Коммуникативные отношение цель 1 младшая группа. Конспект занятия по коммуникации в первой младшей группе

Направление развития детей: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально- коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая области.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом.
— продолжать учить детей понимать обращенную к нему речь; отвечать на вопросы;
— развивать речевое общение не только со взрослым, но и со сверстниками с использованием первичных средств общения (мимика, жест, действие и пр.).
Развивающие:
-развивать у детей чувства эмпатии:
— развивать у детей сенсорное восприятие: различать предметы по цвету;
— развивать внимание, образное мышление;
— научить использовать различные обследовательские действия (тактильные).
Воспитательные:
— способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, формированию умения действовать согласованн6о в игре;
— воспитывать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание;

Задачи по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие — развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности, учитывая эмоциональное состояние сверстников, стимулировать речевое творчество детей; развивать игровую деятельность, воспитывать дружеские взаимоотношения, эмоциональную отзывчивость;
Познавательное развитие — развивать познавательные интересы, интеллектуальное развитие, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
Речевое развитие — активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру, развивать эстетическое восприятие, эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире;
— формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей, художественных восприятий.
Физическое развитие — обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развивать координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук).

Предварительная работа с детьми:
Социально — коммуникативное развитие беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу. Дидактическая игра «Назови ласково по имени своего друга»
Познавательное развитие Рассказ воспитателя «Дружба», рассматривание альбома и книг по теме, конструирование «Дом дружбы»
Речевое развитие чтение художественной литературы.
«Мы разные». Яна Дубенская
«Подружка Маша». Галина Боргуль
«Чей гриб?». Надежда Бичурина
«Много у меня друзей». Виолетта Бережная
«Мой друг». Ольга Чекашова
«Дружба – это дар». Юлия Белоусова
«Страшный сон». Мария Сикина
«Подружили нас коньки». Надежда Бичурина
«Серьёзный вопрос». Надежда Бичурина
«Вовка и таракан». Вера Праздничнова
Художественно-эстетическое развитие Слушание песни В.Шаинского «О дружбе», «Всё мы делим пополам», прослушивание песенки «Дружба начинается с улыбки», прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта», музыкальная игра «Танец в парах», «Солнышко и дождик».
Физическое развитие — разучивание игр и динамических пауз, пальчиковые гимнастики « Дружные пальчики», « Утята» , « Этот пальчик…».

Методы и приёмы. Сюрпризный момент, игровой приём, художественное слово, показ действий.

Оборудование:
Песня «Улыбка» (муз. Шаинского, сл. Пляцкого).
Песня «Капитошка» слова Н. Осошник, муз. В. Осошника,
Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского « Песня о волшебном цветке»
куклы, зонтик, картонные заготовки для конструирования « Цветок дружбы»

Ход занятия.

Эмоциональный настрой
(Дети входят в зал под музыку, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга)

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки, плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, гости!

Воспитатель:
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка.
Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?
(Ответы детей)

Воспитатель:
Я поссорился с дружком,
Мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем,
Мы с ним больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Каждый со своей обидой
Без умолку говорит.

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей

Игра-имитация «Настроение»

Воспитатель: — Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).
— Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)
— Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.
А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные и поиграем

Динамическая пауза «Солнышко и дождик»

Воспитатель: -Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.
Мы на коврик все пойдем,
И немножко отдохнем.

— Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дружные пальчики»

Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и Девочки и мальчики выпрямлять их)
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев Маленькие пальчики обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой Начинай скорей считать пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Мы закончили считать

Воспитатель: — А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать, про дружбу можно спеть песенку и даже станцевать и сейчас мы с вами тоже изобразим дружбу. Конструирование волшебного цветка – «Цветок Дружбы». (Под песню «Волшебный цветок» дети собирают цветок Дружбы)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Рефлексия:

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились.
-Так что такое дружба?
Ответы детей
— А как можно выразить дружеские чувства?
Ответы детей
Воспитатель: — Правильно, молодцы.
А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу. (Звучит песня «Улыбка»)

Используемая литература:

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л. Н. — М. : Просвещение, 1986.
2. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой и др. — М. : Просвещение: учебная литература, 2010.- 158 с.
3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008г.
4. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких/ И.А.Ермакова.- Санкт- Петербург: Издательский Дом «Литера», 2011.
5. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. М.Ф. Литвинова. Издательство «Линка-пресс» Москва, 2012.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-3 года)
МБДОУ №239

Воспитатель: Гриньковская Т.М.

Челябинск
Вид: игра
Тема: « Мойдодыр»
Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.
Программное содержание:
– развивать у детей навык пользования индивидуальными предметами личной гигиены;
– развивать мышление, умение анализировать, сравнивать;
– воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.

