Постановление 313 лицензирование. Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных средств и систем — Российская газета

О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве

1.3.2. Схема размещения объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Москвы ().

1.3.3. Перечень строительства и реконструкции объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на период 2008 2015 гг. ().

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

2.1. Обеспечить выполнение целевых показателей (п. 1.) по сокращению объема отходов, подлежащих захоронению на полигонах.

2.2. При подготовке технических заданий на реконструкцию действующих и строительство новых объектов промышленной переработки коммунальных отходов предусмотреть:

Унификацию основного технологического оборудования и максимально возможное снижение доли импортного оборудования с целью минимизации эксплуатационных и капитальных затрат на строительство этих объектов, а также повышение эффективности выработки тепловой и электрической энергии с доведением этих показателей до уровня мировых стандартов;

Создание на базе предприятий термической переработки отходов производственных комплексов по сортировке, переработке отдельных фракций отходов в товарную продукцию;

Создание на базе действующих и проектируемых полигонов для захоронения остаточных отходов производственных участков для механобиологической переработки их органической фракции с получением биогаза и технических грунтов и производственных участков по переработке раздельно собранных пищевых отходов в высокообогащенные почвогрунты.

2.3. В III квартале 2008 г. подготовить и представить для рассмотрения в Комплекс городского хозяйства Москвы предложения:

2.3.1. По унификации мусоровозной техники, основным техническим требованиям (грузоподъемность, нормы ЕВРО, шумовые характеристики, оснащенность навигационным оборудованием и т.п.) и созданию системы ее технического обслуживания.

2.3.2. О создании производства по изготовлению материалов для дорожного строительства и технических грунтов для рекультивации полигонов и других нарушенных земель с использованием золошлаковых отходов предприятий по термическому обезвреживанию коммунальных отходов.

N 1403-ПП в пункт 2.4 настоящего постановления внесены изменения

2.4. В IV квартале 2012 г. обеспечить внедрение городской автоматизированной системы контроля и весового учета потоков отходов с целью оптимизации маршрутных графиков мусоровозной техники и 100-процентной загрузки городских объектов обращения с отходами, в том числе единой электронной базы данных о возможностях утилизации различных видов отходов.

N 542-ПП в пункт 2.5 настоящего постановления внесены изменения

Постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. N 1403-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 2.5.

2.5. Совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с привлечением заинтересованных федеральных органов в I квартале 2011 г. разработать программу исследований за состоянием загрязнения воздушной среды в районах намечаемого строительства объектов санитарной очистки.

3. Москомархитектуре:

3.1. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурами административных округов города Москвы в 2008 году провести мониторинг и актуализацию среднесрочной отраслевой схемы размещения объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Москвы.

3.2. В 2008 году при завершении разработки проектов планировки производственных территорий "Трикотажная" (Северо-Западный административный округ города Москвы), "Руднево" (Восточный административный округ города Москвы), "Теплый стан" (Юго-Западный административный округ города Москвы), "Северное Очаково" (Западный административный округ города Москвы), "Чагино" (Юго-Восточный административный округ города Москвы) и разработке проекта планировки производственной территории "Малино" (Зеленоградский административный округ города Москвы) предусматривать размещение объектов переработки твердых бытовых отходов на территории города согласно приложению 3.

3.3. Обеспечить в 2008 году разработку документации с обоснованием размеров санитарно-защитных зон для размещаемых объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов согласно пункту 1.3. настоящего постановления с проведением оценки риска здоровью населения.

3.4. Осуществляя функции государственного заказчика, в установленном порядке обеспечить размещение государственных заказов на выполнение работ, предусмотренных пунктами 3.1., 3.3. настоящего постановления, и оплату выполненных работ в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых на проектно-планировочные работы.

4. Префектурам административных округов города Москвы, Москомархитектуре, Департаменту земельных ресурсов города Москвы и Департаменту имущества города Москвы не допускать оформления проектов распорядительных документов, резервирования земельных участков, оформления договоров аренды под иные цели по земельным участкам, предназначенным под объекты, включенные в среднесрочную отраслевую схему размещения объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Москвы, до выполнения пунктов 3.2. и 3.3. настоящего постановления.

