Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Ст. 195.3 ТК РФ — новинка в кодексе. Она устанавливает правила, согласно которым применение профстандартов становится обязанностью работодателя. Рассмотрим эти правила в нашей статье.

Статья 195.3 ТК РФ и ее место в кодексе

Ст. 195.3 ТК РФ — одна из 3 статей кодекса, посвященных профессиональным стандартам, с которых начинается раздел действующего ТК РФ, в котором рассматриваются вопросы квалификации и дополнительного обучения работников.

Понятие профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона РФ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ).

До 01.07.2016 эта статья оставалась единственной в ТК РФ (если не считать упоминания о возможности использования профстандарта для установления требований к квалификации в ст. 330.2), посвященной роли этого документа в определении квалификационных требований к работнику и определявшей ответственных за его внедрение в трудовые отношения.

О том, какой профстандарт существует для бухгалтера, читайте в статье .

С 01.07.2016 с вступлением в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ текст ТК РФ, касающийся профстандартов, претерпел редакционные правки и был дополнен новыми статьями.

И если появление ст. 195.2 в кодексе было, по существу, результатом выделения ее текста из ст. 195.1, то ст. 195.3, посвященная основным правилам применения профстандартов, стала главным новшеством ТК РФ по этому вопросу.

До 01.07.2016 ответственность за установление порядка применения профессиональных стандартов возлагалась на Правительство РФ.

Правила использования профстандартов

Текст ст. 195.3 ТК РФ состоит из 3 абзацев. Правила применения профстандартов изложены в первых 2 из них. В последнем абзаце указывается на право регулирующего органа в сфере труда (Минтруда РФ) давать необходимые пояснения по этому вопросу.

Приведенные в статье правила делятся на 2 группы в зависимости от обязанности их применять:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательность применения возникает в отношении тех положений профстандарта, которые соответствуют квалификационным требованиям, установленным на уровне:

  • ТК РФ или других законов;
  • иных нормативных актов РФ.

Прочие положения профстандартов необязательны для применения, но могут использоваться работодателями при разработке квалификационных требований к работникам, зависящих от выполняемых ими функций.

Ответы на часть возникших в связи с применением профстандартов вопросов дает Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. В отношении правил применения интерес среди них представляют следующие:

  • О назначении профстандартов. Этот документ определяет современные требования к профессии (п. 1).
  • Взаимодействии единых квалификационных справочников и профстандартов. Планируется постепенная замена справочников профстандартами (п. 4), а пока работодатель сам выбирает, требованиями какого документа ему руководствоваться (п. 5).
  • Важности указания должности работника по справочнику или профстандарту. Это существенно для должностей, предполагающих наличие льгот, компенсаций или ограничений (п. 6).
  • Перечне иных нормативных актов РФ, согласно которым возникает обязанность применять профстандарт. Это постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти (п. 8).
  • Изменении требований к работнику с принятием профстандарта. При несоответствии работника требованиям этого документа уволить его нельзя, но можно дополнительно обучить или подвергнуть аттестации (пп. 10, 11).

О том, как увязывается содержание профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), читайте в статье .

  • Ответственности за неприменение обязательного стандарта. Она будет административной в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ (п. 12).

Штрафные санкции по указанной в письме № 14-0/10/В-2253 статье КоАП РФ могут быть 2 видов:

  • За разовое нарушение трудового законодательства (п. 1), что предполагает назначение штрафа в размере:
    • 1 000-5 000 руб. для должностных лиц и ИП;
    • 30 000-50 000 руб. для юрлиц;
  • За несоблюдение требований квалификационного справочника или профстандарта при оформлении трудового соглашения (п. 3), что повлечет за собой штраф:
    • 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
    • 5 000-10 000 руб. для ИП;
    • 50 000-100 000 руб. для юрлиц.

Совершение аналогичного нарушения повторно приведет к существенному увеличению величины штрафа, максимальное значение которого (для юрлиц) может достичь 200 000 руб. (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Особый порядок применения профстандартов

Внеся изменения в ТК РФ в отношении профстандартов, закон № 122-ФЗ установил еще одно правило, касающееся профессиональных стандартов, но не нашедшее отражения в тексте кодекса. Он предоставил Правительству РФ право определять особенности применения профстандартов следующими организациями (ст. 4):

  • государственными внебюджетными фондами;
  • государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;
  • государственными корпорациями и компаниями;
  • организациями с долей государственного участия в них более 50%.

