Международные стандарты финансовой отчетности. Изменения и поправки в мсфо

Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) был создан в 1973 году. В эти годы бухгалтерская профессия переживала значительные изменения – в те же годы в США был создан FASB (Совет по стандартам финансового учета), в Великобритании была создана национальная организация для разработки стандартов.

Начало было положено после неформальных встреч представителей бухгалтерских ассоциаций Великобритании (ICAEW) и США (AICPA). Затем после консультаций с бухгалтерскими ассоциациями Канады, Австралии, Мексики, Японии, Франции, Германии, Нидерландов и Новой Зеландии эти страны были приглашены к участию в международном проекте. Из-за давления Великобритании вкупе с ее финансовыми вливаниями Комитет (IASC) был размещен в Лондоне. Там же находится и штаб-квартира Совета по МСФО (IASB), который принял на себя все функции Комитета после его реструктуризации в 2001 году.

Настоящие причины создания Комитета по МСФО окутаны тайной. Конечно, в то время уже назрела необходимость в создании единого языка для растущего в объемах международного бизнеса. Но, скорее всего, основной мотивацией было желание Великобритании создать организацию для разработки международных стандартов в пику попыткам Европейского союза создать такой же орган. Ведь в случае, если бы страны Европы сделали это первыми, то в международных стандартах господствовала бы континентальная модель бухгалтерского учета (Code model of reporting), а не та модель (англосаксонская), которая была принята в Великобритании и в большинстве англоговорящих наций (Anglo-Saxon financial reporting approach).

В марте 1974 года был выпущен E1 – проект первого стандарта под названием «Раскрытие учетной политики» (Disclosure Of Accounting Policies), а в январе 1975 года этот стандарт был принят. 2 стандарта были выпущены в 1975 году, еще 3 в 1976, два в 1977, три в 1978.

Первоначально мало кто использовал данные стандарты, однако с течением времени ситуация сильно изменилась.

Список действующих стандартов МСФО

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

МСФО (IAS) 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases») () (перестал действовать с 1 января 2019 года; новый стандарт по аренда действует с 01.01.19 — IFRS 16)

МСФО (IAS) 18 «Выручка» (IAS 18 «Revenue») (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» ()

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (подробно , )

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» ()

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов»

МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» ()

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ()

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» ()

МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»(Regulatory Deferral Accounts ) — вступит в силу с 01 января 2016 года

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (Revenue from Contracts with Customers) — вступит в силу с 01 января 2017 года (читать и ). В сентябре 2015 дата вступления стандарта в силу была отложена. Новая дата вступления в силу 1 января 2018 года.

Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» внесены 12 апреля 2016 года

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» вышел 18 мая 2017 года, вступит в силу с 1 января 2021 года

Все названия стандартов на русском языке взяты из текстов перевода МСФО на русский язык на сайте Минфина РФ.

Их можно посмотреть по адресу: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/mej_standart_fo/docs/

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards ) - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности , необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC) .

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS) .

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение , в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Цели стандартов

Цель стандартов финансовой отчётности - сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчётности, улучшить качество и сопоставимость информации, унификация стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний, в том числе на международном уровне, более эффективно .

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. В документе «Концептуальные основы финансовой отчетности » закреплены все базовые принципы МСФО, в том числе принцип начисления , принцип непрерывности деятельности , принцип осторожности и уместности .

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности :

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности ;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО ;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Иерархия МСФО

В порядке уменьшения важности существует иерархия стандартов:

  • МСФО (IFRS) и (IAS), включая все приложения, являющиеся частью стандарта;
  • Интерпретации КИМФО (IFRIC) и ПКИ (SIC);
  • Приложения к МСФО, не являющиеся частью стандарта;
  • Рекомендации по внедрению, выпущенные СМСФО.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже .

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP , в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, - при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ . Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ . МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты - для отчетности юридических лиц .

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год .

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО .

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список) .

IFRS

IAS

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов :

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members" Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market - Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 - The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance - No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes - Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets - Web Site Costs)

Стандарты МСФО — это нормативныйориентир для составления финансовой отчетности по международным нормам. Из нашей статьи вы узнаете об основных понятиях, принципах классификации, составе и структуре МСФО.

Международные стандарты учета и финансовой отчетности — 2016: понятие, состав и основные принципы классификации

Составление финансовой отчетности по международным нормам расширяет возможности фирмы, позволяя:

  • освоить новые сферы деятельности с помощью международного партнерства;
  • получить кредитные средства на выгодных условиях в заграничных банках;
  • выйти на иностранные фондовые рынки;
  • получить иные бонусы и преимущества.

Составить отчетность по международным нормам — это значит представить результаты своей работы на основе требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важно! МСФО — это совокупность стандартов и разъяснений, оформленных в виде отдельных документов, позволяющих составить финансовую отчетность, понятную пользователям во всех странах мира.

В общем виде МСФО-2016 представлены следующей совокупностью документов:

  • КОС ФО по МСФО (концептуальные основы составления финансовой отчетности по международным стандартам);
  • МСФО (IAS);
  • МСФО (IFRS);
  • разъяснения КРМФО (IFRIC);
  • разъяснения ПКР (SIC).