Предварительная работа: чтение книги К. Чуковского «Мойдодыр».

Оборудование: игрушки зайка и ёжик, чудесный мешочек, мыло, полотенце.

Ход занятия:

1. Воспитатель:
— Ой, ребятки, вы знаете, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего куста встретила зайку. Он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у него, что же случилось, чем ты так расстроен, и в чём ты весь испачкался. И вот, ребята, что мне рассказал зайка.
Оказывается, нашего зайку пригласил на день рождения ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и, наконец, придумал: «А что, если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам?» Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, а в это время пробегала мимо белочка и спросила у него: «Зайка, что с тобой случилась?» Он всё рассказал белке.
Ой, знаешь, что сказала белка: «Я сегодня гуляла по лесу и нашла какой-то мешочек, может быть, он тебе пригодится? Вот только что это в нём лежит, я не знаю». «Спасибо», — сказал зайчик белке, а затем он пришёл к нам попросить у помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику?
Дети: Да

2.Игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель:
— Так что зайчик не переживай, ребятки тебе обязательно помогут. А ну-ка, давай свой мешочек сюда, может быть, ребята знают, что в нём лежит.
Потихонечку вынимаю чудесный мешочек и достаю из него мыло.
Воспитатель:
— А ну-ка, дети, посмотрите, что это?
Дети: Мыло.
Воспитатель:
— А для чего нам нужно мыло?
Дети: Чтобы мыться, намыливать ручки.
Воспитатель:
— Молодцы ребятки. Ой, а что-то здесь ещё в мешочке лежит? (вынимает полотенце)
— Что это?
Дети: Полотенце.
Воспитатель:
— А для чего полотенце нам нужно?
Дети: Чтобы вытираться.
Воспитатель:
— Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.
Идём в умывальную комнату.

Воспитатель:
— Смотри, зайчик, сейчас мы тебе покажем, как надо правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.
Использование художественного слова:
Знаем, знаем да — да- да,
Где здесь прячется вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться.
Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята, я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом ручки и вытерли насухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.
Пока дети умываются, отмыть вместе с ними зайку или заменить на такого же чистого другого зайца.
Воспитатель:
Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же он стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.
Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.

3. Физкультминутка.

Воспитатель:
— Ребятки, а давайте мы с нашим зайкой поиграем.

Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается:
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл глазки, вымыл лобик,
Вымыл ручки, вымыл ножки,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(действие выполняется по тексту)

3. Сюжетная игра « В гости к ёжику»

Воспитатель:
— Что-то мне зайка хочет сказать?
— А зайка говорит вам спасибо и предлагает вместе с ним пойти к ёжику. Ну что пойдём?
Дети: Да

Итог: Данное занятие способствует развитию культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы (2-3 года).

Коммуникативные игры

для детей раннего возраста

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

Дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

Чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях общения детей взрослый:

Помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

Организует совместные игры детей;

Учит доброжелательному общению;

Поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Кто пришёл к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как красиво он двигается и т.п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Игра «»У птички болит крылышко»

Цель:

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже «жалеют птичку».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «кто лучше разбудит»

Цель: способствовать у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её

Сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

Игра «Листочек падает»

Цель: развивать умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садиться на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображением животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.) Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.

Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет.

Игры на формирование положительных контактов с ровесниками.

«Прилетела птичка»

Цель : развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

Прилетела птичка,

Синичка-невеличка.

К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям).

На деток посмотрела,

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе.

Материал: зонт

Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/

Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/

Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/

От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/

Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик.. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».

«Разноцветные клубочки»

Цель:

Материал: корзина с разноцветными клубочками.

Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и

И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.

Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».

«Зайки»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

Материал: игрушечный заяц.

Ход: педагог привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:

По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.
«Топ-топ-топ»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражая ровесникам.

Материал: салютики

Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

По дорожке мы шагаем Ай да малыши!

И в ладошки ударяем. Ай да крепыши! /А.Ануфриева/

«Флажки»

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.

Материал: флажками

Ход : педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

«Поезд»

Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.

Ход: взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый паровоза. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.

Детям предлагают выйти на остановку, где они играют и собирают цветы и т.п.

Игра может проводиться под пение песенки:

Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?

Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Колеса стучат, Вставайте, ребята,

Далеко-далеко. Бежит паровоз

А в поезде этом Пойдемте гулять!

Но вот остановка, Далеко-далеко.

Ребята сидят.

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики

Муниципальное КДОУ

Детский сад общеразвивающего вида №2 «Солнышко» с приоритетным осуществлением

физического направления развития воспитанников

Конспект занятия по коммуникации в 1 мл.группе

«Ты рассказ нам сочини и слова повтори»

Воспитатель:

Бушуева О.В.