В целях реализации этого права Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, установившее для вышеперечисленных организаций период поэтапного (с 01.07.2016 по 01.01.2020) внедрения профстандартов, на протяжении которого им предстоит:

  • создать отсутствующие стандарты и доработать существующие (подп. «а» п. 1 и п. 5);
  • провести дополнительное обучение работников (подп. «б» п. 1);
  • привести в соответствие с положениями профстандартов внутренние нормативные акты, связанные с оценкой квалификации работников (подп. «г» п. 1 и подп. «а» п. 3).

С учетом этих оговорок применение профстандартов указанными организациями с 01.07.2016 стало обязательно (п. 4 постановления № 584).

О том, как обязательность применения профстандарта повлияет на составление должностной инструкции бухгалтера, читайте в статье .

Итоги

Ст. 195.3 ТК РФ является нововведением в ТК РФ. В ней отражены основные правила применения профстандартов. Обязательность использования этих документов возникает в отношении включенных в них положений, установленных законами РФ (в частности, ТК РФ) и иными нормативными актами РФ. Особый порядок применения профстандартов установлен для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них.

С 01.07.2016 вступила в силу норма ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой в случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты (далее — профстандарты) в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В связи с этим для кадровиков представляет практический интерес вопрос о том, в отношении каких категорий работников и какими нормативными актами установлены требования к квалификации.

Абзацем 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием либо по профессии; также может быть указана специальность и/или квалификация; либо трудовая функция указывается как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Далее здесь содержится норма, устанавливающая зависимость между наименованием должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним и наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Эта зависимость возникает в случаях, когда — в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами — с выполнением работ по определенным должностям , профессиям , специальностям (далее — позиции) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений . В таких случаях наименование позиций и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов .

В связи с этим кадровики сталкиваются с проблемой определения, установлены ли для той или иной позиции:

  • компенсации;
  • льготы;
  • ограничения.

И если да — то в какой мере следует применять в таком случае профстандарты: полностью или частично?

Ответ на вторую часть вопроса (о пределах применения профстандартов) имеется как в законодательстве:

Извлечение из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации , необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации , которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи , применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

так и в официальных разъяснениях:

Извлечение

из письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253

Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ , и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации , требования профессионального стандарта являются обязательными.

В другом письме Минтруд России также подчеркивает транснормативный и ограниченный характер обязательности применения профстандартов:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер .

Итак, абзац 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ устанавливает обязательность профстандартов только в части, касающейся наименований должностей/профессий/специальностей и квалификационных требований к ним и только для тех случаев, когда именно с наименованием позиции нормативными правовыми актами (далее — НПА) установлено предоставление компенсаций , льгот либо наличие ограничений .

Следовательно, нам с вами, коллеги, осталось «всего лишь» разобраться, какими нормативными документами установлена такая связь.

СВЯЗЬ ПОЗИЦИИ И РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003-2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ КОМПЕНСАЦИИ, ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним . Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

См., например: Комиссарова Т. Ю. Дополнительные отпуска: кому, за что и сколько? // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 2. С. 44-52; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. Ю. П. Орловского) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009); Колбасов В. В. Отпуска. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.

Следует заметить, что эти сведения не носят исчерпывающего характера, так как процесс законотворчества не стоит на месте — перечень категорий работников, для которых устанавливаются требования к квалификации, постоянно расширяется.

Полный текст ст. 195.1 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к статье 195.1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия "квалификация", согласно которому это уровень:
- знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника);
- умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника);
- профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками);
- профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).

Уровень всех вышеизложенных показателей представляет собой их количественную и качественную характеристику, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.

2. В ч.2 комментируемой статьи содержится определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, позволяющая определить ее уровень, то есть количество знаний, а также качество и степень профессиональных способностей, умений, опыта и навыков работника, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности на требуемом уровне и лучше, чем те работники, которые высокой профессиональной квалификации не имеют.

