Получение информации о состоянии окружающей среды. Порядок предоставлеhия иhформации о состояhии здоровья пациеhтов Которая получая информацию о состоянии

Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время не направляет застрахованным лицам Извещения о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

В настоящее время реализованы следующие способы получения застрахованным лицом информации о состоянии его индивидуального лицевого счета:

  • самостоятельно в режиме он-лайн через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) www.gosuslugi.ru при условии прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Данная услуга предполагает формирование на названном портале сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с возможностью их отправки на адрес электронной почты по выбору гражданина. В ходе получения услуги гражданин информируется о том, что документ будет переслан в специальном формате, гарантирующем подлинность данных. Застрахованное лицо получает пакет документов, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в формате xml и pdf, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью органа государственной власти в формате XMLDSIG. Подробно процедура регистрации и способы получения государственных услуг представлены в виде обучающих видеороликов в Информационно-справочном разделе ЕПГУ;
  • самостоятельно в режиме он-лайн с использованием электронного сервиса «Личный кабинет гражданина» интернет-портала «Пенсионный фонд Российской Федерации» www.сайт в разделе «Электронные сервисы» при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА. Однако в этом случае документ квалифицированной электронной подписью заверен не будет;
  • путем получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании заявления, поданного в любое территориальное Управление ПФР. Такое заявление может быть подано застрахованным лицом лично (при себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство) либо направлено в территориальное Управление ПФР по почте. В этом случае к заявлению необходимо приложить копии паспорта и страхового свидетельства, заверенные в установленном законодательством порядке, а также в заявлении следует указать, каким именно образом застрахованное лицо будет получать сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (лично или по почте заказным письмом). Если застрахованное лицо выразит желание получить их по почте, необходимо указать полный почтовый адрес места жительства, по которому в течение 10 дней со дня обращения заказным письмом будут направлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • обратившись с запросом о предоставлении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). При себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство.

Задача. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования -- село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора.

Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

  • -- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
  • -- что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

В принятии исковых заявлений судом было отказано.

Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Какие права граждан и общественного объединения нарушены?

Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?

В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?

Решите дело.

Решение

Ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:

Статьей 3) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»

Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ ). Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) .

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

  • 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей .
  • 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Следовательно, лучше всего и законодательно весомее защищать право граждан на информацию в форме искового производства.

Для наиболее эффективной защиты их экологических прав следует обратиться с жалобой или с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в вышестоящие инстанции прокуратуры и суда.

экологический право информация среда

Литература

  • 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1999. 688 с.
  • 2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
  • 3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 448 с.
  • 4. Экологическое право России: Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: ИМПЭ, 1997. 478 с.
  • 5. Комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей природной среды” / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.
  • 6. Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. М.: Манускрипт, 1996. 88 с.

РРС г. Уфы

УДК 621.317.3

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ПАРАМЕТРАХ СЛОЖНЫХ ТЕПЛОЗАВИСИМЫХ ОБЪЕКТОВ

В. Г. Гусев, А. Ю. Демин, Т. В. Мирина

Рассмотрены вопросы создания измерительных систем для оценки параметров сложных теплозависимых объектов. Обсуждены результаты исследований.

Ключевые слова: измерительные системы, измерительные преобразователи, диагностика, теплозависимые объекты, заданная электрическая мощность.

Под теплозависимыми объектами понимаются те устройства, параметры которых зависят от мощности, с которой на них воздействуют, и времени, в течение которого наступает состояние термодинамического равновесия в системе, т. е. от энергии, затрачиваемой на получение нового состояния объекта. В число их входят как температурно-зависимые элементы, так и устройства с нелинейными вольтамперными характеристиками (ВАХ). По существу, термины "нелинейность" и "теп-лозависимость" характеризуют одно и тоже свойство физического тела. Любой реально существующий объект с нелинейной ВАХ относится к числу теплозависи-мых, а у любого теплозависимого объекта присутствует нелинейность в ВАХ. На понятийном уровне различие в этих терминах имеет количественный характер.

При быстронаблюдаемых проявлениях говорят о нелинейности у объекта, а при медленных - о температурной зависимости. В данной статье этого различия не делается, а используется единый термин "теплоза-висмый объект" вне зависимости от промежутка времени, в течение которого свойства объекта выявляются. Причем феноменологические причины проявления тепловой зависимости или нелинейности не рассматриваются.

