приказах. Крепости, писанные не за вышеозначенными клеймами , объявлены недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, велено взимать пошлину вдвое. Печатание и продажа этой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймена была таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (то есть полулисте), с означением слов в большом гербе - 10 копеек (Фиг. 1), в среднем - 1 коп. (копеечные клейма, по-видимому, были двух образцов: с драконом под гербом (Фиг. 2) и без дракона), в меньшем - 1 деньга (Фиг. 3).

Фиг. 2. Фиг. 3.

Дополнение

Гербовый сбор (см. соотв. статью). - Местом первоначального употребления гербовой штемпельной («орлёной» - при Петре I в России) бумаги считается Голландия . В Испании она стала употребляться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в Англии с г., в России с г. Крупные неудобства применения гербовой бумаги вследствие непредвиденных ошибок при составлении всякого рода актов - причем убытки падали обыкновенно на малосведущие, несостоятельные или малосостоятельные классы населения - заставили почти все культурный страны перейти к более простым способам взимания: сначала к клеймению от руки документов, а позднее - к наклеиванию на составленные на простой бумаге акты специальных (гербовых или штемпельных) марок. В Австрии эта новая система стала применяться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в большинстве других государств с конца 60-х или с 70-х и 80-х гг. Особенно далеко пошла в этом отношении Англия , в которой с г. законом разрешается, вместо употребления специальных гербовых знаков или штемпеля, наклеивание на все подлежащие этого рода обложению акты простых почтовых марок, если сумма гербового сбора меньше 2 шилл. 6 пенсов (около 1 руб. 20 коп.). Результаты этого опыта, по мнению почти всех английских авторитетов, оказались благоприятными. Единственным недостатком этой системы является невозможность точного определения получаемых государством от Г. сбора доходов. Когда штемпель прилагается в виде удостоверения уплаты акцизных сборов, он применяется обыкновенно в форме бандеролей. Иногда применяется и способ непосредственного снабжения гербом, штемпелем или печатью требующих удостоверения бумаг и актов, после того как соответствующее учреждение получило следуемые за это суммы наличными деньгами. Особенно удобен последний способ в тех случаях, когда взимаемая сумма налога очень велика. По вопросу о классификации Г. сбора и его соотношении с другими графами бюджета различные представители финансовой науки держались, да и теперь еще нередко держатся совершенно противоположных взглядов. По мнению Рау, «взимание штемпельного налога с бумаг частного характера является только средством забирать при всяком удобном случае малую толику с имущества граждан в пользу казны». К Г. сборам, взимаемым при сношениях частных лиц с государственными учреждениями, Pay относится снисходительнее. Адольф Вагнер причисляет Г. сборы к так назыв. Verkehrssteuern (пошлины с обращения). Главными причинами быстрого и повсеместного распространения Г. сборов являются быстрый рост государственных расходов, вызванный развитием денежного хозяйства, и сравнительная легкость взимания, так как почти все сношения с административными учреждениями и многие сношения отдельных лиц между собой могут быть легко подведены под этот сбор, дающий сравнительно крупные доходы. К числу фискальных удобств его следует причислить и сравнительную незначительность расходов: фиск берет на себя лишь расходы на заготовку марок и Г. бумаги, а распространение их и продажу могут брать на себя почти без всякого повышения расходов судебные и почтовые учреждения, казначейства и т. д. Поскольку дело касается сношений отдельных лиц с государственными учреждениями, последние являются бесплатно функционирующим контролем. Наоборот, поскольку дело касается сношений отдельных лиц между собой, контроль является иногда затруднительным и происходят бесконечные обходы закона. Ввиду этого почти все представители современной финансовой науки требуют не только сравнительно незначительных размеров для Г. пошлин, но и применения их лишь к сравнительно легко контролируемым сферам сношений. Особенно резки в этом отношении жалобы во Франции, где, кроме продажи земледельч. продуктов (исключение это вызвано боязнью членов парламента вызвать недовольство среди многочисленных крестьян-избирателей), почти все остальные сношения отдельных личностей с администрацией или между собой подлежат обложению Г. сбором. К числу неудобств Г. пошлин с общеэкономической точки зрения следует отнести и то обстоятельство, что они взимаются несообразно с общей платежной силой граждане. Pay сомневался, поэтому, даже в самом правовом основании взимания большинства Г. пошлин, утверждая, что «все достояние гражданина, все, что он приобретает, состоит под охраной законов, и потому ошибочно требовать пошлин лишь по поводу известного специального акта, так как государство и без этой пошлины должно способствовать заключению актов». Соглашаясь отчасти с этими доводами, большинство других представителей финансовой науки находит, однако, что Pay идет в данном случае слишком далеко. Если одной из важнейших задач государства и является общая охрана имуществ подданных, совершающаяся помимо пошлин, то в тех случаях, когда государство производит известные действия в пользу известных лиц, оказывая им, таким образом, специальные услуги, оно, несомненно, имеет право требовать за это известное вознаграждение, так как иначе все граждане несли бы соответствующие расходы, а учреждениями пользовались бы лишь некоторые. К этому можно добавить, что при общей оценке Г. пошлин в каждом отдельном государстве необходимо обращать особенное внимание на роль, которую они играют в общем бюджете государства, с одной стороны, и на преобладающую систему налогов в частности. Где главными источниками государственных доходов являются обложение важнейших продуктов питания рабочих масс, подушная подать и т. д., там Г. сборы, поскольку они, не затрудняя отправления правосудия, ложатся главным образом на состоятельные классы, могут считаться даже желательным явлением. Наоборот, в государствах, в которых преобладает система обложения прогрессивными налогами доходов, имуществ, наследств и т. д., Г. сборы в узком смысле этого слова, то есть в виде гербовых пошлин, сбора с квитанций, биржевых налогов и т. д., могут считаться более или менее излишними: в таких, большей частью очень богатых странах с сильно развитой торговлей и промышленностью, применение этих сборов причиняет слишком много возни и хлопот. В крайнем случае в последних странах применение большинства Г. пошлин должно начинаться со сравнительно высоких сумм. Доказательством правильности вышеотмеченного взгляда может служить следующее сообщение Леруа-Болье. При исследовании результатов более, нежели 24000 судебных продаж, оказалось, что средний расход на гербовые пошлины составлял при продаже имуществ стоимостью меньше 500 франк . - свыше 123 франк. на каждые 100 франк., при продаже имуществ от 500 до 1000 франков - около 51 франка со 100 франк., и т. д. в дегрессирующем размере. Для ослабления вредного влияния этого налога, разорявшего бедняков, по инициативе Дюфора и Леона Сэ было решено, чтобы во всех тех случаях, когда присужденная судом сумма не превышает 2000 франк., казна возвращала все гербовые, крепостные, канцелярские и ипотечные пошлины. Из числа важнейших государств Западной Европы наибольшую роль Г. сбор играет в бюджете Англии, Франции и Германии (в последней - только в том случае, если принять в расчет и Г. пошлины, взимаемые отдельными государствами не в пользу империи, а в свою собственную). Вследствие различия объектов обложения, а потому и самого характера Г. налогов, являющихся то пошлинами, то способом взимания других налогов, никаких сравнений между отдельными государствами делать нельзя. В Англии штемпельному обложению подлежали сначала известного рода юридические акты. В течение XVIII стол. область применения этих налогов или размер их беспрерывно менялись (с по г. - 10 раз). В течение XIX стол. изменения были почти так же часты, в особенности в эпохи крупных финансовых затруднений. Последняя реформа, проведенная в Англии в 1899-1900 гг., не дала особенно блестящих результатов: чистый доход по этой графе, равнявшийся в бюджетах 1898 и 1899 гг. приблизительно 7,6 и 7,7 млн фн. стерл., повысившись в 1900 г. до 8,4 млн, понизился в 1901 г. до 7,9 млн фун. стерл. (1900-й г. отличался особым оживлением промышленности). Принимая даже во внимание то обстоятельство, что часть соответствующих доходов вследствие вышеотмеченной возможности замены гербовых знаков почтовыми марками сказывается на росте почтовых доходов, роль Г. налогов (если не считать налогов, взимаемых при переходе имуществ, наследств и т. д.) в общем бюджете Англии сравнительно невелика. Общая сумма государственных доходов и общий чистый доход от Г. пошлин (Stamps ) составляли:

Очевидно, эта статья доходов не отличается большою эластичностью. После Наполеоновских войн, вовлекших Англию в огромные дефициты, доход по этой статье (за выключением Г. сбора с наследств) достиг в г. 6,1 млн фунт. стерлингов. С тех пор, несмотря на громадный рост национального богатства и населения (последнее возросло в одной Англии с приблизительно 12 на 32 миллиона), доход по этой графе, после частых колебаний, возрос в последние годы лишь до 8 млн фн. стерл. и дает в 3 раза меньшую сумму, чем акциз и пошлина со спирта. Взимаемые в Англии в виде Г. сбора пошлины с наследств и крепостные пошлины должны были дать по росписи г. около 14, а в г. - около 13 млн фунт. стерлингов, то есть приблизительно на 75 % больше всех остальных Г. пошлин, взятых вместе. К бумагам, облагаемым раз навсегда определенным, так наз. постоянным Г. сбором, относятся квитанции , расписки, чеки, ордера и т. д. На них необходимо наклеивать марку в 1 пенни (меньше 4 коп.), если они написаны на сумму свыше 1 фунта стерл. Свидетельства о браке, о банкротстве и т. п., паспорта, пожалования титулов и другие документы облагаются более высоким Г. сбором, достигающим иногда (при пожаловании титула) 350 фн. стерл. Пропорциональный Г. сбор (Duties ad valorem ) взимается с договоров о продаже, с векселей , страховых полисов, контрактов и т. д.

В Германии Г. сбору подлежат: 1) ценные бумаги , запродажные акты и т. д.; 2) векселя ; 3) игорные карты; сюда же причисляется так наз. statistische Gebühr , то есть сбор, взимаемый при ввозе в Германию или вывозе оттуда товаров, с целью улучшить контроль и в то же время покрыть расходы на публикацию результатов статистики внешней торговли. Последний сбор дает крайне незначительный доход (в 1896-1900 г. в среднем лишь немногим больше 0,9 млн марок). Г. сбор с игорных карт давал за тот же период времени в среднем ежегодно около 1,5 млн марок, сбор с векселей - около 9,7 млн марок, сбор с запродажных актов, ценных бумаг и т. д. (в большинстве случаев этот последний род обложения называется в Германии «биржевым» налогом - Börsensteuer ) - около 50 млн марок. Все эти сборы вместе давали, следовательно, в среднем ежегодно меньше 30 млн рублей; иными словами, если не принимать во внимание Г. сборов, идущих в кассы отдельных государств Германии, доход, получаемый от этого обложения Германской империей, сравнительно невелик. Характерным является то обстоятельство, что со времени реформ так наз. биржевого налога, произведенных в половине 90-х гг. XIX стол., а затем в г., доходы по этой статье показывают, несмотря на наблюдавшийся по 1900 г . pacцвет промышленности, сравнительно небольшое и притом лишь временное увеличение, тогда как государственные доходы вообще сильно увеличились .

По росписям последних лет (с по г.) доходы по этой статье столь значительно понизились, что при дальнейшем росте государственных расходов на увеличение доходности Г. налога Франция рассчитывать не может, тем более, что расширение применения его там почти невозможно.