Всю совокупность международных стандартов можно по назначению классифицировать на 5 групп:

  • организационные;
  • отчетные;
  • отраслевые;
  • детализирующие;
  • вспомогательные.

Указанные группы МСФО рассмотрим в следующих разделах.

Организационные и отчетные МСФО

Организационная группа стандартов содержит общие требования к применяемой фирмой учетной системе, а также регламентирует такой важный вопрос, как вхождение в систему подготовки отчетности по международным нормам. Среди таких стандартов можно назвать:

  • МСФО (IFRS) 1 (о первом применении фирмой МСФО);
  • МСФО (IAS) 8 (о ее учетной политике).

К группе отчетных можно отнести стандарты, раскрывающие особенности составления и представления финансовых отчетов (ФО). К примеру, стандарты, посвященные:

  • нюансам ФО в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29);
  • алгоритмам представления ФО (МСФО (IAS) 1);
  • особенностям составления консолидированной и индивидуальной ФО (МСФО (IFRS) 10, МСФО (IAS) 27).

С отчетной группой международных стандартов знакомьтесь в материалах, размещенных на нашем сайте:

Группа отраслевых стандартов

В стандартах данной группы учитывается специфика отдельных отраслей и видов деятельности. Такого внимания удостоились:

  • страховая деятельность (МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»);
  • сельскохозяйственная отрасль (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);
  • учетные нюансы добывающей отрасли (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»).

Список детализирующих МСФО: основные средства, финансовые инструменты и др.

В данных стандартах расшифровываются особенности формирования показателей отчетности, поэтому эту крупную совокупность стандартов можно классифицировать по видам ФО:

  • формирующие балансовые статьи;
  • конкретизирующие строки отчета о совокупном доходе.

К 1-й группе относятся стандарты, описывающие нюансы признания и оценки разнообразных активов и обязательств, информация о которых находит отражение в отчете о финансовом положении (балансе). Перечень МСФО данной группы (частично) представлен ниже:

  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и др.

2-я группа стандартов позволяет сформировать отчет о прибылях и убытках (совокупном доходе):

  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»;
  • МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» и др.

Изучайте детализирующие МСФО с помощью материалов нашего сайта:

Вспомогательные МСФО

В данной группе стандартов конкретизируются отдельные понятия и определения, применяемые в текстах других стандартов, сущность которых требует детального рассмотрения. Например, справедливая стоимость, обесценение и др.

Понять цели и задачи вспомогательных МСФО поможет статья .

Итоги

Стандарты МСФО позволяют сформировать понятную и полезную для пользователей отчетность.

Чтобы показатели финансовой отчетности достоверно отражали финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, необходимо учитывать требования обширного перечня международных стандартов и разъяснений.

Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее. Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ . Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них. Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы";
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 "Договоры на строительство";
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства";
  9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 "Аренда";
  10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка";
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
  12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
  13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
  14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" ;
  15. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
  16. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов";
  24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы";
  26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
  27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
  28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
  29. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
  30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
  31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
  32. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования";
  33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
  35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
  36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
  37. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
  38. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
  39. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  40. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой. Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют "Красная книга". В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года. Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

Отчетность по МСФО за 2016 год составляется фирмами в обязательном порядке или на добровольной основе. Из нашего материала вы узнаете о нюансах оформления и основных требованиях к такой отчетности в 2016 году.

Добровольное и обязательное составление отчетности по МСФО за 2016 год

Фирмы, представляющие отчетность в формате МСФО за 2016 год, можно разделить на 2 группы:

  • законообязанные;
  • добровольцы.

Первая группа компаний перечислена в законе «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ и с 2015 года выглядит следующим образом:

  • кредитные, клиринговые и страховые организации (кроме страховых медицинских организаций сферы ОМС);
  • УК ИФ, ПИФ и НПФ (управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов);
  • входящие в законодательно утверждаемый специальный список ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия);
  • АО, ценными бумагами которых владеет государство (по утверждаемому Правительством РФ списку);
  • фирмы, собственники которых в уставе отразили обязательность представления и публикации отчетности по нормам МСФО;
  • формирующие консолидированную отчетность по стандартам GAAP (США) компании;
  • иные фирмы, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах (вносятся в котировальный список).

Данный перечень представлен в обобщенном виде, поскольку не детализирует ФГУП и АО, формирование отчетности по МСФО для которых обязательно. Остановимся на этом подробнее.

ВАЖНО! Перечень ФГУП и АО, для которых представление отчетности в формате МСФО обязательно, утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.10.2015 № 2176-р.

В вышеназванном распоряжении поименовано 6 ФГУП («Почта России», «ИТАР-ТАСС», «Гознак» и др.) и 18 АО («Транснефть», «Роснефть», «РЖД», «Алмаз — Антей», «Росагролизинг», «Росгеология», «РОСНАНО» и др.).