В реально существующих теплозависимых объектах, к числу которых относятся полупроводниковые приборы, устройства, содержащие жидкости, а также живые системы и организмы, необходимо оценивать параметры, характеризующее их состояние или соответствие заявляемым свойствам и характеристикам. С помощью их проводится сертификация и определяется пригодность для использования по определенному назначению. В биологических объектах по значениям параметров пытаются проводить определение причин, из-за которых возникли отклонения от нормального функционирования организма, т. е. выполняется диагностика, основанная на принципах наибольшего правдоподобия.

Для получения информации о состоянии сложных систем обычно рассматривается их эквивалентная схема и создается измерительная цепь, с помощью которой можно оценить значение или диапазон изменений зна-

чений того элемента, который наиболее важен для оценки свойств или состояния данного объекта.

В случае теплозависимых объектов задача усложняется тем, что стабильные и воспроизводимые результаты можно получить только в случае, если энергетические режимы, создаваемые измерительными цепями будут стабильными и неизменными для любого объекта этого типа, и переходные процессы установления состояния, обусловленного энергетическим взаимодействием объекта с измерительной цепью, заканчиваются к моменту получения результата. Последнее говорит о том, что наступило состояние термодинамического равновесия, при котором наблюдается баланс между вносимой в объект внешней энергией и энергией, отбираемой от него. Только при равновесии и определенности с термодинамическим состоянием системы можно получить воспроизводимые результаты, и появляется возможность количественно оценивать и нормировать значения соответствующих параметров.

В технических объектах проблему теплозависимос-ти параметров обходят путем внесения в них при измерениях минимального количества энергии, которая могла бы изменить их основные свойства, и стабилизацией условий, в которых осуществляется их оценка. Применительно к объектам живой природы это сделать значительно сложнее из-за большого динамического диапазона, в котором проявляется чувствительность к внешнему воздействию (до 1012), неопределенности с пороговым значением, после которого теплозависи-мость начинает проявляться, большого количества артефактов, искажающих получаемую информацию. Без учета реально существующей теплозависимости у технических устройств и особенно у живых объектов получить объективную и воспроизводимую информацию об их параметрах или состоянии не представляется возможным.

Поясним высказанную мысль примером. На протяжении 1960-1990 годов специалисты в области электроники пытались создать диагностические приборы, с помощью которых оценивалось бы состояние точек акупунктуры (ТА), используемых для иглотерапии. По их параметрам должны были проводить диагностику и

66 _ Бепвогв & Вувгетв № 8.2009

О 100 200 3 00 I, мкА

Рис. 1. Вид ВАХ кожного покрова (1) и в точке акупунктуры (2)

I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

100 300 600 900 1200 Р, мкВт

0 300 600 900 1200 Р, мкВт б)

Рис. 2. ВАХ в точке акупунктуры (а) и для кожного покрова (б), перестроенные в координатах Я = f(Р)

оптимизировать схемы лечения. Проводились многочисленные конференции, защищались докторские диссертации, выпускались и выпускаются приборы для оценки электропроводности ТА и диагностические системы, созданные на их основе. Но признания у научной медицинской общественности они не получили из-за плохой воспроизводимости получаемых результатов. Сейчас ясно, что положительные результаты и не могли быть получены вследствие того, что любой живой организм есть сложная нелинейная теплозависимая система. Так, ВАХ участка между двумя электродами, полученные в режиме термодинамического равновесия, в том числе и с измерительной цепью, имеют вид, пока-

занный на рис. 1. Причем кривая 1 характеризует ВАХ для кожного покрова, а кривая 2 - для точки акупунктуры .

ВАХ, перестроенные в координатах Я = /(Р), где Я - сопротивление зоны между электродами, Р - электрическая мощность, рассеиваемая на данном участке, приведены на рис. 2. Здесь видно, что значение сопротивления между двумя электродами существенно меняется в зависимости от электрической мощности, рассеиваемой при измерениях измерительной цепью. Так, электрическое сопротивление в ТА меняется от 510 кОм при мощности рассеяния Р = 50 мкВт до 41 кОм при мощности Р = 1980 мкВт. Для кожного покрова вне ТА сопротивление изменяется от 1400 кОм при Р = 35 мкВт до 5700 кОм при Р = 275 мкВт и 70 кОм при Р = 2800 мкВт.

