МИД РФ: односторонняя демаркация Украиной границы не будет юридически обязывающей для РФ. Демаркация русско-китайской границы Договор о демаркации границы с китаем

МОСКВА, 19 июня. /ИТАР-ТАСС/. Россия исходит из того, что Украина взяла на себя обязательство проводить демаркацию границы в рамках имеющегося двустороннего соглашения, и односторонние шаги не будут юридически обязательными для Москвы. Об этом заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. По его словам, Россия рассчитывает, что Украина откажется от односторонней демаркации границы.

"Эта тема активно циркулирует в СМИ, согласно установившейся международной практике демаркация госграницы - это обоюдный процесс между сопредельными государствами, поэтому односторонняя демаркация не может быть юридически обязательной для другой стороны, - отметил Лукашевич. - В соответствии с двусторонним соглашением с Украиной от 17 мая 2010 года была учреждена совместная демаркационная комиссия". "Это тоже вписывается в нормы и принципы, которыми должны руководствоваться государства при проведении демаркационных работ, - сказал дипломат. - Исходим из того, что Украина взяла на себя обязательства проводить демаркацию в рамках этого механизма".

Российская часть комиссии "всегда демонстрировала готовность к диалогу, совместной работе, члены комиссии выезжали в Киев". "Но, к сожалению, полноценных переговоров провести не удалось по вине украинской стороны", - добавил Лукашевич. "Рассчитываем, что власти Украины откажутся от принятия практических шагов по односторонней демаркации границы в нарушение имеющихся международных обязательств", - подчеркнул представитель МИД РФ.

По данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, делимитация сухопутной государственной границы между Россией и Украиной завершена.

23 апреля 2004 года вступил в силу Договор о государственной границе между Россией и Украиной. Приложениями к Договору являются описание прохождения российско-украинской госграницы, альбом карт масштаба 1:50000 с нанесенной линией границы. Договор не предусматривал проведения демаркации. В соответствии с утвержденным президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Украины Виктором Ющенко Планом действий Россия-Украина до 2009 года велась подготовительная работа по демаркации госграницы. На основании российско-украинского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, вступившего в силу 23 апреля 2004 года, велись также переговоры о разграничении в Азовском море. 17 мая 2010 года было подписано Соглашение между РФ и Украиной о демаркации российско-украинской государственной границы. Россия выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления этого документа в силу.

Продолжение

Пограничные инициативы

16 июня Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию украинско-российской государственной границы. Об этом заявил секретарь СНБО Андрей Парубий после заседания Совбеза под председательством президента Петра Порошенко.

17 июня Верховная рада при повторном голосовании рекомендовала правительству Украины в месячный срок "принять решение о приостановке работы пунктов пропуска через государственную границу вдоль сухопутного участка с Россией". Такой проект постановления одобрил 261 депутат при минимально требуемых 226. Украинский парламент также рекомендовал правительству "немедленно утвердить документы, необходимые для проведения в одностороннем порядке демаркации сухопутного участка границы с РФ, которая будет обустроена по примеру внешних границ Европейского союза".

Кабмину также была дана рекомендация немедленно приостановить работу пунктов пропуска и усилить контроль на границе с Молдавией "в районах соседства с Приднестровской республикой". Кроме того, парламентарии решили выделить необходимые средства для обустройства сухопутной госграницы с Россией и увеличения штата Государственной пограничной службы.

Между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Поручить провести демаркацию российско-китайской государственной границы на ее западной части российской делегации и ее рабочему аппарату демаркационной комиссии (далее именуется российская делегация), образованным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. N 568-38 для осуществления демаркационных работ на восточной части российско-китайской границы, включив в состав указанной делегации Байбородина И.В., Соловьева А.П. (Федеральная пограничная служба Российской Федерации), Шебалина А.Ф., Евсиенкова Ю.А. (Министерство обороны Российской Федерации), Алцубаева А.Н. (Правительство Республики Алтай).

На весь период проведения работ по демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части распространить на российскую делегацию действие пунктов 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17 указанного постановления.

2. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации сообщить Китайской Стороне состав российской делегации и договориться о начале и порядке ее работы.

3. Утвердить прилагаемые директивы российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы.

4. Одобрить прилагаемый проект Положения о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы, предварительно согласованный с Китайской Стороной, разрешив вносить в указанный проект изменения, не имеющие принципиального характера, и поручить председателю российской делегации подписать его.

5. Разрешить российской делегации произвести на взаимной основе передачу китайской делегации в пределах российско-китайской государственной границы координат геодезических пунктов в системе координат 1942 года в полосе до 20 километров от демаркируемой линии границы.

6. Российской делегации провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

7. Поручить председателю российской делегации, его заместителям и членам подписать демаркационные документы с последующим их представлением на утверждение в Правительство Российской Федерации.

8. Возложить на Министерство иностранных дел Российской Федерации материально-техническое обеспечение российской делегации в переговорном процессе, а также оказание содействия в обеспечении авиа и железнодорожными билетами для поездок в служебные командировки в пределах Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

9. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации выполнение геодезических, топографических, картографических работ, подготовку и издание документов демаркации.

Расходы в рублях и иностранной валюте на выполнение указанных работ и расходы, изложенные в подпунктах "а" , "б" , "д" и "ж" пункта 10 и пункте 13 настоящего постановления, производить за счет сметы расходов, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации целевым назначением для Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации на выполнение демаркационных работ.

10. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации:

а) сформировать до 1 марта 1998 г. российскую часть совместной российско-китайской демаркационной рабочей группы (далее именуется - демаркационная рабочая группа), оснастив ее дополнительно к штатным средствам необходимыми материально-техническими, транспортными средствами и средствами связи, а также имуществом и инструментами.

Укомплектовать демаркационную рабочую группу переводчиками.

Определить порядок деятельности демаркационной рабочей группы, ее комплектование и материально-техническое обеспечение.

Министерству обороны Российской Федерации для комплектования указанной рабочей группы направить 7 офицеров, 1 прапорщика, 37 солдат и сержантов, 1 лицо из числа гражданского персонала, а Федеральной пограничной службе Российской Федерации - 3 офицеров, 1 прапорщика, 15 солдат и сержантов.

Все работы по демаркации границы выполнять в соответствии с планами и техническими требованиями, утвержденными демаркационной комиссией, а также по заявкам российской делегации в этой комиссии;

б) выделять по заявкам российской делегации самолеты, вертолеты и автотранспорт. Увеличить нормы расхода горюче-смазочных материалов для выделяемой в интересах демаркации автотракторной техники до 1,8 раза;

в) укомплектовать части, выделяющие военнослужащих в демаркационную рабочую группу, солдатами и сержантами до полной штатной численности на период проведения работ по демаркации;

г) обеспечить военнослужащих, участвующих в проведении работ по демаркации:

вещевым и другим имуществом, специальной одеждой по нормам снабжения, установленным для холодных районов;

продовольственными пайками по норме N 1, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 479-28 от 10 июля 1992 г., с учетом выдачи всем военнослужащим дополнительных продуктов, указанных в подпункте "в" примечания 2 к этой норме;

д) предоставлять военнослужащим и гражданскому персоналу из состава демаркационной рабочей группы при проведении рабочих встреч на территории Китайской Народной Республики валютные средства на командировочные расходы по установленным нормам за время их фактического пребывания на территории Китайской Народной Республики;

е) обеспечивать в период проведения работ по демаркации членов российской делегации и ее рабочего аппарата, экспертов, технический и гражданский персонал, а также представителей Правительства Республики Алтай в демаркационной рабочей группе питанием в установленном порядке за плату;

ж) предусматривать выделение демаркационной рабочей группе на проведение каждой совместной рабочей встречи с китайскими представителями денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации по два минимальных размера оплаты труда от каждого ведомства, установленных для районов, где производятся работы по демаркации;

з) обеспечивать вещевым имуществом военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, дислоцированных в районе производства демаркационных работ и привлекаемых к работам по демаркации границы, на период проведения этих работ по нормам обеспечения и срокам эксплуатации (носки), установленным для военнослужащих пограничных застав.

11. Сохранить за военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, привлекаемыми к работам по демаркации, на весь период проведения работ занимаемые должности по основному месту службы (работы) и денежное довольствие (заработную плату) по этим должностям по установленным законодательством нормам.

Повышенные должностные оклады и надбавки за службу (работу) в отдаленных (высокогорных) и с тяжелыми климатическими условиями местностях указанным лицам выплачивать в размерах, установленных законодательством для военнослужащих (гражданского персонала), проходящих службу (работающих) в соответствующих отдаленных (высокогорных) местностях с тяжелыми климатическими условиями, но не более, чем это установлено по месту выполнения работ.

12. Федеральной пограничной службе Российской Федерации обеспечить:

пропуск через государственную границу членов делегаций Сторон, демаркационной рабочей группы и экспертов Сторон, российского и китайского персонала, занятого на работах по демаркации, а также технических и иных необходимых для работы средств в соответствии с установленным порядком;

безопасность российского и китайского персонала, выполняющего работы в районе государственной границы на российской территории;

доставку до государственной границы пограничных знаков и их установку.

13. Федеральной авиационной службе России принимать меры по обеспечению приема воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих работы, связанные с демаркацией, включая аэродромно-техническое обслуживание, заправку и охрану, на основе последующих расчетов с соответствующими ведомствами, а также осуществлять размещение и питание экипажей за наличный расчет на аэродромах и посадочных площадках приграничных районов Республики Алтай и Алтайского края (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Алейск, Акташ, КошАгач, Усть-Кокса).

назначить представителя Кош-Агачского района для работы в демаркационной рабочей группе с правом участия в рабочих встречах демаркационной рабочей группы, в том числе и на территории Китайской Народной Республики, предусмотрев выделение на эти цели соответствующих средств в рублях и иностранной валюте в бюджете Республики Алтай;

выделить альпинистов поисково-спасательных отрядов для проведения инструкторско-методических занятий с личным составом демаркационной рабочей группы и для организации восхождений к месту установки пограничных знаков;

предоставлять при необходимости Китайской Стороне за плату вертолеты для доставки с китайской территории и обратно персонала, выполняющего демаркационные работы, оборудования, инструментов и имущества в район работы, а также оборудования, инструментов и имущества в район базирования демаркационной рабочей группы;

предоставлять Китайской Стороне за плату для выполнения демаркационных работ рабочую силу, материалы, а также вертолеты, вьючных лошадей с вьюковожатыми;

организовать периодическую доставку в район базирования демаркационной рабочей группы свежих овощей и фруктов для персонала, выполняющего демаркационные работы;

оказывать содействие демаркационной комиссии и демаркационной рабочей группе в предоставлении в случае необходимости жилых и служебных помещений, в организации рабочих встреч с представителями Китайской Стороны, а также в проведении протокольных и культурных мероприятий на российской территории.