Что касается droits d’enregistrement , по отношению к которым Г. сбор является в некоторых случаях как бы дополнительным налогом, то его средняя доходность в 1895-1898 гг. составляла 523 млн фр., то есть была значительно ниже не только доходности предыдущего пятилетия, но и доходности первой половины 80-х гг. Наибольший рост доходности Г. налога наблюдался во Франции с начала 40-х до половины 80-х гг. XIX стол. Поступления по этой графе, достигавшие в конце XVIII ст. 21 млн фр., увеличились с приблизительно 37 млн фр. в г. до 155 млн фр. в г., то есть приблизительно на 320 проц., тогда как доходность Г. налогов в Англии возросла за тот же период времени всего на 30 %. Что касается Г. налогов в других государствах, то особенно быстро их доходность возросла за последнее десятилетие в Австрии , где, под влиянием законов , и гг., общий доход по этой графе (Stempelabgaben, Gebühren für Rechtswesen etc.) возрос с приблизительно 109 млн крон в 1892 г. до 140 млн крон в г. Законом г. австрийские государственные процентные бумаги облагаются сбором в 5 крейцеров (4 коп.), иностранные - в 20 крейцеров (около 16 коп.). Сравнительно крупные суммы получает от Г. сборов вследствие частого повышения размеров налога Италия (за последние годы, в среднем, около 25 млн руб.).

Литература. Max v. Heckel, статья «Stempelabgaben» в Конрадовском «Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften»; Янжул, «Основные начала финансовой науки» (СПб., 1899); Alfred de Foville, «La France Economique» (П., 1890); A. Wagner, «Finanzwissenschaft»; J. Conrad, «Grrundriss. III Theil Fmanzwissenschaft»; R. Friedberg, «Zur The orie der Stempelsteuern» («Jahrbücher fü r Nat. Oek. u. Stat.», 1878, II том, стр. 69-94).

Г. сбор в России. - Ввиду медленного возрастания дохода от Г. сбора, далеко не соответствовавшего, по мнению м-ва финансов, экономическому развитию страны и приросту населения, в конце г. была учреждена комиссия для выработки нового устава о Г. сборе. Этот устав утвержден 10 июня г. и вступил в действие с 1 марта г. Но новому уставу Г. сбору подлежат: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые сими установлениями и лицами бумаги; 2) составляемые и выдаваемые в пределах империи акты и документы разного рода; 3) выпускаемые в империи общественными и сословными учреждениями, а также обществами и товариществами процентные бумаги, и 4) акты и документы, совершенные и выданные вне пределов империи, а равно выпущенные вне ее пределов процентные бумаги, - в том случае, когда означенные акты и документы предъявляются для исполнения, а процентные бумаги поступают в обращение в империи. Оплата Г. сбором производится на следующих основаниях: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые ими бумаги оплачиваются теми лицами и учреждениями, от имени которых эти бумаги подаются; 2) бумаги, акты и документы, совершаемые, выдаваемые или принимаемые частными лицами и учреждениями или общественными и сословными учреждениями, оплачиваются по взаимному соглашению контрагентов; 3) акты и документы по сделкам казны с частными лицами и учреждениями или с сословными учреждениями оплачиваются этими лицами и учреждениями; но если сделки с казной заключаются не на основании публичных торгов, казенным управлениям предоставляется, по соглашению с контрагентами, принимать на себя уплату Г. сбора; 4) процентные бумаги оплачиваются: выпускаемые в пределах империи - установлениями, их выпускающими, а выпущенные за границей - первыми получателями этих бумаг в империи. Сбор взимается, в отличие от устава г., за каждый самостоятельный акт или документ, хотя бы на одном листе изложено было несколько актов и документов.