Следует отметить, что с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч.2 комментируемой статьи будет дополнена положением, в соответствии с которым профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает бланкетную норму о том, что Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 года N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Отметим также, что приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н утверждены методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов. Данные рекомендации предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов при разработке проектов профессиональных стандартов.

Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст. 195.2 "Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов" и ст. 195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

Консультации и комментарии юристов по ст 195.1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 195.1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В недавнем прошлом мы использовали для разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей работников Единый тарифно-квалификационный справочник. Но, как показала практика, в нем не всегда получалось найти характеристики и квалификационные требования по тем или иным профессиям и должностям просто потому, что справочник устарел. На замену ЕТКС должны прийти профессиональные стандарты, разработка и утверждение которых активно ведется с апреля 2014г. В настоящее время готовы уже около 700 стандартов, а до 2018 года планируется утвердить порядка 1500 профессиональных стандартов.

Возникает закономерный вопрос: что с этим делать и нужно ли предпринимать какие-то действия кадровикам?

В 2014г. в Госдуму был внесен законопроект, который предполагал применение профстандартов как обязательных для государственных организаций с 2016г, а с 2020г. – для остальных. Но ситуация изменилась. Вышеназванный законопроект был снят с обсуждения и 2 мая 2015 года был опубликован закон № 122-ФЗ «О порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в ТК РФ относительно профстандартов уже были внесены 03.12.2012 году законом N 236-ФЗ, а именно добавлена статья 195.1 ТК РФ, в которой дали расшифровку понятия «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (обратите внимание, что ранее квалификация оценивалась с учетом уровня образования и опыта работы). А также впервые дали понятие «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

И теперь согласно новому закону № 122-ФЗ, в ТК РФ с 1 июля 2016 года будут введены новые статьи 195.2 и 195.3:

«Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.»

Исходя из формулировок части первой статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны будут применять профстандарты, если при описании характеристик должности в нем будут четко заявлены квалификационные требования как обязательные. В противном случае, профстандарт можно лишь использовать как основу для разработку должностной инструкции.

Рассмотрим пример:

2 января 2015 года вступил в действие приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». В анализируемом профессиональном стандарте есть графа «уровень квалификации». Для соответствующих должностей устанавливается 6 и 7 уровень, характеристика каждого определяется приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н «Об установлении квалификационных уровней для целей подготовки профессиональных стандартов».

Согласно анализируемому профессиональному стандарту для специалиста по охране труда установлены:

Требования к образованию и обучению Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности ЛИБО высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда ЛИБО среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов - соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

То есть работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда» должен соответствовать вышеназванным квалификационным требованиям. Таким образом, применение профессионального стандарта «Специалист по охране труда» является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для всех организаций.

Должности и профессии согласно профессиональным стандартам разделены на несколько уровней квалификации от 1 до 9.

К профессиональным стандартам, в которых не установлены требования к квалификации относятся лишь те, в которых устанавливается уровень с 1 по 3. К таким профессиональным стандартам можно отнести, например профстандарт «Маляр строительный», требования к уровню квалификации которого 2. Для уровня 2 нет требований к квалификации. Для данного уровня установлены лишь требования к обучению, а именно работником должны быть получены основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило не менее 2 месяцев). Кроме того, в данном профессиональном стандарте отсутствуют и требования к практическому опыту. То есть, в данном случае работодатель берет профессиональный стандарт именно за основу и сам формулирует квалификационные требования к работнику. Например, если в организации работает маляр, то из профессионального стандарта можете взять наименование должности и содержание трудовой функции.

Начиная уже с уровня 4 устанавливаются требования к квалификации работника. Поэтому, если в профстандарте установлены квалификационные требования уровней с 4 по 9, то применение профстандарта будет является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Исходя из вышесказанного, рекомендую до вступления в действие ст.195.2 и 195.3 ТК РФ с 01.07.2016г. выявить наличие утвержденных профстандартов на должности/профессии, имеющиеся в вашем штатном расписании, и определить к каким из них вы будете обязаны применять обязательные квалификационные требования и регулярно отслеживать появление новых утвержденных стандартов.