Талица, 2012г.

Программное содержание:

    Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц;

    Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;

    Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;

    Продолжать учить детей отгадывать загадки;

    Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности.

Предварительная работа:

    Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание иллюстраций;

    Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью пальчикового театра и настольного театра;

    Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Каким цветом?»

Оборудование:

Заяц; сказка «Теремок» - фланелеграф; кукольный театр «Теремок»; морковка в корзинке, маски героев сказки теремок; снег; ширма.

Ход занятия: Вход. (Друг за другом, остановились в ряд, повернулись к гостям.)

Ребята, сегодня у нас гости, вижу, что узнали их. Подарим свои улыбки и поприветствуем. (Здравствуйте!)

Гости пришли посмотреть, как вы громко и правильно говорите, как внимательно смотрите и слушаете, как научились вести себя на занятии. Вы внимательные ребята? (Да). Давайте сядем правильно: ножки вместе, ручки на коленки. Ну что, готовы? (Да)

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам придет в гости:

Загадка:

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком? (Заяц) Правильно.

Ребята посмотрите, что это? (снег).

Вот снег.
-А что внутри?
-Вы хотите посмотреть? (Да)
Посмотрите, посмотрите! –

Тут зайчишка беленький сидит,

И ушами шевелит!

Зайка, зайка, выходи
На ребяток посмотри.

Воспитатель: К нам в гости пришел не простой зайчик, а сказочный. Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть еще зайчик? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.)

Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?

Зайчик: Дед Мороз спрятал зверят из сказки «Теремок».

Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно найти героев сказки?

Зайчик: Надо выложить по порядку героев сказки, кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей? (Да)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, стоит в поле теремок, он ненизок, невысок. Бежит, кто? (Мышка- норушка). Как мышка разговаривает? (пи-пи-пи).

Воспитатель: Кто пришел после мышки- норушки? (лягушка-квакушка). Как вы думаете, какого цвета лягушка? (зеленая). Как разговаривает лягушка? (ква - ква- ква).

Прикладываем лягушку рядом с мышкой.

Воспитатель: Кто пришел после лягушки-квакушки? (зайка- попрыгай-ка). Что больше всего любит зайчик покушать? (морковку, капусту).

Прикладываем зайку рядом с лягушкой.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру: «Зайки и волк».

Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк.

Воспитатель: Кто пришел после зайки - попрыгайки? (лисичка- сестричка). А лиса, у нас какая? (хитрая, рыжая лиса).

Прикладываем лисичку рядом с зайчиком.

Воспитатель: Кто пришел после лисички - сестрички? (волчок – серый бочок). Прикладываем волка к лисичке.

Воспитатель: Кто – же последним пришел в теремок? Медведь. А что любит медведь? (мед, ягоды).

Воспитатель : Посмотрите ребята, мы выложили всех героев сказки по порядку, кто за кем приходил. А сейчас, давайте с вами поиграем в игру: «У медведя во бору». Лена у нас будет медведем.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Воспитатель: Зайка, зайка выходи

И нашу сказку посмотри.

Дети с помощью воспитателя показывают русскую народную сказку «Теремок».

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно показали сказку.

Звучит музыкальный инструмент.

Воспитатель: Ой, что это такое? Что за звуки?

Воспитатель : Ребята, посмотрите это же наши герои. Мы помогли Зайчику, спасли его друзей!

Зайчик: Спасибо вам, ребятки! За интересную сказку, я хочу угостить вас морковкой. А нам пора отправляться в свой сказочный лес. Но мы обязательно придем к вам еще в гости! До свидания!

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.

Рабочая программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Разработка программы осуществлена в соответствии с:

  • Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
  • Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Приказом Министерства образования РФ от 23.11. 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва – 2010г.

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, в ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животного («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, ле­ чить, поливать), действия, противоположные по значению (откры­ вать - закрывать, снимать - надевать, брать - класть), действия, ха­ рактеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, пода­ рить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радо­ ваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини­циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хоро­шо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного со­провождения.

Образовательная область «Коммуникация»

Таблица 1. Распределение тем Н.О.Д. на 2012-2013 г.г.

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

III неделя

Сентябрь

Мишка. Игра «Построим Мишке домик»

Рассматривание на фланелеграфе картинки «Птичий двор»

Игра «Чудесный мешочек»

У бабушки в гостях. Игра «Чудесный мешочек»

Лесная гостья. Игра «Цветочная поляна»

Октябрь

Кошка с котятами. Игра «Найди миски для кошки с котятами»

Собака со щенятами. Сравнение игрушек собаки и щенка.