Г. сбор взимается двоякого рода: 1) простой и 2) пропорциональный. Простой Г. сбор подразделяется, как и по уставу 1874 г., на 5 окладов: 5 к., 10 к., 15 к., 60 к. и 1 р. за каждый лист. Оклад в 80 к. заменен окладом в 1 руб., причем облагавшиеся 80 к. бумаги отнесены частью к высшему, частью к низшим окладам сообразно их важности для просителей и предполагаемому достатку последних. Копии облагаются наравне с подлинниками, за некоторыми исключениями. Прост. Г. сбору по уставу г. подлежит 62 вида бумаг, актов и документов, не считая подразделений. Что касается пропорционального Г. сбора, устанавливаемого для актов и документов на сумму свыше 50 р. и для процентных бумаг, то вместо прежнего обложения по особому расписанию (особой росписи) сообразно разборам актовой бумаги, в уставе 1900 г. приняты однообразные, в точном процентном отношении к суммам акта, оклады. Пропорциональный Г. сбор распадается на вексельный - в размере 15 коп. с каждых ста рублей суммы акта или документа, и актовый, двух окладов: высшего - по 40 к. с каждых 100 р. суммы акта до 10000 р. и по 4 р. с каждой 1000 р., превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные, а с процентных бумаг по 0,4 % с суммы, и низшего - по 40 к. с каждой тысячи рублей, считая неполные тысячи за полные. Вексельному Г. сбору подлежат: 1) векселя, 2) заемные письма, долговые расписки и др. личные долговые обязательства; 3) надписи об отсрочках; 4) выдаваемые акцизными управлениями залоговые квитанции и свидетельства на получение в кредит бандеролей; 5) горные ассигновки и 6) обязательства, выдаваемые обществам взаим. кредита их членами. Актовому Г. сбору высшего оклада подлежат: 1) акты и документы по всякого рода имущественным сделкам (за нек. исключениями), независимо от формы изложения и порядка совершения; 2) акты и документы, удостоверяющие получение ссуд из общественных, сословных или частных кредитных учреждений под залог недвижимости , а также документы об отсрочках или пересрочках по этим долгам, если при этом выдаются дополнительный ссуды; 3) акты и документы по договорам о передаче контрактных обязанностей; 4) условия о продлении действия подлежащих оплате актовым Г. сбором высш. окл. актов и документов на новый срок, с производством новых платежей сверх установленных при заключении договора, а также надписи о том на самых актах; 5) условия о неустойках, когда они приводятся в исполнение. Этот же сбор (в размере 0,4 %) взимается со всех выпущенных или обращающихся в империи процентных бумаг, за исключением государственных. Актовый Г. сбор низшего оклада введен впервые уставом г. и применяется к таким актам, которые по существу относятся к подлежащим пропорциональному Г. обложению, если по незначительности затрагиваемых ими имущественных отношений нормальный оклад был бы обременителен для плательщиков. Сюда относятся: 1) акты и документы по запродаже движимого или недвижимого имущества; 2) торговые маклерские записки, кроме кратких; 3) акты и документы по торговым сделкам о купле-продаже товаров (до 1900 г. были свободны от обложения); 4) акты и документы по договорам о найме судов под грузы; 5) надписи о передаче контрактных обязанностей, делаемые на самых контрактах; 6) залоговые подписки заемщиков госуд. дворянского банка и по мелиоративным ссудам из капитала м-ва земл. и госуд. имущ.; 7) крепостные акты на земли, покупаемые или продаваемые госуд. дворянским и крестьянским банками. Устав 1900 г., подобно уставу г., допускает изъятия из Г. сбора, но еще более многочисленные. Мин-ру фин. предоставлено издавать алфав. перечень бумаг, документов и актов, подлежащих Г. сбору и освобожденных от него. Оплата Г. сбором бумаг и документов производится: 1) изложением их на Г. бумаге; 2) приложением к ним на соответствующую сумму Г. бумаги; 3) наложением на них Г. марок и 4) наличными деньгами (только для некоторых учреждений и предприятий публичного хар.). В видах облегчения способов уплаты Г. сбора, устав, помимо предоставления м-ру фин. широкого права привлекать к продаже Г. знаков различные учреждения, допускает различные льготы в оплате домашних, крепостных, явочных и др. актов. С другой стороны, установлена целая система надзора за соблюдением правил Г. устава, высшее заведование которым возложено с г. на департамент окладных сборов. За нарушение правил устава о Г. сборе виновные подвергаются штрафам в 5, 10 и 30 раз против установленного размера Г. сбора, смотря по характеру актов и документов. Уложение о нак. дополнено статьей, предусматривающей снимание о бумаг Г. марок и вытравление на них знаков погашения, а равно вытравление текста на Г. бумаге с целью оплаты других бумаг и актов или сбыта их (взыскание до 300 р. или арест до 3 мес.). Хотя устав г. и занес в Г. обложение большую систематичность и равномерность, но казуистичность и сложность многих его статей вызвала тотчас по введении его в действие жалобы со стороны торгово-промышленных сфер, почему м-ву фин. неоднократно приходилось давать разъяснения по вопросу о применении статей устава. В г. произведены изменения в актовом сборе низшего оклада: 1) когда сумма акта не превышает 700 р., то взимается 5 к. с каждой сотни, считая неполные сотни за полные; 2) облагаемые этим сбором акты подлежат ему на всякую сумму, а не от 50 р.; 3) этому сбору подлежат акты и документы по сделкам о продаже и поставке сельскими хозяевами своих произведений. Произведены также некоторые изменения в простом Г. сборе. В г., ввиду нужд военного времени, законом 30 мая произведено повышение всех окладов Г. сбора (вступает в силу с 1 сентября г.), за исключением простого Г. сбора в 5 коп. и вексельного сбора. Оклады простого Г. сбора повышены: 1) в 1 р. - до 1 р. 25 к., 2) в 60 к. - до 75 к., 3) в 15 к. - до 20 к. и 4) в 10 к. - до 15 к. для некоторых бумаг. Введен впервые сбор (в 5 коп.) на пассажирские багажные квитанции на сумму свыше 5 руб. Актовый Г. сбор высшего оклада установлен в 50 коп. с каждых 100 р. до 10000 р. и в 5 р. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этот сбор распространен также на страховые полисы по страхованию от огня, когда премия свыше 300 р. (вместо Г. сбора в 1 р.). Сбор с процентных бумаг повышен с 0,4 % до 0,5 % с суммы. Актовый Г. сбор низшего оклада установлен в 5 к. с каждых 100 р. до 10000 р. и по 50 к. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этим сбором обложены также расписки кредитных учреждений в приеме вкладов на хранение (кроме вкладов на текущий счет), когда сумма вклада свыше 2500 р. (вместо простого Г. сбора в 1 р.). Статистика Г. сбора. Поступления Г. сбора с г. представляются по отчетам государственного контроля в следующих цифрах:

Из таблицы видно, что Г. сбор неизменно возрастает, за исключением лишь одного г., что объясняется сокращением сделок, преимущественно спекулятивного характера, на приобретение недвижимых имуществ в крупных центрах. Ежегодное возрастание Г. сбора в среднем за 1891-1900 гг. составляет 1177 т. р., а за 1901-1903 гг., когда начал действовать новый устав - 3566 т. р. Полученный в г. доход от Г. сбора слагался из 34698 т. р. за Г. бумагу и марки и 8997 т. р. наличными деньгами. Расходы по взиманию Г. сбора в г. составили 1358 т. р. По государственной росписи на г. назначено поступлений от Г. сбора 43 млн р. и на г. 44 1/2 млн руб.

Литература. Частные издания устава о Г. сборе с разъяснениями К. Абрамовича, Л. А. Базунова, А. Анисимова, М. В. Чичинадзе, А. Яновского и др.; «Труды комиссии по пересмотру устава о Г. сборе»; П. А. Картавов, «Исторические сведения о гербовой бумаге в России» (вып. I, 1900 . Г. с. введен с 1/III 1920; 17/III 1923 утвержден новый гербовый устав. 1/Х 1927 вступил в силу переработанный гербовый устав.