Оценочные значения сопротивлений в одной из точек акупунктуры, полученные путем обработки данных, приведенных в работе , представлены в таблице. Приведенные данные наглядно показывают, что для теплозависимых объектов получаемые результаты сильно вариабельны и зависят от электрической мощности, при которой была проведена их оценка. Следовательно, какое-либо нормирование значений электрических параметров теплозависимых объектов возможно и рационально только для случаев, когда четко определено значение электрической мощности, участвующей в процессе взаимодействия с ним. Причем, если результат получен в течение малого времени взаимодействия с измерительной цепью при меньшей длительности установления параметров, чем необходимо для установления состояния термодинамического равновесия, то полученные данные будут характеризовать то состояние термодинамического равновесия в системе, которое существовало до момента подключения измерительной цепи. Через промежуток времени, определяемый собственными свойствами объекта, произойдет процесс установления нового состояния термодинамического равновесия. Полученные данные будут характеризовать свойства объекта при новом термодинамическом состоянии равновесия.

Отсюда вытекают следующие выводы:

Параметры теплозависимого объекта следует определять с помощью технических средств, которые вно-

Значения сопротивлений в ТА и вне зоны ТА в зависимости от значения электрической мощности Р (Р = О/)

В точке цзу-сан-ли Вне точек акупунктуры

Р,мкВт R, кОм Р,мкВт R, кОм

300 330 171 2100

552 130 230 2300

1260 39 950 3800

1980 41 1020 283

сят в объект постоянное известное термодинамическое возмущение;

Длительность термодинамического возмущения должна быть такой, чтобы в объекте установилось состояние термодинамического равновесия, следовательно, получаемые результаты в течение определенного времени будут зависеть от значения энергии А = Р-1, которая введена в теплозависимый объект.

Только при учете этих обстоятельств можно создать устройства, позволяющие получать стабильную воспроизводимую и метрологически надежную информацию о свойствах теплозависимого объекта или его состояния.

Однако если теплозависимый объект имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, то объема информации, получаемого с помощью технических средств, работающих в режиме заданного значения электрической мощности взаимодействия с объектом измерений, будет недостаточно для однозначной трактовки причин возникших отклонений, т. е. идентификации основных показателей "черного ящика", которым является объект исследований. Для повышения достоверности проводимой оценки необходимо использовать операции взаимодействия объекта с источником, обеспечивающим рассеивание в нагрузке неизменного усредненного значения электрической мощности (при этом частота воздействия может варьироваться). Это даст определенность и воспроизводимость электрического режима, в котором получена информация о параметрах теплозависимого элемента.

Дополнительную информацию о состоянии тепло-зависимого объекта дают измерения свойств объекта в режиме холостого хода электродов и при их замыкании накоротко, при котором измеряется электрический ток, протекающий в цепи. При использовании совокупности этих режимов, проводимых в определенной последовательности, можно получить большой объем информации о параметрах и состоянии теплозависимых объектов. Причем метрологическая надежность информации будет значительно больше, чем сейчас получают при использовании традиционных подходов и применяемых методов. Для получения максимального объема информации о свойствах теплозависимого объекта, который в общем случае может относиться к числу электрически активных, целесообразно проводить оценки в режимах:

Холостого хода измерительны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ЛОКАЛЬНОГО КВАЗИРЕЗОНАНСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИООРГАНИЗМ

    ГУСЕВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ, МИРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - 2004 г.

  • Продолжает эколого-правовое просвещение граждан и представляет вашему вниманию очередную инфографику на тему «Открытость экологической информации».

    В первую очередь необходимо разобраться, что из себя представляет экологическая информация и в чем выражается её открытость. Согласно экологическому справочнику экологическая информация - это «любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии элементов окружающей среды; факторах, оказывающих или способных оказать воздействие на элементы окружающей среды; состоянии здоровья и безопасности людей; условиях жизни людей; состоянии объектов культуры, зданий и сооружений». Открытость этой информации предполагает беспрепятственное получение сведений о состоянии окружающей среды общественностью, а также возможность принимать участие в решении экологических проблем.

    В российском законодательстве, в отличие от справочников, отсутствует определение экологической информации, а нормы, регулирующие ее получение, носят скорее формальный, декларативный характер. Тем не менее, вопрос получения экологической информации крайне важен. В первую очередь потому, что право на ее получение закреплено в статье 42 Конституции РФ.


    Более того, сокрытие, искажение или непредоставление экологической информации могут привести к административной и даже уголовной ответственности в отношении лиц, которые обязаны ее предоставить.