15. Разрешить на период выполнения полевых работ по демаркации границы пребывание на российской территории персонала китайской части демаркационной рабочей группы.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации и на Федеральную пограничную службу Российской Федерации размещение китайского персонала на российской территории в полевом лагере, предоставление транспортных средств и медицинского обеспечения бесплатно с отнесением расходов за счет ассигнований по смете расходов на выполнение демаркационных работ, а обеспечение питанием наравне с офицерским составом и заправку китайского автотранспорта горючим за плату.

16. Разрешить пересечение государственной границы и посадку вертолетов Министерства обороны Китайской Народной Республики в светлое время суток на территории Российской Федерации в районе производства работ. Разрешить вертолетам Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной авиационной службы России пересечение государственной границы и посадку на территории Китайской Народной Республики для доставки геодезической аппаратуры и технического персонала, принимающего участие в демаркации границы в составе демаркационной рабочей группы, по взаимному согласованию и в установленном порядке.

Китайские вертолеты с экипажем в случае технической неисправности или при неблагоприятных метеорологических условиях могут с разрешения соответствующих компетентных органов оставаться на российской территории на ночь.

17. Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с российской делегацией выделить рабочие и запасные частоты КВ диапазона для радиосредств китайской части демаркационной рабочей группы, осуществляющей работы по демаркации границы на территории Российской Федерации.

18. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечивать первоочередной порядок таможенного оформления транспортных средств и имущества делегаций Сторон, а также перемещаемого через государственную границу между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой личного багажа членов указанных делегаций и привлекаемых к работе советников, экспертов и технического персонала.

19. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации оказывать содействие российской делегации в организации и проведении работы с китайской делегацией, в том числе в обеспечении поездок в районы, в которых проводятся работы по демаркации государственной границы.

20. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации предусматривать в проектах смет необходимые ассигнования в рублях и иностранной валюте на проведение всего комплекса демаркационных работ.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации необходимые средства на проведение комплекса демаркационных работ.

Директивы
российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

1. Установить и обозначить на местности согласованную линию государственной границы между Россией и Китаем, описанную в статье 2 Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года.

2. Руководствоваться Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года, положениями российского законодательства, касающимися государственной границы, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации;

исходить из того, что демаркация западного участка российско-китайской границы является составной частью всего процесса урегулирования пограничных вопросов с Китаем;

осуществлять свою деятельность под общим руководством главы совместной делегации правительств Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан на переговорах с Китаем по пограничным вопросам;

вести дело к завершению на современном техническом уровне демаркационных работ на западной части российско-китайской государственной границы в сжатые сроки и стремиться к тому, чтобы закончить демаркацию одновременно как на восточной, так и на западной частях государственной границы между Россией и Китаем;

проводить линию на экономию материальных и финансовых средств, осуществлять строгий контроль за их расходованием.

3. Разработать совместно с Китайской Стороной документы, определяющие порядок проведения демаркационных работ;

согласовать с Китайской Стороной количество, формы, размеры и порядок установки пограничных знаков;

определить точное положение линии водораздела на хребте Южный Алтай, принимаемой за линию российско-китайской государственной границы, обозначить ее пограничными знаками.

4. Провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан. В ходе переговоров руководствоваться заключенными соглашениями о государственных границах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации на стык государственных границ. Разработанные документы представить на утверждение в установленном порядке.

5. Передавать по согласованию сторон на переговорах по пограничным вопросам на рассмотрение глав правительственных делегаций вопросы, не решенные в рамках демаркационной комиссии.

6. Договориться с Китайской Стороной о формировании и порядке работы демаркационной рабочей группы. Во взаимодействии с командованием Сибирского военного и Забайкальского пограничного округов руководить демаркационной рабочей группой и контролировать качество выполняемых демаркационных работ.

7. Подготовить по итогам демаркационных работ протокол-описание прохождения линии российско-китайской государственной границы, карту в масштабе 1:50000 с изображением линии российско-китайской государственной границы на ее западной части, другие демаркационные документы и представить их на утверждение в установленном порядке.

Проект

Положение
о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года (далее именуется - Соглашение) Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики поручили проведение демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части ныне действующей Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии (далее именуется - демаркационная комиссия), выполняющей демаркацию российско-китайской государственной границы на ее восточной части.

Демаркационная комиссия руководствуется следующими положениями.

1. Состав демаркационной комиссии приведен в приложении к настоящему Положению. Стороны могут привлекать необходимое количество советников и экспертов.

2. Российская и китайская делегации в демаркационной комиссии осуществляют свою деятельность под руководством глав соответствующих правительственных делегаций на переговорах по пограничным вопросам. Председатели делегаций в демаркационной комиссии являются членами правительственных делегаций своих Сторон на переговорах по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия в соответствии с Соглашением определяет на местности прохождение линии российско-китайской государственной границы от западного стыка государственных границ России, Китая и Монголии до стыка государственных границ России, Китая и Казахстана.

2. В соответствии с положениями Соглашения демаркационная комиссия определяет задачи, принципы и методы работы по демаркации границы, вырабатывает план демаркационных работ и необходимые документы по их выполнению, а также обеспечивает выполнение работ, связанных с демаркацией границы, по согласованному плану.

3. Демаркационная комиссия формирует совместную демаркационную рабочую группу (далее именуется - демаркационная группа) для проведения на местности всего комплекса работ по демаркации границы, осуществляет контроль за работой демаркационной группы, рассматривает, проверяет и утверждает представленные демаркационной группой документы, разрешает вопросы, с которыми демаркационная группа обращается в демаркационную комиссию в процессе работы, контролирует точность установки пограничных знаков и нанесения линии государственной границы на карту.