Реестр утвержденных профстандартов можно найти на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

И в заключение, хочу довести до вашего сведения, что 19.10.2015г. был утвержден профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом», который предназначен как для руководителей кадровых служб, так и для специалистов по кадрам.

Как же работодателю с 1 июля 2016 года применять ст.195.3 Трудового кодекса РФ? Разбираемся в новых требованиях вместе с Валентиной Митрофановой, руководителем ИПК (Института профессионального кадровика), участником рабочей группы по профессиональным стандартам.

Вокруг темы профессиональных стандартов столько мифов и толкований, что рынок думаю, просто уже не понимает, кого слушать и просто в какой -то момент времени может «махнуть рукой» на эти разбирательства. То, стандарты не обязательны ни для кого, то обязательны для госкомпаний, то обязательны только по вредникам, то вообще ни для кого не обязательны.

И это все на фоне выхода новых профессиональных стандартов еженедельно, обсуждением (в том числе на уровне высшего руководства страны) построения системы независимой оценки квалификаций, угроз, что с 1 июля инспекция труда постучится к каждому в двери, до разъяснений Минтруда, которые ничего не разъясняют.

Станет ли что-то понятно после прочтения этой статьи? Не знаю. Попробую описать то, что на сегодня регламентировано Трудовым Кодексом РФ. Для этого попытаемся «препарировать» нормы практически по буквам. А уж итоговые выводы, думаю, каждый для себя сделает сам.

Для начала давайте разберемся, что же описывает профессиональный стандарт?

  1. Вид профессиональной деятельности – некие границы профессии, которые определены «Основной целью вида профессиональной деятельности» - которая описана в первом разделе любого профессионального стандарта, а также функциональной картой деятельности (описанием обобщенных трудовых функций и трудовых функций), которые составляют 2 раздел любого профессионального стандарта.
  2. Он определяет, какие действия входят в те функции, которые могут выполнять работники, занятые в данном виде профессиональной деятельности, а также, какие знания и умения необходимо иметь работнику, чтобы успешно с этой функцией справляться.
  3. Какое возможное наименование должности, профессии указывается при выполнении конкретной обобщенной трудовой функции.
  4. Какие требования к образованию и обучению, а также, какие требования к опыту практической работы предъявляются при работе по данной обобщенной трудовой функции. При наличии определенных ограничений к допуску к работе указываются условия такого допуска.
  5. Какой квалификационный уровень установлен по определенной обобщенной трудовой функции и трудовым функциям.
  6. И др. дополнительные сведения необходимые для систематизации, учета стандартов и их применения в системе образования и работодателями.

Итак, внутри каждого профессионального стандарта есть определенные содержательные части. Когда произносится фраза «с 1 июля становится обязательным...» речь не идет обо всем профессиональном стандарте. Речь идет только о требованиях к квалификации. Но эта дата никак не касается применения наименования должностей и всех остальных положений профессионального стандарта. На них остановимся ниже.

С этой даты вступает в действие Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который вводит в Трудовой Кодекс РФ две новые статьи 195.2. и 195.3.

И вот пресловутая и скандальная статья 195.3. Трудового кодекса РФ и создает сейчас вокруг себя огромное количество обсуждений, толкований, трактовок и т.д.

Для чистоты эксперимента приводим сейчас ее полностью, а потом попытаемся разобраться с тем, что же необходимо выполнять работодателям с 1 июля 2016 года.

Полный текст:

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.".

Теперь давайте разбираться.

Для начала, разберем первую часть этой статьи:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Первое: что такое требования к квалификации?

Здесь необходимо обратиться к определению термина «квалификация», которое появилось в Трудовом кодексе в декабре 2012 года вместе с термином «профессиональный стандарт ». В ст. 195.1. Трудового кодекса дается следующее определение: «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника ». То есть обратите внимание: Квалификация = уровень знаний + уровень умений + уровень профессиональных навыков + опыт работы.

Итак, «требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции». То есть, что должен знать, уметь работник и какой опыт работы он должен иметь, чтобы выполнять определенную трудовую функцию.

Второе: для кого обязательно применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований, в случаях, которые регламентирует первая часть статьи 195.3. Трудового кодекса?