    Какого же рода экологическую информацию и в каком виде ее должны предоставлять? Сведения об этом можно найти в Федеральном законе №7 “Об окружающей среде” от 10 января 2002 года и в более, чем 30 специальных федеральных законах. Экологическая информация, на которую вы имеете право, согласно этим документам должна обладать тремя неотъемлемыми характеристиками - быть полноценной, достоверной и своевременной. Не вдаваясь в долгие размышления на эту дискуссионную и подчас спорную тему, мы решили сразу же рассказать вам - где экологическую информацию искать.

    Ознакомиться с существующей информацией можно во многих источниках. Как госорганы, так и СМИ публикуют новые законы и документы в сфере охраны окружающей среды. Во многих госорганах есть электронные приемные, куда вы уже самостоятельно можете направить обращение, если необходимой вам информации в открытом доступе вы не находите. К основным источникам экологической информации можно отнести:

    - Министерство природных ресурсов и его ведомства (Росприроднадзор , Федеральная служба по надзору в сфере природопользования , Федеральное агентство по недропользованию , Федеральное агентство водных ресурсов , Федеральное агентство лесного хозяйства );
    - Росгидромет - основной орган, который занимается мониторингом окружающей среды;
    - Ростехнадзор , Россельхознадзор , Роспотребнадзор ;
    - справочные системы Консультант Плюс и Гарант . Они частично предоставляют бесплатный доступ, однако для доступа ко всей базе документов необходима платная подписка. Эти системы включают в себя законодательство по всем отраслям, в том числе и из сферы экологии;
    - порталы и разделы открытых данных. Существуют порталы федерального уровня, например, государственный или портал Открытого правительства , а также порталы открытых данных в отдельно взятых регионах и частные;
    - Росреестр , на сайте которого публикуется информация, связанная с мониторингом земель и землеустройства, в том числе тех, которые входят в состав заповедников, национальных парков и т.п.
    - «Российская газета» , которая оперативно публикует последние изменения в федеральном законодательстве. Документы регионального уровня публикуются в областных и местных изданиях;
    - в региональных и муниципальных ведомствах.
    Также важную информацию могут публиковать компании и организации, которые так или иначе работают в сфере природопользования.

    Безусловно, получить необходимую экологическую информацию иногда немного проблематично, хотя право на нее и прописано в законе. Необходимо терпение как для того, чтобы найти на некоторых запутанных сайтах нужную информацию, так и для того, чтобы дождаться ответа, если вы направляли интересующие вопросы через приемные (в среднем срок рассмотрения обращения 30 дней).

    При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

    Многие граждане не знают, какими правами они обладают в сфере защиты здоровья. Характеристика основных прав граждан. Правой взгляд на сохранность информации, не подлежащей разглашению. Право пациента на информацию о своём здоровье и методах лечения закреплено законодательством РФ.

    По правовому аспекту право пациента на информацию включает в себя:

    • обязанность государственных органов создать такие условия для людей, чтобы у них была возможность ознакомиться с документами, касающимися гражданских прав и свобод;
    • право в свободном порядке использовать законные способы сбора, передачи и распространения информации;
    • право знать, в каком состоянии находиться окружающая среда и в случае неблагоприятного воздействия на здоровье получить возмещение за ущерб;
    • ответственность государственных служащих в случае скрытия факторов, которые могут создать угрозу человеческому здоровью.

    Если рассмотреть права и обязанности в сфере информирования о личных данных, то можно выделить следующие:

    • бесплатное получение информации, которая затрагивает сведения о другом человеке только, если это входит в обязанности;
    • получение сведений, которые касаются обработки его личных данных;
    • уточнения личных данных человека в тех случаях, когда информация устарела или она предоставлена не во всём объёме.

    Законодательные акты, которые действуют в сфере здравоохранительных отношений, устанавливают такие права людей:

    • право пациента на информацию о состоянии здоровья;
    • передавать сведения о своём состоянии здоровья другим выбранным лицам;
    • иметь разрешённый доступ к сведениям о своём здоровье, которые имеются у медицинского учреждения;
    • получение точной информации нужной для того чтобы предпринять меры по сохранению здоровья.

    Последний пункт касается общих норм возможной опасности от работ, окружающей среды в населённом пункте, безопасности продуктов питания.