1. Демаркационные работы осуществляются Сторонами, как правило, на паритетных началах. Каждая Сторона несет расходы самостоятельно. В отдельных случаях, если это вызвано необходимостью, вопросы, связанные с расходами на проведение работ по демаркации, будут дополнительно согласовываться между Сторонами.

2. Демаркация границы будет производиться на основе топографической карты масштаба 1:50000, созданной совместно Сторонами в период 1993-1995 годов.

3. Вопросы, которые возникли в ходе демаркационных работ и которые не могут быть разрешены демаркационной комиссией, по согласованию Сторон передаются на решение в правительственные делегации двух Сторон на переговоры по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия проводит переговоры поочередно на территории двух государств в столицах или других городах в районе границы.

2. Стороны председательствуют на переговорах поочередно. По итогам каждого раунда переговоров составляется протокол на русском и китайском языках в двух экземплярах, которые подписываются председателями делегаций Сторон или их заместителями; определяется также время, место и вопросы повестки дня следующего раунда переговоров.

Переговоры проводятся в форме пленарных заседаний демаркационной комиссии, встреч председателей делегаций, заседаний членов демаркационной комиссии или встреч экспертов.

3. Стороны проводят свои переговоры конфиденциально. Сообщения для печати о проведенном раунде переговоров демаркационной комиссии подлежат согласованию и публикуются одновременно.

4. Во время проведения переговоров демаркационной комиссии на территории другой Стороны принимающая Сторона создает необходимые условия для передачи и приема телеграмм и перевозки документов.

5. Расходы по командированию своих представителей на территорию другой Стороны для участия в переговорах несет направляющая Сторона. Принимающая Сторона обязана предоставить помещение для проведения переговоров и обеспечить транспортом.

1. Демаркационная комиссия в целях выполнения демаркационных работ разрабатывает следующие документы:

положение о Совместной российско-китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция Совместной российско-китайской демаркационной рабочей группе на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция по определению местоположения пограничных знаков на российско-китайской государственной границе на ее западной части;

правила упрощенного порядка пересечения российско-китайской государственной границы на ее западной части персоналом, выполняющим работы по демаркации, транспортными и техническими средствами в период демаркации на местности и работы на территории другой Стороны;

инструкция о порядке обозначения российско-китайской государственной границы на ее западной части пограничными знаками;

инструкция о порядке составления протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

инструкция по оформлению и изданию документов демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части.

2. Демаркационная комиссия по итогам демаркационных работ готовит следующие документы:

протокол-описание линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

карта в масштабе 1:50000 с изображением линии государственной границы и пограничных знаков, прилагаемую к протоколу-описанию;

протоколы пограничных знаков;

каталог координат и высот пограничных знаков;

заключительный протокол о работе демаркационной комиссии.

Официальные названия вышеуказанных документов Стороны согласуют дополнительно.

Официальными языками демаркационной комиссии являются русский и китайский.

Настоящее Положение вступает в силу в день его подписания.

Совершено в г. _____________ ___________199 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Председатель российской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии

Председатель китайской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии

 Российско-китайской границе более 130 лет. Именно в 1860 г. при подписании Пекинского договора губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский вместе с китайской стороной зафиксировал, что отныне здесь находится рубеж двух великих империй. Отныне и «навек». Именно так - «навек» - записали дипломаты.
 Однако то, что было сделано «навек» в XIX веке, затем уже в наши дни решено было пересмотреть. При этом пересмотреть в пользу китайской стороны. Уже фактически проведены работы по закреплению передачи 960 га российских территорий в Уссурийском районе на участке так называемой литеры П. В скором времени предполагается передвинуть границу и в районе озера Хасан. Передвинуть так, что Россия потеряет здесь еще триста гектаров своих ранее считавшихся «вечными» территорий. Почему же еще?
 Так определили границу российские и китайские дипломаты сначала в Соглашении по демаркации Восточного участка советско-китайской границы от 16 мая 1991 г. Россия должна передать Китаю более 1000 га своих территорий.
 Вообще «демаркация» является нечем иным, как уточнением границ там, где они уже были установлены в связи с произошедшими в течение ряда лет изменениями почвы, русла рек и так далее. В данном же случае под демаркацией понимается ревизия и пересмотр уже существующей границы. До окончания этих работ на почти 4000-километровой российско-китайской границе осталось около месяца. Такие сроки предусмотрены российско-китайским Соглашением.
 Сразу оговорюсь, что проведение демаркационных работ на нашей границе действительно было вызвано определенной необходимостью. К примеру, та же река Туманная, по водоразделу которой проходила часть российско-китайской границы, за 130 лет изменила свое русло и теперь заползла в Россию. В иных случаях не всегда документально точно были закреплены соответствующие погранзнаки, установленные как китайской, так и российской стороной.
 Поэтому можно было бы говорить о том, что при проведении демаркации будут пересмотрены некоторые участки шириной до нескольких метров. Ведь, еще раз повторюсь, граница в основных своих параметрах была установлена на века еще в XIX столетии.
 Но при подготовке и подписании Соглашения в мае 1991 г. российские дипломаты почему-то уступили не метры, что было бы понятно с точки зрения чистой демаркации границы, а сотни гектаров российских территорий. К сожалению, возобладала эта же точка зрения и позже в ходе проведения работ на местности. Впрочем, не все российские специалисты решились безропотно поддерживать уже подписанное Соглашение. Так, советник демаркационной комиссии генерал-майор Валерий Розов в знак протеста против такого решения подал в апреле 1996 г. в отставку. Не захотел российский потомственный пограничник (в третьем поколении) войти в отечественную историю, как сам он говорит, «предателем интересов Государства Российского».
 Что же на самом деле происходит сегодня на российско-китайской границе. Особый интерес и китайская и российская стороны проявляют прежде всего к переносу границы вблизи реки Туманной, где в соответствии с Соглашением Китаю должны быть переданы два участка общей площадью более 300 га исконно российских территорий.
 Передачей этих участков нарушается установившийся в Азиатско-Тихоокеанском регионе баланс экономических и политических сил. Потому что именно эти два участка, находящиеся пока в российских пределах, не позволят Китаю построить здесь крупный порт. Территория для самого порта вклинилась в стык границ трех государств: России, Кореи и Китая. Созданию порта сегодня мешает одно - отсутствие территории для строительства подъездных путей к нему. Участок для строительства порта находится на территории Китая, а вот те участки, по которым можно проложить автомобильную и железнодорожную магистрали, - на территории России. С передачей Китаю принадлежащих России двух участков на берегу реки Туманной устраняется последнее препятствие к созданию здесь мощного портового хозяйства.
 Между тем Соглашение не только закрепляет исторические территории России за Китаем, но и в одностороннем порядке предоставляет Китаю право судоходства по реке Туманная (Тумэньцзян) ниже тридцать третьей пограничной точки в Японское море и обратно.
 Так юридически был закреплен выход Китая в Японское море по оставшимся от места предполагаемого строительства порта 17 километрам реки Туманной, которые являются границей России и Северной Кореи.  Предполагаемый грузооборот порта - 100 млн. т в год. Таким образом Китай получает:
  • во-первых, выход в Японское море с последующим освоением торговых морских путей в США, Японию, Сингапур и т.д.;
  • во-вторых, обратный грузопоток из этих же стран.
 Теперь по имеющейся в Китае железной дороге грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона хлынут не через порты Владивосток и Находка по российскому БАМу, а через порт Тумандзян по КВЖД. Этот путь почти на 2000 км короче российского, а потому, естественно, привлекательнее для бизнеса. Для российской стороны это означает, что действующие в Приморье порты, а вслед за ними и БАМ умрут, а китайские - расцветут.
 Однако в самом договоре есть один пункт, который позволяет нам удержать значительную часть территории в ведении России, нужно только принять соответствующие решения на властном уровне. И прежде всего в Совете Федерации, где в ближайшее время предполагается рассмотреть этот вопрос.
 И такая возможность, т.е. пересмотр уже достигнутых договоренностей, предусматривается самим Соглашением, в котором записано, что в ходе работы совместной российско-китайской комиссии по демаркации границ решаются все спорные вопросы. По тем участкам, о которых здесь сказано, к сожалению, уже определены такие границы, которые ущемляют интересы России. Это, убежден, должно быть решительным образом остановлено.
 Наследство, доставшееся нам от наших предков, - а это прежде всего территория нашей Родины, территория России, - должно быть передано нашим потомкам в том же неизменном виде.

Для существования любого организованного общества необходима определенная территория. Причем безопасность и функционирование этих земель должны регулироваться государственными актами. Но этого, как показывает история, явно недостаточно. Безопасность и целостность страны можно обеспечить только в том случае, если ее границы будут четко определены и признаны представителями всего мирового сообщества. Именно поэтому территориальные споры остаются одним из самых важных вопросов внешней политики каждого государства.

Не являются исключением и такие великие державы, как Россия и Китай. Изначально между ними лежали огромные по своей протяженности пустынные или малозаселенные территории. Северным рубежом Поднебесной была На сегодняшний день она стоит далеко от нынешней границы. Причем расстояние составляет более тысячи километров. Конечно, это было очень давно. Тогда китайцы не могли даже подумать о том, что река Амур на карте станет линией водораздела между их государством и Россией. Ведь в те времена данные территории были родиной воинственных маньчжуров. А этот народ был этнически далек от ханьцев - коренных китайцев.

Самая протяженная граница в мире

История внесла свои коррективы, и на сегодняшний день мы можем констатировать то, что Россия и Китай - это две империи, вступившие в двадцатый век как две соседние страны. Официальная граница между ними существует уже более ста тридцати лет. В 1860 г. состоялось подписание Пекинского договора, в котором «отныне и навек» был зафиксирован рубеж двух государств.

Россия и Китай - два государства, протяженность границы которых самая большая в мире. Это линия в десять тысяч километров. Начинается она от точки рубежей России, Китая и Афганистана и заканчивается пунктом соседствования России, Китая и Кореи.

Демаркация границ

Договоренности Пекинского соглашения 19-го века в наши дни подверглись некоторым изменениям. Их пересмотрели, то есть провели демаркацию границ. Данный термин означает уточнение существующих рубежей двух государств. Причиной тому могут быть изменения русла рек, почвенного слоя и т. д. Однако демаркация российско-китайской границы произошла из-за ревизии и пересмотра уже существующей линии раздела.

Проведение данных работ только отчасти было вызвано природными явлениями. Так, за 130 лет, прошедших с момента подписания Пекинского договора, изменила свое русло река Туманная. Она стала нести свои воды по территории России. Кроме того, выявились документальные неточности в закреплении пограничных знаков как одного, так и второго государства.