Ответ в статье: « для применения работодателями » - без указания специфики этого самого работодателя. То есть под эти требования попадают все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Хотя тут возникает интересное применение в дальнейшем Постановления Правительства РФ, которое будет устанавливать «Особенности применения профессиональных стандартов государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Но это отдельный разговор.

Итак, пока делаем вывод: для всех работодателей.

Но обратите внимание : обязательны для применения работодателей «в части квалификационных требований » . То есть только: знания, умения и опыт работы. А не весь стандарт, во всех его частях (но это вовсе не значит, что в остальных частях профессиональный стандарт не обязателен, просто все остальные положения применения профессионального стандарта регламентированы иными нормами, не рассматриваемой сейчас ст. 195.1. Трудового кодекса РФ – ниже мы поговорим об этом).

Профессиональные навыки не описываются профессиональными стандартами, но если посмотреть на определение навыка в той же Википедии, там он описан как: «На́вык - деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности» . То есть по факту «навык» это устойчивое умение, поэтому можно сказать, что описывая умения в профессиональном стандарте, это является достаточным описанием характеристик квалификаций.

Третье: в каких случаях обязательны в части квалификационных требований профессиональные стандарты?

Исходя из текста первой части статьи 195.3. Трудового кодекса: « Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации…» .

Здесь уже необходимо разобраться с тем, где же могут быть установлены такие требования к квалификации:

Первое - в Трудовом Кодексе РФ. Тут все понятно.

Второе - в других федеральных законах - тоже понятно. Например, есть Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете", в статье 7 которого установлены требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета в отдельных организациях (высшее образование, опыт работы и т.д.). То есть в данном случае, так как требования установлены в федеральном законе, в части квалификационных требований применение соответствующего профессионального стандарта является обязательным.

Третье: «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». С одной стороны всем понятно, что сами профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами, так как они утверждаются приказами Минтруда и регистрируются в Минюсте. Другой вопрос, являются ли они «нормативно-правовыми актами Российской Федерации»?

Сами профессиональные стандарты, утвержденные актами Минтруда, - это нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти. Относятся они к нормативно-правовым актам РФ или нет, есть много разных мнений. Можно самому Минтруда задать этот вопрос.

Вроде бы - все понятно. Вывод по первой части статьи 195.3. Трудового кодекса РФ: Если требования к квалификации установлены в в федеральных законах и неких нормативно правовых актах РФ, то в части таких квалификационных требований все профессиональные стандарты обязательны для всех работодателей.

Но. На этом статья 195.3. Трудового кодекса РФ не заканчивается. Там есть еще вторая часть, которая и запутывает всю ситуацию.

Итак, вторая часть статьи 195.3. Трудового кодекса:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Разбираем эту часть, уже с учетом произведенного анализа первой части этой статьи. Внешне эта часть регулирует, что же делать с квалификационными требованиями, прописанными в профессиональных стандартах, но если требования к квалификации не установлены в нормативно правовых актах РФ. Вроде бы по логике, должно быть указано, что такие стандарты могут в части квалификационных требований работодателями не применяться. Но нет. В норме идет жесткая императивная фраза «применяются работодателями», вместо «могут применяться работодателями». То есть, все-таки применяются? А в чем тогда смысл этой второй части этой статьи?

В нормативных актах определения этого термина не нашлось, обратимся к общему смыслу этого слова. Что мы видим?

Что это «его опорная часть, на которой он держится, стоит», «главные черты, характеристики», «главные причины, принципы» . Исходя из этого, возникает вопрос: «если работодатель обязан использовать как основу квалификационные требования в этих стандартах», можно ли принять на работу работника, у которого таких квалификационных характеристик нет? То есть ниже «основы»? Очень спорно. Основа – это база, выше которой работодатель может в случаях, которые регламентирует часть вторая статьи 195.3. Трудового кодекса РФ, определять свои дополнительные требования к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

И в общем контексте первой и второй части кардинально меняется понимание обязательности применения профессиональных стандартов в части квалификационных требований.