Литература : Георгиевский С. Н., Гербовый сбор, М., 1928; Белецкий П. И., Устав о государственном гербовом сборе, М., 1928.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Взимаемый с граждан и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание гербового сбора производится путем продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Гербовый сбор уплачивается либо в твердой сумме с каждого вида документа (простой гербовый сбор ), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор ).

Гербовый сбор впервые введен в Нидерландах в 1624 г.; в России установлен Императором Петром I в 1699 г.; в бывшем СССР гербовый сбор взимался с 16 февраля 1922 г. По уставу о государственном гербовом сборе им облагались письменные обращения частных лиц, государственных и кооперативных предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних. Гербовый сбор уплачивали государственные, кооперативные и частные организации также с отдельных договоров, сделок, счетов, железнодорожных накладных и других документов торгово-промышленного оборота. В 1927 г. все эти документы были освобождены от гербового сбора; взамен был введен особый налог на обращение ценностей, который взимался в определенном проценте к товарообороту предприятий. Гербовый сбор отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930 г. При подаче заявлений в судебные органы стала взиматься .

В Российской федерации гербовый сбор был установлен ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991) в качестве федерального налога. Механизм исчисления гербового сбора установлен не был. Поскольку необходимой правовой основы для взимания указанного сбора не было создано, он не взимался. Гербовый сбор отменен Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах» 7 августа 2000 г.

В Украине гербовый сбор взимался согласно указу президента «О гербовом сборе» от 6 ноября 1998 г., который в последствии утратил свою силу в следствие принятия одноименного закона, утвержденного Верховной Радой от 13 мая 1999 г., который действовал до 1 января 2000 г. Согласно Закона «О гербовом сборе» взимание гербового сбора осуществлялось с ввозных грузовых таможенных деклараций, представляемых таможенным органам в случаях, определенных законодательством. Объектом взимания гербового сбора являлась определенная во ввозной грузовой таможенной декларации таможенная стоимость товаров и других предметов, ввозимых на таможенную территорию Украины для их свободного использования, а для товаров и других предметов, которые ввозились с целью транзита через таможенную территорию Украины или в режиме их временного ввоза на таможенную территорию Украины, — грузовая таможенная декларация. Гербовый сбор взимался на пропорциональной основе в зависимости от таможенной стоимости товаров.

Словно в ответ на растущие признаки недовольства колоний британское правительство разместило там свои войска на постоянной основе. До войны с французами и индейцами, когда колониям не давали покоя индейцы, голландцы, испанцы и французы, британских войск в этих местах не было. И вот теперь, когда все опасности были позади, после заключения Парижского договора парламент проголосовал за размещение в колониях постоянного формирования из 10 000 британских солдат.

Это было явно больше необходимого - и больше того, о чем просили британские генералы, находившиеся в Америке. Больше того: британских солдат размещали не на фронтире, где еще можно было бы говорить об их необходимости на случай восстаний индейцев или набегов испанцев. Ничего подобного! Их расквартировали в наиболее крупных и благоустроенных городах.

Американцы могли возражать - и делали это вполне убедительно, - говоря, что солдат перевели в Америку для того, чтобы дать работу армейским офицерам, которых в противном случае по завершении войны пришлось бы отправить в отставку с половинным жалованьем. Разместили же эти отряды так, чтобы их можно было использовать против недовольных американцев, а отнюдь не против каких-то врагов Великобритании. Британское правительство осталось глухо к этим жалобам. В метрополии были проблемы, которые казались гораздо более серьезными: проблемы финансовые.

В апреле 1763 года премьер-министром стал Джордж Гренвиль, перед которым встала неразрешимая задача. Британский государственный долг в результате войны с Францией достиг 136 миллионов фунтов. Для тех дней это была громадная сумма, и к тому же правительственные расходы также возросли. Совершенно необходимо было ввести новые налоги, но эта мера всегда бывает крайне непопулярной. Попытки Гренвиля ввести тот или иной налог неизменно блокировал неумолимо настроенный парламент (при поддержке столь же неумолимо настроенного населения Британии). Наконец, отчаявшемуся Гренвилю пришло в голову разместить налоги в колониях. В конце концов, государственный долг образовался в результате войны, которая во многом велась в интересах колоний, - и именно с их порога убрали угрожавших им французов. Кроме того, во время войны американцы процветали и богатели во многом благодаря контрабанде, которая приносила им прибыли в ущерб британцам.

Тогда почему бы американцам теперь не поучаствовать в компенсации военных расходов? В 1764 году Гренвиль провел через парламент Закон о сахаре, который повысил пошлины на сахар, вино, кофе и ткани. Это были косвенные налоги: их платили импортеры, которые затем перекладывали свои расходы на потребителя. Однако, несмотря на все усилия британцев, такие косвенные налоги собирались с большим трудом, а контрабанда продолжала создавать огромный разрыв между теми суммами, которые должны были бы поступать, и теми, которые удавалось получать в реальности.

Гренвиль также принял законы, запрещавшие колониям выпускать бумажные деньги. Бумажные деньги в целом стоили меньше своего номинала в золоте. Из-за этого должникам было выгодно выплачивать долги бумажными деньгами. Поскольку в целом американцы были должниками британцев, бумажные деньги были выгодны колониям и невыгодны британским торговцам. Однако этого было явно мало. Необходимо было нечто иное прямой налог. Надо было заставить потребителя платить некие суммы в определенных обстоятельствах при таких условиях, чтобы платы избежать было бы невозможно. Возникла прекрасная идея сделать все официальные бумаги недействительными при отсутствии особой гербовой марки, а затем брать за такую марку деньги, которые поступали бы британскому правительству. Марки можно было сделать различного номинала, начиная с нолупенса и кончая десятью фунтами, и каждаяофициальная сделка требовала бы марки по цене, соответствующей ситуации.