Восточная часть границы

Рубежи, которые имеют между собой Россия и Китай, разделены на две зоны. Восточная часть государственной границы начинается от линии их соседства с Монголией. Протяженность данных рубежей составляет более четырех тысяч километров.

Несмотря на Пекинские договоренности 1860 г., пограничный вопрос двумя странами поднимался не один раз. Линии раздела между Китаем и Россией неоднократно передвигалась местными властями и населением обоих государств. Именно поэтому возникла необходимость в восстановлении рубежей так, как они были закреплены при подписании различных договоренностей.

История соседствования

Практически по всей своей протяженности восточная граница между двумя великими державами проходила и проходит на сегодняшний день там, где расположена река Амур на карте, а также где текут реки Аргунь и Уссури. Однако вплоть до 1992 г. эта линия раздела не была демаркирована соответствующим образом. До 1931 г. имели свободный режим судоходства. По их руслам свободно перемещались водные средства обоих государств. Кроме того, незаселенные многочисленные речные острова находились практически в совместном владении.

Все изменилось после начала японской агрессии, направленной против Китая, а также после создания марионеточного государства Маньчжоу-Го. Для Советского Союза это было явной угрозой безопасности. Именно поэтому нашему государству пришлось установить строгий контроль над речной территорией. Вначале данное решение не вызывало никаких возражений со стороны Китая. Но с 60-х годов прошлого века между нашими странами стала нарастать напряженность. Именно поэтому советский контроль над водными территориями пограничных рек стал главным источником инцидентов.

Спорные территории

В ходе переговоров между СССР и Китаем долгое время обсуждались вопросы суверенитета нескольких участков. Первыми из них являлись две территории в Читинской области. Это достаточно большой остров, расположенный на находящийся в сорока километрах на юго-восток от города Забайкальска. Его значение для России огромно. Остров связывает нашу страну с Китаем и Монголией. Кроме того, данный участок является главным источником питьевой воды для населения города Краснокаменска, на территории которого производилось практически 90 процентов урана.

Вторым спорным участком, расположенным в Читинской области, является остров Менкесели. Он стал предметом разногласий после того, как Аргунь изменила свое течение, повернув русло на 5 км к северу.

Также споры между Россией и Китаем велись по поводу двух участков в Хабаровском крае. Первый из них - остров Большой Уссурийский. Территория находится непосредственно возле Хабаровска - самого большого города России на Дальнем Востоке.

Вызывал споры и остров Тарабарова. Он находится неподалеку от Хабаровска. Этот остров имеет значительную площадь. Кроме того, вокруг него располагается большое количество других островков и островов. Многие из них находятся там, где впадает в Амур. Остров Тарабарова получил свое название более ста лет назад. Тогда, в 1912 г., на его территории поселился со своей семьей и завел там хозяйство трудолюбивый крестьянин. Звали его Сергей Максимович Тарабаров. Официально остров закрепили за Советским Союзом в 1929 г. Между городом и ним располагается Большой Уссурийский.

Источником пограничных инцидентов служат также три территории в Приморском районе. Это участок:

  • недалеко от озера Ханка;
  • Р-образного вида рядом с Полтавкой.

Третья территория представляет собой две небольшие полоски земли, находящиеся севернее озера Хасан.

Все перечисленные выше зоны важны для России в экономическом плане. Именно поэтому они первоначально находились под ее непосредственным контролем. Кроме того, остров Тарабарова и значительные территории Большого Уссурийского расположены в непосредственной близости от Хабаровска, а следовательно, являются его защитой в случае вооруженного нападения.

Принятие окончательных решений

В 1991 году между КНР и РФ были подписаны соглашения, окончательно оформляющие восточный участок границы. И уже год спустя на этой территории начали производиться демаркационные работы. В итоге граница между двумя великими державами стала четко обозначенной на местности. Все работы были проведены с участием специально созданной демаркационной комиссии, в которой находились представители обоих государств.

Впервые в истории от рубежей с Монголией до р. Туманной было проставлено 1184 пограничных столба. Расстояние между ними составляет 1,5-3 км, а в ряде мест со сложным рельефом - 300-500 м. Кроме того, было прорублено несколько сотен километров просек, а также демонтировано большое количество устаревших инженерных сооружений. Затронули демаркационные работы и речные территории. На пограничных участках Амура и Уссури был проведен большой объем гидрографических измерений, а на экватории озера Ханка установили буи.

Демаркационные работы оказались не только трудоемким, но и весьма сложным процессом. Так, местные российские жители острова Китая, находящиеся на границе, считали исконно русской территорией. Ведь эти земли они использовали для своих хозяйственных целей. Тем не менее все работы были проведены согласно подписанным между двумя странами договоренностям. Успешное решение вопросов стало большим вкладом в укрепление дружбы между Россией и Китаем, а также усилением стабильности в регионе.

Завершение демаркации

Важное событие в истории отношений между Россией и Китаем произошло осенью 2004 г. 14 октября в Пекине состоялось подписание еще одного соглашения о прохождении восточных рубежей. Оно стало окончанием территориальных споров между двумя странами.

Согласно подписанному договору, остров Тарабарова и часть острова Большого Уссурийского отошли Китаю.

История спорного вопроса

То, кому принадлежит остров Тарабарова и часть Большого Уссурийского, Россия и Китай не могли решить с 1964 г. Именно тогда начался территориальный спор между двумя великими державами, который так и не был до конца разрешен.