Вторая группа — те фирмы, которые добровольно взяли на себя труд составления отчетности по нормам МСФО по своим внутренним причинам, среди которых можно назвать:

  • желание привлечь иностранных партнеров и инвесторов;
  • стремление к повышению степени информативности своей отчетности;
  • иные побудительные мотивы.

Численность компаний данной группы во многом зависит от их материальных возможностей, так как представление отчетности по нормам МСФО требует немалых затрат (на содержание в штате или привлечение сторонних специалистов по МСФО, настройку и сопровождение специального программного обеспечения и др.).

Требования к отчетности по МСФО в 2016 году

Первое и основное требование, которому должна соответствовать финансовая отчетность по МСФО, — достоверность отображаемой в ней информации.

ВАЖНО! Достоверной считается информация, правдиво отражающая последствия совершенных фирмой операций, событий и условий в соответствии с требуемыми МСФО определениями и критериями.

Чтобы представить пользователям достоверную отчетность, необходимо (п. 17 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н):

  • обеспечить выполнение требований всех применимых МСФО;
  • составлять учетную политику в соответствии с МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (введенным в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) и последовательно ее применять;
  • обеспечить информацию, обладающую следующими свойствами: понятностью, уместностью, надежностью и сопоставимостью;
  • раскрытие в необходимых случаях дополнительной информации (если соблюдение требований отдельных МСФО не позволяет в достаточной степени оценить влияние событий и операций на финансовое положение и результаты деятельности фирмы).

Достоверная отчетность дает возможность ее пользователям прогнозировать будущие денежные потоки фирмы (в том числе вероятность и периоды их возникновения), а также принимать на ее основе эффективные управленческие решения.

При составлении отчетности необходимо учесть важное допущение (помимо остальной совокупности допущений) — допущение непрерывности, то есть способности фирмы продолжать свою деятельность непрерывно. Если в этом вопросе возникает неопределенность или фирма планирует ликвидироваться (не имея иных альтернативных решений), она обязана раскрыть данные обстоятельства в отчетности.

Оценивая способность фирмы непрерывно продолжать свою деятельность, ее руководству необходимо учесть весь объем имеющейся информации о будущем в течение как минимум 12 месяцев (но не ограничиваясь только им). Возможно, потребуется анализ обширной совокупности факторов, относящихся:

  • к текущей и будущей прибыльности;
  • календарям погашения долгов;
  • потенциальным источникам финансирования и др.

При подготовке информации для отчетов необходимо помнить о 2 группах требований МСФО:

  • существенности (отдельная расшифровка существенных показателей);
  • нюансов взаимозачета (запрет на представление в отчетности активов и обязательств, доходов и расходов на нетто-основе, кроме разрешенных МСФО ситуаций).

Представлять финансовую отчетность по МСФО фирмы обязаны не реже 1 раза в год. Отразить факт изменения даты окончания своего отчетного периода и представления отчетности за период, меньший или больший года, а также раскрыть нюансы использования такого отчетного периода фирма обязана в отчетности (как минимум: основание и отсутствие полной сопоставимости представленных в отчете сумм).

Состав отчетности по МСФО в 2016 году

Финансовая отчетность по МСФО включает в себя (п. 10 МСФО 1):

  • 4 отчета (ОФП, ОПУ, ОИК и ОДДС);
  • примечания;
  • прочую пояснительную информацию;
  • сравнительные данные за предыдущий период.

ОФП, ОПУ, ОИК и ОДДС — аббревиатуры наименований отчетов соответственно:

  • о финансовом положении;
  • прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;
  • изменении капитала;
  • движении денежных средств.

При этом МСФО допускает возможность применения фирмой своих наименований отчетов, в отличие от жестко регламентированной по названию и структуре отечественной отчетности. К примеру, «отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе» может носить краткое название «отчет о совокупном доходе».

Помимо указанных отчетов фирмы могут представлять пользователям:

  • финансовые обзоры (об источниках финансирования, не признаваемых в ОФП ресурсах фирмы и др.);
  • поясняющие отчеты (например, о добавленной стоимости);
  • официальные бюллетени (по вопросам охраны окружающей среды и др.).

Пример отчетности по МСФО можно увидеть на сайтах отчитывающихся фирм или в открытом доступе в сети интернет.

О нюансах составления отчетности по международным стандартам читайте в материалах:

Как сформировать отчетность по МСФО?

Отчетность в формате МСФО можно получить двумя путями:

  • преобразованием сформированных на основе национальных учетных требований показателей (трансформация);
  • осуществляя одновременный учет хозяйственных операций, доходов и расходов, активов и обязательств по национальным требованиям и МСФО (параллельный учет).

Трансформация отчетности может быть:

  • внешней;
  • внутренней.

В основе указанных разновидностей трансформации информации находятся отчетные данные, сформированные по требованиям национального бухучета, и дополнительно собранная фирмой необходимая информация. Эта совокупность показателей корректируется посредством специальных программ (обычно таблиц Excel) в соответствии с требованиями МСФО (внешняя трансформация), или требуемые данные формируются с помощью специальных поправочных алгоритмов, встроенных в учетный процесс (внутренняя трансформация).

Представляемая отчетность должна быть достоверной, полезной, уместной и сопоставимой.