Знакомство с игрушечным домом. Игра «Спрячь зайку от лисы»

Р.Н. песенка «Ладушки, ладушки…». Красивая чашка (в горошек)

Ноябрь

Медвежья семья. Игра «Кто спрятался?»

Коза с козлятами. Коза и козлёнок (сравнение)

Знакомство с игрушечным зайцем. Игра «Найди пару»

Научим куклу раздеваться после прогулки. Разноцветная одежда.

Декабрь

Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы?»

Ёжик. Игра «Волшебный мешочек»

Рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами».

Знакомство с игрушечной лисой.

Как зверята готовятся к празднику ёлки.

Игра «Найди каждому снеговику ёлочку»

Январь

Лесные жители. Игра «Выкладывание ёлочек из треугольников разных размеров»

Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»

Игрушки в гостях у ребят. Игра «Назови и расставь посуду»

Устроим кукле комнату. Игра «Найди кроватку для каждой матрёшки»

Февраль

Такие разные предметы. Игра «Найди на ощупь и назови предмет»

Наблюдение на прогулке за птичкой. Игра «Птички (одна-много)»

Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»

Игра «Рассматривание игрушечных птиц (снегирь, синичка)»

Март

Ознакомление с качеством предметов. Игра «Широкий-узкий»

Наблюдение за рыбками в аквариуме. Игра «Сравним рыбок»

Выбираем игрушки для прогулки. Игра «Покажи предмет (признаки предметов: твёрдый, мягкий, гладкий, пушистый)»

Рассматривание комнатных растений

Апрель

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

Игра «Какого цвета кубик»

Рассказ воспитателя «Как Катя нашла Щенка»

Игра «Разноцветный коврик для щенка»

Что делает повар. Игра «Найди предметы для повара»

Профессии наших мам и пап. Игра «Кому что нужно для работы»

Май

Кто что ест? Домашние животные и их детёныши (сравнение)

Рассказ воспитателя о домашних птицах. Игра «Подари петушку пёрышко»

Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе.

Рассматривание домиков для животных.

Что растёт за окном? Игра «Какие бывают деревья?»

Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.

Связь с областями

Физическая

культура

Знание названий спортивного инвентаря, произнесение текстов подвижных игр, развитие речи, слухового аппарата, обогащение словаря

Здоровье

Вежливо здоровается при входе в группу, отпрашивается вечером у воспитателя, прощается, обращается с просьбой помочь завязать шнурки, застегнуть куртку и т.д. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, просит салфетку или носовой платок). Самостоятельно ест, высказывает мнение о качестве пищи, обращается с просьбой дать добавку.

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, знакомство с окружающим, с предметным миром, формирование элементарных математических представлений

Социализация

Формирование знаний о своём городе, о семейной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнёрского взаимодействия

Способность воспроизводить содержание песен под музыкальное сопровождение, читать стихи, потешки, участвовать в коротких инсценировках и исполнять роли

Выполняет простейшие трудовые действия, сопровождая их высказыванием впечатлений, наблюдает за трудовыми действиями взрослых, задаёт вопросы, участвует в обсуждении трудовых процессов

Чтение художественной литературы

Слушает доступные по содержанию стихи, потешки, рассказы, сказки. При повторном чтении проговаривает слова, фразы, запоминает и читает четверостишья. Рассматривает иллюстрации, картинки, называет знакомые предметы, изображённые на них.

Безопасность

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, взаимодействия с животными, растениями. Знает опасные объекты: проезжая часть, глубокая яма, горячий предмет и т.д. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения

Художествен-

ное творчество

Знает четыре основных цвета спектра, называет требующийся для работы материал: краски, карандаши, бумагу, пластилин. Просит помочь при затруднении, высказывает и выражает речью радость, полученную в результате творчества

Направления работы с семьёй.

Показывать родителям необходимость и актуальность коммуникативного развития детей, потребность в активном общении с родителями, сверстниками, окружающими людьми. Знакомить с возможностями дошкольного учреждения, а также других учреждений в коммуникативном взаимодействии, способствующем развитию всех компонентов устной речи детей, произносительной стороны речи, связной (диалогической и монологической) форм в различных видах детской деятельности.

Поддерживать стремление родителей к формированию у детей речевой культуры на материале художественных текстов.

Планировать совместную работу с родителями по развитию у детей всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, практического овладения детьми нормами русской речи)

Таблица 3. Методическое обеспечение.

Программное обеспечение.

Программы

Технологии

Васильева М.А., Веракса Н.Е. От рождения до школы. – М., 2011

Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981.

Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981

Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 2003

Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. – М., 2006

Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 2 - 4 лет. – М., 1997

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1976

Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы»

«Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. – В., 2012