Любой обратившийся в суд должен представить бесчисленное количество бумаг - и на каждую надо будет поставить гербовую марку ценой три шиллинга. Любой получивший диплом должен заплатить два фунта за марку, которая будет на него поставлена, - иначе он не получит этого диплома. Различные лицензии также потребуют марки, как и купчие, газеты, объявления, альманахи, игральные карты и кости.

Такой налог обязательно окажется прибыльным, так как избежать его будет невозможно, поскольку без марки любые сделки и бумаги будут незаконными. А если вдобавок к этому учредить суровые штрафы за нарушения, то, по подсчетам, налог мог давать 150 000 фунтов в год.

Единственной уступкой чувствам американцев было то, что правительственные агенты, которые должны будут продавать марки и собирать налоги, будут не британцами, а американцами. Похоже, было, что такая мысль парламенту понравилась. Закон о гербовом сборе был принят 22 марта 1765 года и должен был вступить в силу 1 ноября того же года. А затем, 15 мая 1765 года, парламент принял Закон о постое, согласно которому при необходимости британских солдат можно было размещать в частных домах.

Предлогом стало недостаточное количество в колониях казарм, где можно было бы должны образом разместить солдат. Однако было совершенно очевидно, что солдаты, поселенные в жилом доме против воли его хозяина, могут оказаться очень неудобными гостями, а если тщательно подбирать такие дома, то право помещать солдат на постой можно будет использовать как способ наказания тех лиц, которые вызвали недовольство правительства. Хотя между этими двумя законами связи не было, американцы были уверены, что Закон о постое был принят для того, чтобы подавить протесты против гербовых марок, расквартировав солдат в домах наиболее активных протестующих. Если Закон о постое был задуман как средство заставить американцев не высказывать своего мнения о Законе о гербовом сборе, то он не сработал. По правде говоря, трудно было бы придумать другой такой же налоговый закон, который бы настолько же быстро невзлюбили американцы. Во-первых, Закон о гербовом сборе был первым прямым налогом, которым британское правительство обложило жителей колоний. Впервые любому американцу приходилось запускать руку в свой личный карман за деньгами, которые должны были прямо отправиться королю Великобритании. Достаточно плохо было уже то, что этот налог облегчал карман колониста, а новизна такого приема еще сильнее усугубляла положение.

К тому же этот закон особенно больно ударял по тем группам населения, которые были способны прекрасно выражать свои мысли и обладали немалым влиянием:.по юристам, которые обнаружили, что гербовые марки необходимы для каждого официального документа, и по издателям газет, на чью продукцию также предписывалось ставить марки. На тот момент в стране печаталось двадцать пять газет - и у них была масса читателей. Более того, Закон о гербовом сборе был всеобщим, поскольку распространялся в равной мере на все колонии: тем самым британцы лишились возможности восстановить одну часть против другой, - а время его появления пришлось на послевоенный период экономического спада. Все эти факторы сделали Закон о гербовом сборе совершенно неприемлемым для американцев. Прежде всего, американцы не признали справедливость этого налога. Они утверждали, что британцы понесли огромные расходы в войне, которая велась в первую очередь в защиту британских интересов в Европе и Азии. В той части военных действий, которые велись в Северной Америке, сами американцы участвовали людьми и деньгами, причем это участие было совершенно не пропорционально населению.

Но даже если бы этот закон был справедливым, он был бы неприемлем принципиально, потому что его навязали им без их согласия, а это было нарушением «естественного права», а также прав американцев как свободных подданных короны. Джеймс Отис нашел для него фразу, которая облетела все колонии и стала призывом к действию для всех, кому в это десятилетие предстояло оказывать сопротивление британскому правительству. Он сказал: «Налогообложение без представительства - это тирания». Иными словами, американский парламент мог бы принять решение о введении такого закона, как Закон о гербовом сборе, и о передаче полученных с его помощью средств Великобритании, и это было бы законно. Или американские представители могли бы заседать в британском парламенте и выступить против Закона о гербовом сборе, но он мог быть принят в результате голосования большинством парламентариев - и это по-прежнему было бы законно. А вот принятие закона без предоставления американцам возможности изменить мнение парламентариев было незаконно и являлось актом тирании

Британцы смотрели на это иначе. В то время за представителей, выдвигавшихся в парламент, могли голосовать только люди, обладающие собственностью определенного размера. Большинство британского населения права голоса не имело и не было представлено в парламенте, однако их можно было облагать налогом по решению парламента - и это делалось.

Однако американцы считали такую аналогию фальшивой. Пусть не обладающий собственностью житель Великобритании и не имел права голоса, но он легко мог о себе заявить. Он мог кричать, устраивать демонстрации и бунты, и если закон оказывался достаточно непопулярным, то поднявшиеся из-за него волнения заставили бы парламент призадуматься, особенно после событий прошлого века, когда король Карл 1 был казнен, а король Яков 2 - изгнан.

И наоборот, кого в парламенте будут волновать протесты и бунты, которые происходят на территории, удаленной от метрополии на пять тысяч километров и находящейся за океаном? И действительно, принимая Закон о гербовом сборе, парламент не видел оснований тревожиться из-за недовольства, которое будет проявляться настолько далеко. Американцам предстояло найти способы заставить парламент встревожиться.

А вы знаете, что такое гербовый сбор? Если нет, то, значит, вы никогда не сталкивались с покупкой и продажей ценных бумаг или не совершали сделок с недвижимостью. К сожалению, в России налоговая и населения отнюдь не на высоком уровне. Поэтому наша статья многим окажется полезной.

Что такое гербовый сбор?