Если прочитав только первую часть статьи 195.3. Трудового кодекса РФ, мы пришли к выводу, что применять в части квалификационных требований профессиональные стандарты надо только тогда когда нормативно правовыми актами РФ установлены квалификационные требования, то, прочитав совместно первую и вторую часть, мы приходим к другому ВЫВОДУ :

  1. Все профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения.
  2. Если требования к квалификации не определены нормативно правовыми актами РФ, то работодатель может свыше указанных в профессиональном стандарте квалификационных требований устанавливать свои дополнительные требования к квалификации с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
  3. Если же требования к квалификации определены нормативно правовыми актами РФ, то обязательным для применения работодателем являются квалификационные требования указанные в профессиональном стандарте. И их завышение с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, будет нарушать права таких работников.

Этот же вывод можно было, конечно, сделать более простым путем, исходя из определения термина «профессиональный стандарт», который закреплен в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ. Приведем его:

«Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Как видите, никаких фраз «рекомендуемая квалификация», «как образец», «по желанию работодателя» в самом определении термина нет. А в определении используется жесткий и прямой термин «необходимой работнику для...». То есть, ниже того, что установлено в профессиональном стандарте в части характеристик квалификации устанавливать нельзя. Любые нормы, которые регламентируют дальше применение профессиональных стандартов должно применяться исходя из содержания самого термина. В противном случае создается ситуация когда нормы о применении юридического понятия нивелируют (дискредитируют) само понятие.

И опять же возвращаясь, данный вывод о том, что все профессиональные стандарты обязательны в части квалификационных требований, можно сделать просто на том основании, что профессиональный стандарт является нормативным актом, который является обязательным для применения, так как утверждается приказом Минтруда и регистрируется в Минюсте.

А что же с названиями должностей? Они будут обязательны для работодателя с 1 июля 2016 года?

Надеюсь, с требованиями к квалификации мы разобрались, давайте разберем еще один «больной» вопрос в части обязательности наименования должности, профессии, указанных в профессиональных стандартах.

Этот вопрос регламентирован уже другой статьей – 57 Трудового кодекса РФ (часть вторая).

Приведем эту норму:

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

Обратите внимание, что данный текст ст. 57 Трудового кодекса РФ вводится в действие не с 1 июля 2016 года, а уже был введен с декабря 2012 года. То есть в случаях, предусмотренных данной статьей наименования должностей, профессий должны быть в соответствие с классификационными справочниками или профессиональными стандартами уже сейчас и никак этот вопрос не связан с вступлением в действие указанного выше 122-федерального закона, который вступает в действие только с 1 июля 2016 года.

Со сроками разобрались. Давайте теперь разберемся с тем, когда же все-таки работодатель обязан наименование должности, профессии, брать исходя из профессионального стандарта?

Исходя из текста данной статьи: когда в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Поэтому, чтобы ответить на вопрос, «должна ли конкретная должность (профессия) называться в компании в соответствии со стандартами?», необходимо ответить еще на два вопроса:

  • Первое: есть ли какие-то установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами льготы и компенсации?
  • Второе: есть ли какие-то установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами ограничения?

И если ответ на оба вопроса: «нет», то и называть должность, профессию, вы можете в своей компании как хотите.

Но если ответ хоть на один вопрос «да», то должность должна называться в соответствии с профессиональным стандартом.

Например: если у вас в организации должность называется «инженер по охране труда», у него нет никаких законодательных компенсаций и льгот (ни права на досрочную пенсию, ни ограничений по продолжительности рабочего дня и т.д.), может ли позиция продолжать называться «инженер по охране труда»?

Нет, потому что по данной позиции есть ограничения квалификационного характера установленные в ст. 217 Трудового кодекса РФ и значит должность должна называться согласно профессиональному стандарту «специалист по охране труда». Вот так должна быть построена логика ответа на этот вопрос.

Но искать эти льготы, компенсации и ограничения необходимо будет по отношению к каждой должности. Если, например, для специалиста по кадровому делопроизводству нет ни льгот, ни компенсаций, ни ограничений, установленных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами, то и должность может называться по-иному, не обязательно так, как установлено в профессиональном стандарте.