    Информацию о разрешении на обработку своих личных данных необходимо предоставлять только, если есть подобный запрос от должных лиц, имеющих такие полномочия.

    Данный документ содержит:

    • ссылку на документ, который удостоверяет личность;
    • информацию, которой подтверждается законность и необходимость иметь доступ к личным данным;
    • роспись и дату заполнения документа.

    Затребовать получить разрешение на обработку персональных данных может медицинское учреждение, страхования компания, например, для составления и вступления в действие полиса медицинского страхования. Все вопросы, связанные с получением личной информации о гражданах, регулируется статьями Закона РФ «О персональных данных».

    Граждане, обратившиеся в больницу, имеют право на получение информации о состоянии здоровья. Также подобную информацию может получить лечащий врач, представитель страховщика и больницы. Если пациент хочет воспользоваться своим правом самостоятельно, ему нужно знать, какие у него есть при этом возможности.

    К информационным правам можно отнести:

    • ознакомление с бумагами медицинского характера, выписками, справками, анализами, которые имеют сведения о его здоровье;
    • консультирование специалистов;
    • получение документов, в которых отражена информация о здоровье.

    Случаи, когда врач должен проинформировать пациента о его здоровье:

    • пациент выбирает специалиста и больницу;
    • требуется разрешение пациента на проведение операции;
    • при лечении и обследовании.

    По установленным правилам получать информацию может лицо, которое достигло пятнадцатилетнего возраста. Если лечение не дало результатов или это привело к тому, что пациент умер, о состоянии здоровья, которое привело к такому исходу, врач должен сообщить близким родственникам (например, мужу, жене).

    Законодательные акты определяют следующий перечень обязанностей медицинского учреждения:

    1. Информирование представителем медицинского учреждения о деятельности организации, специализации, уровне квалификации сотрудников.
    2. Сообщать пациентам точные сведения о помощи, которая была оказана.
    3. Сообщать о том, какие были выбраны способы, методы для осуществления лечения.
    4. Информировать пациентов о наличии его права получить помощь по условиям действующего страхового полиса.
    5. Сообщать о медикаментах, материалах, товарах, которые обеспечат достойный уровень медицинских услуг и правильное оказание помощи.

    Также пациент может обратиться к представителю больницы с целью узнать правила и условия результативного и не вызывающего опасность использования товаров.

    Когда гражданину оказывается бесплатная медицинская помощь, сотрудники больницы должны сообщить:

    • порядок, правила и размер услуг, определяемых медицинским полисом;
    • полный перечень услуг, которые организация предоставляет;
    • виды предоставляемой медицинской помощи;
    • показатели качества услуг, которые оказываются пациенту.

    Данные обязанности прописаны в Законе РФ «Об обязательном медицинском страховании» и Законе РФ «Об охране здоровья».

    Страховые компании в процессе информирования граждан

    Сопровождение и информирование пациенту должен оказать представитель страховой компании, с которой гражданин заключил договор.

    Закон возлагает на страховую компанию следующие обязанности:

    • проинформировать обо всех правах и обязанностях при обращении в медицинское учреждение;
    • сообщить перечень больниц, которые оказывают помощь по действующему договору страхования в данном населённом пункте;
    • информировать какой вид помощи оказывает медицинская организация;
    • о нарушениях со стороны больницы, которые были выявлены ранее.

    Прежде чем заключить договор со страховой компанией необходимо внимательно прочесть перечень ситуаций, за которые не предусмотрен полис.

    Когда гражданин обратился в медицинское учреждение с целью получить платную помощь, ему представитель организации обязан сообщить о следующих моментах:

    1. Наличие возможности получить требующуюся помощь в нужном объёме.
    2. Список услуг, которые оказываются на платной основе.
    3. Порядок внесения денежных средств за оказанные услуги.
    4. Условия, способы, порядок осуществления лечения.
    5. Информация о персонале медицинского центра (образование, квалификация, опыт работы).
    6. График работы медицинского центра.
    7. Режим работы специалистов, которые оказывают платные услуги.
    8. Сведения о том, на каком уровне находится его здоровье.
    9. Информация о медикаментах, которые будут применяться во время лечения.

    К информации о медикаментах относится: срок пригодности, описание случаев запрета употребления и показания к применению. Уведомляя пациента о его состоянии здоровья нужно поставить в известность о результатах исследования, диагнозе.