Система налогообложения представляется россиянам "китайской грамотой", большинство из нас не представляет, сколько налогов мы платим в казну государства, и тем более не интересуется налоговой системой других стран. Гербовый сбор до сих пор вызывает у специалистов много вопросов, они не могут определиться, к какому разряду его отнести - пошлины или налога. Ведь он подходит под определение того и другого одновременно.

Можно сказать, что гербовый сбор - это специальный налог, который взимает государство с частных и юридических лиц за сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Он уплачивается в обязательном порядке при обращении в государственные учреждения.

Каким образом оплачивается налог?

Гербовый сбор - единственный в своем роде налог, оплата которого подтверждается официальными бумагами либо печатями. Собственно говоря, и название свое данный налог получил по той же причине. Изначально его оплата подтверждалась выдачей специальной гербовой бумаги с маркой или печатью. Фактический гербовый сбор берется за подтверждение государством каких-либо действий его граждан.

Система начисления гербового сбора

Каждое государство самостоятельно на основе принятой законодательной базы устанавливает систему начисления гербового сбора. В одних странах он является своеобразным налогом на стоимость и начисляется как процент от затраченной на покупку суммы. Другие государства устанавливают фиксированную сумму, которая разнится в зависимости от проводимой сделки.

Оплачивать гербовый сбор могут как обе стороны сделки, так и одна. Это тоже регулируется на законодательном уровне. Обычно государство очень тщательно следит за уплатой данного налога, в случае выявленных нарушений физическое либо юридическое лицо может ждать уголовное преследование.

Такая практика довольно распространена за рубежом, причем в последнее время в странах Европы наблюдается тенденция к изменению в системе налогообложения. Европейцы с ужасом ждут ее ужесточения, что существенно повлияет на их благосостояние в условиях экономического кризиса.

Россия: история гербового сбора

Если вас интересует, когда был установлен гербовый сбор в нашей стране, то стоит заглянуть в далекий семнадцатый век. Первым установил данный налог Петр I, выпустив специальную бумагу с печатью. В течение последующих лет налоговое законодательство развивалось, и к девятнадцатому веку гербовый сбор в России окончательно закрепился в форме налога.

Ведало сбором данного налога Министерство финансов, оно же следило за выполнением закона и выявляло неплательщиков. В начале двадцатого века гербовый сбор стал представлять собой довольно сложную систему. Он делился на простой, имеющий пять классификаций, и пропорциональный, подразделяющийся на еще более сложную и разветвленную структуру.

Уплата налога происходила с помощью выпускаемых государством марок. В дореволюционной России было выпущено около тридцати шести марок различных видов, они применялись вплоть до двадцатых годов прошлого века.

Уплата гербового сбора в современной России

В СССР стремились изменить царскую систему уплаты гербового сбора, поэтому его заменили на единую пошлину, просуществовавшую вплоть до девяностых годов прошлого века. После развала СССР правительство нашей страны вернулось к практике взимания гербового сбора, но это касалось только сделок с ценными бумагами. Покупка и продажа земельных наделов и недвижимости уже не предполагали уплату гербового сбора.

В настоящее время в России действует отдельный налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Гербовый сбор граждане нашей страны не платят.

США: роль гербового сбора в истории страны

США и Канада являются странами, где население не уплачивает гербовый сбор. Здесь действует иная система налогообложения. Но когда-то именно этот налог сыграл роль катализатора, кардинально изменившего течение событий в американских колониях.

Многие историки считают, что гербовый сбор 1765 года стал последней каплей, перевесившей чашу терпения колонистов, которые стали серьезно задумываться об отделении от Англии. Дело в том, что Великобритания в этот период испытывала жесткий дефицит бюджетных средств и пыталась покрыть его введением новых налогов. Естественно, что больше всего от них страдали колонии. Налоговый гнет и так вызывал массу протестов среди населения североамериканских колоний, но большинство денег шло на нужды и развитие самих поселений, поэтому протесты гасились властями. Но в 1765 году был принят акт о гербовом сборе, который будущие американцы должны были уплачивать практически за все купленные на территории Америки предметы и товары. Это вызвало бурю протеста, особенно заметны были волнения в Бостоне. Закон о гербовом сборе подтолкнул горожан выйти на улицы города с плакатами и лозунгами. Их возмутил тот факт, что налог будет полностью уходить в казну Великобритании. К тому же данный гербовый сбор в пять раз превышал подобный налог в самой Британии.

В конечном итоге после прокатившейся по стране волны демонстраций закон о непомерном налоге так и не был принят. До сих пор гербовый сбор в США не уплачивается гражданами страны и мигрантами, проживающими на территории государства и не имеющими гражданства.

Великобритания: система налогообложения

Гербовый сбор Великобритании касается только сделок с недвижимостью. Он оплачивается физическими и юридическими лицами при покупке либо продаже квартир, земельных наделов, производственных помещений и жилых домов. В любом случае англичане будут вынуждены заплатить данную госпошлину, как они называют этот налог. В той или иной степени он присутствует в жизни англичан с конца семнадцатого века. Именно тогда был впервые применен гербовый сбор.

В Великобритании он начисляется по специальной шкале в процентном соотношении от суммы покупки. Стоит отметить, что налог - достаточно гибкая единица, он колеблется в диапазоне от 2 до 14 %. Чем выше стоимость покупки, тем больше денег придется заплатить жителю Туманного Альбиона.

В первое время система была несовершенна, и при незначительном переходе из одной категории суммы покупки в другую налог существенно повышался. В 2014 году шкала начислений была отредактирована и стала более справедливой.

В 2015 году правительство Великобритании приняло закон, который предписывает уплату дополнительного гербового сбора в случае, когда сумма покупки превышает 40 000 евро, покупатель будет вынужден оплатить еще 3 % от стоимости покупки дополнительно. В Британии оплата налога возложена на покупателя.

Кто в Великобритании может не платить налог?