Для того чтобы получить как один, так и второй китайцы начали против СССР ирригационную войну. Она заключалась в регулярном затоплении в протоке Казакевичева барж с песком. Целью таких работ было направление протоки на острова и ее соединение с китайским берегом. В таком случае острова Большой Уссурийский и Тарабарова автоматически бы оказались на территории Поднебесной. Но затея эта была провалена, так как россияне постоянно углубляли дно Амура и укрепляли его берега. И только соглашение 2004 г. положило конец длительной ирригационной войне.

Что досталось Китаю?

Согласно подписанным договоренностям, Россия передала соседнему государству остров Тарабарова. Отдали Китаю и западную часть Большого Уссурийского (его поделили примерно поровну). На сегодняшний день данные территории - это провинция Хэйлунцзян.

Как же проходит нынешняя граница? После того как часть Большого Уссурийского, а также остров Тарабаров отдан Китаю, рубеж между двумя странами стал проходить по прибрежной части Хабаровска. Причем дачи местных жителей, расположенные на Большом Уссурийском, остались на российской стороне. Остальная часть досталась китайцам. Всего Россия отдала соседнему государству 337 квадратных километров своих площадей.

Что изменилось после передачи территории?

На сегодняшний день о. Тарабарова и часть Большого Уссурийского - это острова Китая. Соседнее государство стало ближе к Хабаровску сразу на пятьдесят километров. Ранее Большой Уссурийский защищал Россию от военного нападения. На его территории находился укрепрайон. На сегодняшний день военные оставили все инженерные сооружения и переместились на новую заставу.

Главной достопримечательностью Большого Уссурийского является православная часовня, возведенная в честь Китайцы с пониманием отнеслись к нашей религиозной святыне и отнесли линию границы подальше от храма.

Сегодня территории, отданные Россией, согласно договору от 2004 г., - это провинция Хэйлунцзян уезда Фуюань. Русские острова Тарабарова и Большой Уссурийский - о. Иньпундао и о. Хэйсянцзыдао.

С юга в северном направлении на этих землях уже построена главная магистраль. Вдоль ее западной стороны идет активное строительство «Самой восточной пагоды». Это многоэтажная башня, достигающая высоты 81 м, имеющая квадратную форму. Ее архитектура выполнена в стиле династий Тань и Хань. Пагода, которая встанет как раз напротив часовни святого Виктора, выступит ярким символом территории, полученной Китаем. Башня настолько высока, что увидеть ее можно и из российского поселка, находящегося в пойме Амура.

Стоит сказать и о том, что изменила свое географическое положение самая восточная точка Китая. Ранее она находилась в поселке Усу, а сейчас переместилась на остров Хэйсянцзы. В результате китайцы стали встречать восходящее солнце на пятьдесят восемь секунд раньше.

Острова активно посещают туристы обеих стран. Например, в 2015 г. количество путешественников составило около полумиллиона.

Природные ресурсы переданных территорий

Остров Тарабарова, как и Большой Уссурийский, имеет богатые земли. До семидесяти процентов их площадей могут быть использованы в качестве пастбищ, сенокосов и пашен. Кроме того, на островах обитают пушные звери, а также копытные животные и водоплавающая дичь. Есть на этих землях виды, которые занесены в Красные книги СССР, России и Международного союза. В их список входят: японский и черный журавли, черные аисты, сухонос, мандаринка, кожистая дальневосточная черепаха и т. д.

Пойменные озера, а также воды реки Амур и его протоков богаты рыбой. Встречаются здесь и охраняемые виды. Это и Вокруг островов совершает свои миграционные перемещения осенняя кета и миног.

Да, Китаю переданы богатые земли. Однако российская сторона полагает, что в экономическом плане она не понесла значительных потерь. Наша страна имеет большие планы. Они предполагают создание на этих территориях совместной российско-китайской торговой зоны. Это позволит предоставить нормальные условия для осуществления товарооборота между провинцией Хэйлунцзян и Хабаровским краем. И на сегодняшний день в федеральном бюджете уже начало закладываться финансирование, необходимое для строительства моста из Хабаровска на остров Хэйсянцзы.

| 02.04.2011 | 10:58

Почему вопрос демаркации российско-абхазской границы привлек к себе пристальное внимание общественности, о какой «спорной» территории говорят дипломаты двух стран, «Росбалту» рассказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов .

- Вадим Михайлович, существует ли какой-то территориальный спор между Россией и Абхазией?

Я не стал бы оценивать это как спор, потому что как такового спора еще нет. Информация, которая доступна широкой общественности, касается двусторонних переговоров. А именно: в последние дни велись переговоры между официальными делегациями Абхазии и России по поводу демаркации и уточнения границы между двумя государствами.

Одновременно появилась и муссируется информация о том, что Россия претендует на территорию в 160 кв. км. Но пока ни я, ни мои коллеги-эксперты не слышали официального заявления по поводу претензий России на данную территорию. Скорее всего, речь идет об уточнении границ. Связано это с тем, что пограничная линия в истории периодически менялась. На это обращают внимание как российские дипломаты, так и российские и абхазские эксперты.

- Откуда происходит сама история вопроса?

Вопрос о принадлежности приграничных территорий, в нынешнем Гагринском районе, возник еще в XIX столетии в рамках Кавказского наместничества - когда еще не было таких образований, как Российская Федерация и Абхазия.

В составе Кавказского наместничества были созданы административно-территориальные единицы. Одной из них была Черноморская губерния, которая появилась по итогам Кавказской войны. Туда вошла территория, где обитали черкесы. Другой административной единицей стала территория Абхазского княжества, затем видоизменившегося в Сухумский военный отдел, а потом - в округ.