    Граждане имеют право обратиться в медицинское учреждение при наличии таких оснований:

    • были нарушены сроки, которые установлены законом для оказания медпомощи или какой-то определённой услуги;
    • экстренная помощь была оказана не вовремя;
    • были истребованы документы, которые по законодательству не положено требовать;
    • было отказано в приёме документов, которые по законодательным нормам должны быть приняты для оказания медпомощи;
    • не было оказано медицинской помощи;
    • медпомощь была некачественная;
    • действие специалистов без соблюдения действующих норм законодательства;
    • пациент неудовлетворён решением, которое было принято в вопросе оказания медпомощи;
    • отсутствие внимания, этики, морально плохое отношение у специалиста медучреждения;
    • требования произвести оплату услуги, которая не входит в список платных.

    Поступившие от граждан обращения должны быть зарегистрированы на протяжении одного дня. Если медучреждение не уполномочено давать ответ на обращение, ему нужно перенаправить запрос в соответствующий орган. Также об этом нужно сообщать заявителю. Если письменное обращение содержит вопросы, на которые ответы могут дать только другие компетентные органы им нужно направить копии заявления. Законом установлен двадцатидневный срок для рассмотрения и направления ответа. В тех случаях, когда требуется дополнительное время на изучение материалов или проведение определённых действий ответ допустимо направить через тридцать дней с момента обращения. При этом нужно сообщить заявителю о необходимости дополнительных мер.

    Заявление, которое можно подать при наличии оснований должно содержать следующую информацию:

    • введение, наименование медучреждения или личные данные должностного лица;
    • личная информация о заявителе;
    • контактные данные (телефон, эмейл);
    • адрес, по которому придёт письменный ответ;
    • описание заявленных требований;
    • роспись и дату составления.

    Заявитель может приложить сопутствующие бумаги. Также он имеет право отправить их на эмейл организации. Когда обращение подаёт третье лицо, нужно подтверждение актуальности его прав. Для этого следует оформить доверенность. Кроме этого, необходимо приложить документ, который удостоверяет его личность. Все поступившие обращения в обязательном порядке должны быть приняты.

    Обращение может быть не принято, если в нём отсутствуют такие сведения:

    • личные данные заявителя (ФИО);
    • адрес.

    Также обращение не принимается, когда в нём содержится информация о предстоящем противозаконном действии. Такой документ направляют в подразделения МВД.

    К причинам отказа могут относиться следующие факторы:

    1. Текст заявления невозможно прочитать.
    2. Медучреждение не может дать ответ, потому что для этого нужно разглашать тайну.
    3. Обращение содержит требования и вопросы, на которые до этого момента медицинский центр предоставлял ответ.

    Ещё одним основанием для отказа в приёме документов будет отсутствие бумаг, которые подтверждают полномочия представителя.

    Ответственность

    Когда человек не осведомлён о протекании лечения и о своём состоянии здоровья, его ожидания расходятся с реальностью. Если выполнять должным образом свои полномочия таких ситуаций может не возникнуть. Закон предусматривает санкции в отношении должных лиц, которые не предоставили информацию.

    Так, если население не было проинформировано об услугах и их стоимости, пациенты могут требовать снижения размера платежа за оказанные услуги. Когда гражданин заключает договор на оказание платной медпомощи, но она ему не оказывается вовремя или больному не сообщили о лекарственных препаратах и других сопутствующих товарах для лечения, он может требовать возмещения убытков, которые были причинены из-за невыполнения условий договора. Также он может расторгнуть заключённый договор и потребовать вернуть деньги, которые были внесены. Если представителем государственных больниц не было уведомлено население о действие программы оказания бесплатной медицинской помощи, это может повлечь требования со стороны граждан возместить ущерб, который они получили из-за отсутствия сведений. Когда человеку отказывают в оказании медпомощи, специалиста можно привлечь к административной ответственности. В определённых случаях может наступить уголовная ответственность.

    Примеры из практики

    В суд с заявлением обратилась гражданка Мирошник А. В.. Она заявила, что медицинское учреждение передало сведения о её болезнях в органы соцзащиты и теперь для неё это проблема. Женщина не предоставляла разрешение на распространение информации. Во время судебного заседания представители больницы объяснили это тем, что опекались о здоровье истца и её будущего малыша. Они пошли на все методы и были за правдивость. Медицинская сестра больницы считает, что они выполняли свои обязанности. Выслушав стороны и рассмотрев доказательную базу, суд удовлетворил исковые требования.