С другой стороны, мне понятна логика работодателей, которые просто приводят наименования должностей в компании в соответствие наименованиям, установленным в профессиональном стандарте. Это удобно с точки зрения проверки на квалификационные характеристики, но самое главное, это снимает обязанность с работодателя доказывать, что такое право «называть как хочу» у работодателя есть. Проблема здесь в том, что ограничения для разных работ могут быть установлены разными федеральными законами, анализ которых надо будет производить для каждой позиции.

Итак, с наименованием должностей, надеюсь, вопрос тоже теперь прояснен.

И напоследок.Не берусь комментировать, почему до сих пор нет каких либо нормативных правовых актов Минтруда которые бы внятно разъясняли все встающие у работодателей в процедуре применения профессиональных стандартов вопросы. Но вот, 10 февраля 2016 года Минтруд выпустил разъясняющее письмо по вопросу применения профессиональных стандартов в сфере труда.

Привожу выписку из данного разъясняющего письма Минтруда (не стала приводить повтор текста Трудового кодекса РФ):

«В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (в редакции от 23 сентября 2014 г. N 970), профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Таким образом, для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Обращаем Ваше внимание, что согласно части 2 статьи 57 Кодекса наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами».

Почему ориентирами? Почему «могут»? Если в ст. 195.3. Трудового кодекса РФ сказано: «как основа» и «работодателями применяются»? Все-таки «основа» и «ориентир» абсолютно разные термины, так же, как «могут» и «применяются работодателями».Толкование Минтруда как ни странно противоречит самому определению термина профессиональные стандарты и тому смыслу, который указан в ст. 195.3. Трудового кодекса РФ. В части полного перечня трудовых функций, конечно, стандарты не обязательны для полного использования, но как можно говорить о квалификационных требованиях?

Эти вопросы, к сожалению, остаются без ответов.

Самое главное, чтобы всем был понятен правовой статус таких разъясняющих писем Минтруда: они не проходят регистрацию в Минюсте, не являются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и не обязательны к применению. Это только мнение, толкование, которое работодатель не обязан применять. Это как раз тот самый «ориентир» который работодатель «может» использовать в работе, а может и не использовать, так же как и инспектора труда и суды.

Аналогичная позиция, представленная Т.В.Маленко (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), размещена в «Консультант» Плюс, правда еще и с указанием, что:

«Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты не являются обязательными для применения».

Этот комментарий интересен еще и тем, что сейчас Минтруд обсуждает проект Постановления Правительства для указанных в ответе выше компаний, чтобы для них «особенностью» было как раз щадящее применение профессиональных стандартов. И если это и есть «особенности», то исходя из этой логики, все остальные не отнесенные к госсектору и указанных компаний будут применять в полном порядке, установленном в Трудовом кодексе РФ.

В общем, где правду искать? Рекомендую: в законодательстве. Не слушая мнений и толкований, а читая самостоятельно нормы Трудового кодекса РФ.

Можно ли опираться на разъясняющие письма Минтруда в своей работе? Нет. Это мнение, а не нормативно-правовые акты.

Можно ли опираться на устные разъяснения, пожелания и возмущения, в том числе людей, представляющих органы власти? Нет.

Можно ли опираться на мнение Митрофановой? Нет.

Только на закон.

Только на Трудовой Кодекс РФ.

Прочитайте сами нормы ст. 57, 195.1., 195.3. Трудового кодекса РФ и сложите свое мнение, потому что именно вам, а не мне и не Минтруду придется отстаивать интересы вашей компании в случае конфликтов с контролирующими органами и в случае трудового конфликта с работниками.

Главное, не забывать, что на сегодня нарушения трудового законодательства, к которым относится и применение в трудовых отношениях профессиональных стандартов, создают для работодателя с 1 января 2015 года повышенную зону риска по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас, когда пошла практика применения штрафов за нарушение в отношении каждого документа или человека, штрафы могут составить баснословную цифру. И этот риск нельзя не учитывать, решая вопрос применения профессиональных стандартов на основании норм Трудового кодекса РФ или на основании чьих то мнений.

Будьте грамотными! Сейчас приоритетная задача любого HR – специалиста: исключить применение санкций к компании и руководству за нарушения трудового законодательства.

Валентина Митрофанова , учредитель и руководитель группы компаний IPK Group *