В XX веке в рамках Сухумского округа возникла Абхазия, была основана Абхазская автономная республика. Но граница между Черноморской губернией и Сухумским округом в предыдущем столетии была не такой, как сейчас.

В 1904 году Гагринский район из Сухумского округа был передан в состав соседней Черноморской губернии. Цель передачи - способствовать колонизации черноморского побережья, которое стало достаточно безлюдным после ухода многотысячных масс горцев в Турцию в рамках движения мухаджирства. Считалось, что Гагринскому району будет лучше в рамках Черноморской губернии, которая развивалась более интенсивно. В Гаграх тогда находилась климатическая станция, которую курировал принц Ольденбургский, выделявший туда большие деньги. В общем, эта передача территории была логичной.

И вот именно на такие сюжеты, в том числе, и ссылаются сейчас люди, которые раскручивают вопрос принадлежности Гагринского района.

- Когда же была проведена граница по реке Псоу?

В рамках «парада суверенитетов» в ходе гражданской войны в 1918 году на территории Кавказа стали появляться де-факто независимые государственные образования. Появились Горская республика, Абхазия, Грузинская демократическая республика и т.д. Неоднократно всплывал вопрос о той линии, которая могла бы отделить территорию Кубани от грузинской или абхазской территории. В рамках этого «дискурса» многие эксперты вспоминают знаменитый Сочинский инцидент, или конфликт.

Тогда Добровольческая армия Деникина взяла под контроль черноморское побережье и «наткнулась» в районе Туапсе на грузинские войска. Состоялись переговоры между Деникиным и официальными представителями Грузинской республики. Грузинскую делегацию возглавлял Евгений Гегечкори - будущий министр иностранных дел первой республики Грузии. Тогда грузины настаивали на том, чтобы граница между территорией собираемой России и Грузией (которая контролировала Абхазию) прошла по Сочинскому округу. То есть Гагры они тоже относили к себе.

Это вызвало большие споры, был вооруженный конфликт, в результате которого грузинские вооруженные силы и народогвардейцы были вышиблены за реку Псоу. Вот эта граница по реке Псоу, в общем-то, и сохраняется по итогам того столкновения между Добровольческой армией и грузинскими войсками.

Потом эта граница была зафиксирована в тех соглашениях, которые появились уже по итогам гражданской войны и появления Советского Союза.

- В чем причина внимания к вопросу проведения границы в наши дни?

Повторюсь, что пока никакого официального спора нет, идут переговоры об уточнении границы. Все понятно и ясно с настроем российских дипломатов. Речь ведь идет не только о Псоу и уточнении принадлежности определенных сел, но и о важнейшем вопросе - о безопасности будущих Олимпийских игр, потому что до Красной Поляны от Псоу рукой подать.

В рамках решения этого вопроса безопасности важно уточнить, кто будет контролировать переправы через данную реку, под чьей защитой будут находиться села по обе стороны и т.д. В частности, речь может идти о селе, которое находится по две стороны Псоу. Это селение Аибга. Оно весьма малонаселенное - там насчитывается чуть более 100 жителей. По данным абхазских экспертов, там есть старая дорога, которая ведет в сочинском направлении, в сторону Красной Поляны.

Многие российские эксперты предлагают поднимать различные архивные документы, посвященные административно-территориальному делению в Российской империи. Да, это было бы интересно, но мне кажется, что гораздо продуктивнее было бы обсудить не то, как менялась административная линия в XIX или XX столетиях, а насущные потребности сторон, которые есть сейчас, в начале XXI века.

Будет излишним напоминать, что российско-абхазские отношения достаточно крепки, политическое руководство Абхазии ориентировано на Россию, мы - стратегические партнеры. Мне кажется, резонансные круги вокруг этих переговоров во многом раскручиваются, раздуваются теми силами, которые хотят вбить клин в двусторонние отношения. Пока официальных претензий нет ни с одной, ни с другой стороны. Можно говорить только о тех слухах, которые муссируются в общественном сознании как Абхазии, так и российского общества.

- Отчего такое повышенное внимание к российско-абхазским отношениям?

Не секрет, с какой ревностью на эти отношения смотрят из столицы одной соседней закавказской республики. Это во-первых. А во-вторых, в последнее время появились вопросы, которые требуют незамедлительного решения. Например, сейчас работает российско-абхазская комиссия по установлению прав собственности на объекты недвижимости на территории Абхазии. И таких моментов, которые требуют скорейшего двустороннего обсуждения, становится все больше. Но это не значит, что стоит делать быстро слепленный вывод о резком ухудшении отношений, как это позволяют себе некоторые коллеги. Это явно преждевременно.

Все это текущие моменты в рамках полновесного признания Абхазии. Одно дело подписать документ о признании, а другое - потом уже «навешивать» законодательную, документальную базу. Это вопросы, связанные и с границей, и с финансовой помощью, и с размещением военных баз и т.д. Это очень долгий процесс. Он сейчас идет в достаточно спокойном русле, и нет никакого острого или ярого спора, о котором пытаются говорить некоторые люди. Мне думается, отдельные политики в Абхазии просто пытаются нажить на этом какие-то дивиденды.

Надо подождать итогов всех переговоров и озвучивания официальных позиций как Сухума, так и Москвы. Потом уже можно будет спокойно оценивать перспективы этих переговоров. Пока, в основном, большинство комментариев базируется исключительно на слухах.