Естественно, что существует категория населения, которая освобождена от уплаты гербового сбора. В Великобритании это возможно только в том случае, когда вы получаете недвижимость в подарок или по наследству. К этой же категории относится вступление в права пользования недвижимостью в результате раздела имущества по бракоразводному процессу.

Во всех остальных случаях при сделке с недвижимостью необходимо заплатить налог. Причем только в случае предъявления документов об оплате вы сможете получить свидетельство о собственности на объект недвижимости.

Расчет гербового сбора в Британии: кто это делает?

Удивительно, но в стране не существует специальных учреждений, занимающихся расчетом и контролем за уплатой гербового сбора. Эта функция возложена на самих британцев. Дело в том, что обычно всеми сделками с недвижимостью занимаются адвокаты. В сумму их гонорара как раз и входит расчет налога, делают они это с помощью специального калькулятора.

По закону оплатить гербовый сбор необходимо в срок до тридцати дней после вступления сделки в силу. В любой день британец может заплатить нужную сумму и получить долгожданное свидетельство, подтверждающее право собственности на недвижимость. В настоящее время на рассмотрении находится поправка к закону о гербовом сборе. Срок уплаты налога планируется сократить до двух недель. Сроки для компаний и частных лиц являются идентичными, но для юридических лиц налог начисляется немного иначе.

Гербовый сбор (stamp duty) – особый государственный сбор, взимаемый с граждан и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание гербового сбора производится путем продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Гербовый сбор уплачивается либо в твердой сумме с каждого вида документа (простой гербовый сбор), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор).

Гербовый сбор впервые введен в Нидерландах в 1624 г.; в России установлен Императором Петром I в 1699 г.; в бывшем СССР гербовый сбор взимался с 16 февраля 1922 г. По уставу о государственном гербовом сборе им облагались письменные обращения частных лиц, государственных и кооперативных предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних. Гербовый сбор уплачивали государственные, кооперативные и частные организации также с отдельных договоров, сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и других документов торгово-промышленного оборота. В 1927 г. все эти документы были освобождены от гербового сбора; взамен был введен особый налог на обращение ценностей, который взимался в определенном проценте к товарообороту предприятий.

Гербовый сбор

Гербовый сбор отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930 г. При подаче заявлений в судебные органы стала взиматься государственная пошлина.

В Российской федерации гербовый сбор был установлен ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991) в качестве федерального налога. Механизм исчисления гербового сбора установлен не был. Поскольку необходимой правовой основы для взимания указанного сбора не было создано, он не взимался. Гербовый сбор отменен Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах» 7 августа 2000 г.

В Украине гербовый сбор взимался согласно указу президента «О гербовом сборе» от 6 ноября 1998 г., который в последствии утратил свою силу в следствие принятия одноименного закона, утвержденного Верховной Радой от 13 мая 1999 г., который действовал до 1 января 2000 г. Согласно Закона «О гербовом сборе» взимание гербового сбора осуществлялось с ввозных грузовых таможенных деклараций, представляемых таможенным органам в случаях, определенных законодательством. Объектом взимания гербового сбора являлась определенная во ввозной грузовой таможенной декларации таможенная стоимость товаров и других предметов, ввозимых на таможенную территорию Украины для их свободного использования, а для товаров и других предметов, которые ввозились с целью транзита через таможенную территорию Украины или в режиме их временного ввоза на таможенную территорию Украины, - грузовая таможенная декларация. Гербовый сбор взимался на пропорциональной основе в зависимости от таможенной стоимости товаров.

ГЕРБОВЫЙ СБОР

Московское царство, Российская империя, Российский исторический словник, Термины

ГЕРБОВЫЙ СБОР, пошлина, взимаемая государством с разного рода документов и актов посредством обязательного употребления заранее оплаченной государству гербовой бумаги или путем наложения особых гербовых марок. Возникновение этого сбора относится ко временам Римской империи (царствование Юстиниана).

В России гербовый сбор был впервые введен в виде гербовой бумаги в 1699, при Петре I. С 1811 он был отнесен к ведению Министерства финансов и находился в заведовании Главного управления неокладными сборами и казенной продажи питей, в состав которого входило особое гербовое казначейство для учета и хранения гербовой бумаги. В России по закону от 10 июня 1900 сбор разделялся на простой (пять разрядов) и пропорциональный, взыскивавшийся по сумме актов; последний в свою очередь подразделялся на вексельный (по 15 коп. с каждых 100 руб.) и актовый - двух окладов: высшего (по 40 коп. с каждых 100 руб. актов и документов до 10 000 руб. и по 4 руб. с каждой 1000 руб., превышающей 10 000 руб., а также по 4% с суммы процентных бумаг) и низшего (по 40 коп. с каждой 1000 руб).

Гербовая марка Российской империи образца 1907 года

Первые три гербовые марки Российской империи были изданы в 1875 году. Они печатались на белой бумаге с водяным знаком «соты». На них был изображён государственный герб Российской империи, ниже - текст «Гербовая марка» и номинал (5, 15 и 40 копеек). Гербовые марки печатались Экспедицией заготовления государственных бумаг и продавались в казначействах, таможнях, в городских и земских управах, думах, волостных правлениях, у нотариусов, биржевыхмаклеров, частных лиц и т. д.

В 1879 году вышли ещё две марки оригинальных рисунков, которые позднее использовались и для выпусков в 1882 и 1900 годах.

Discovered

В 1907 году были изготовлены марки с фоном из многоцветной гильошированной сетки на белой бумаге без водяного знака, с зубцами и без зубцов. Всего с 1875 по 1917 год в России было эмитировано 38 марок в шести выпусках, из которых пять выпусков пришлось на период Российской империи и один, вспомогательный беззубцовый, был сделан Временным правительством. Марки издания 1907-1917 годов применялись до 1923 года.