5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в срок до 1 августа 2008 г. провести инвентаризацию и мониторинг действующих и разрабатываемых программ на предмет возможного исключения из них и концентрации в долгосрочной целевой программе по обращению с коммунальными отходами всех мероприятий, направленных на достижение качественных и количественных показателей.

6. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы подготовить и представить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы:

6.1. Во II квартале 2008 г.:

6.1.1. Порядок взаимодействия организаций, управляющих многоквартирными домами, независимо от их организационно-правовой формы с предприятиями, осуществляющими вывоз, переработку и обезвреживание твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора жилого сектора, и Положение о конкурсном отборе подрядчиков на выполнение указанных работ, учитывающее изменения системы управления жилищным фондом города Москвы.

6.1.2. Предложения по организации сбора, переработки и обезвреживания ТБО и КГМ, образуемых в многоквартирных домах, с учетом специальных мер по поддержке ТСЖ, ЖСК , ЖК в организации раздельного сбора отходов.

6.1.3. Типовые технические требования к конкурсному отбору подрядных организаций, предоставляющих услуги по транспортировке и обезвреживанию ТБО и КГМ в рамках городского заказа, или на предоставление управляющим организациям ТСЖ, ЖСК, ЖК субсидий из бюджета города Москвы на содержание и ремонт общего имущества.

6.1.4. Методику определения и прогнозирования морфологического состава ТБО жилого сектора города Москвы и предложения по порядку ежегодной корректировки норм накопления ТБО и КГМ, образуемых населением в жилом секторе города, на основе результатов натурных исследований и прогнозных научно-технических расчетов.

Постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 542-ПП

Постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. N 1403-ПП в пункт 6.2 настоящего постановления внесены изменения

6.2. В I квартале 2011 г. Городскую целевую программу по обращению с коммунальными отходами на 2012-2018 гг., в том числе в ее составе:

Подпрограмму по развитию системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающей экологическую и санитарную безопасность на всех ее этапах: сбора, транспортировки и обезвреживания отходов;

Прогнозную оценку объемов образования коммунальных отходов и их морфологического состава на долгосрочную перспективу;

Технические описания объектов промышленной переработки отходов, учитывающие оптимальное использование земельных участков с максимально возможным сокращением размеров санитарно-защитных зон;

Укрупненные план-графики реализации проектов строительства объектов с выделением этапов разработки градостроительной документации, проектирования и строительно-монтажных работ;

Предложения по привлечению научно-технического потенциала города Москвы к реализации программы и мероприятия по выпуску оборудования для объектов промышленной переработки на отечественных предприятиях;

Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы обращения с коммунальными отходами на уровне города и внесению изменений и дополнений в акты Российской Федерации;

Предложения по совершенствованию тарифной политики и действующих нормативов в сфере обращения с коммунальными отходами, учитывающие планируемые показатели ее развития до 2018 года;

Предложения по государственной поддержке и стимулированию предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере раздельного сбора отходов, заготовки и переработки вторичного сырья;

Предложения по созданию региональной технической базы обращения с коммунальными отходами совместно с Московской и прилегающими к ней областями;

Технико-экономическое сравнение вариантов термической переработки и полигонного захоронения коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. N 1403-ПП

Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1157-ПП в пункт 6.3 настоящего постановления внесены изменения

6.3. До 1 января 2011 г. проект правового акта Правительства Москвы о реконструкции Спецзавода N 2 Государственного унитарного предприятия "Экотехпром" на основе концессионного соглашения, предусматривающий в качестве основных положений:

Возложение функций по организации и проведению конкурса на Департамент города Москвы по конкурентной политике;

Определение персонального состава городской конкурсной комиссии;

Наделение полномочиями концедента Департамента имущества города Москвы;

Возложение функций по подготовке критериев конкурса на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с другими заинтересованными организациями.

6.4. В 2008 году совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проект распорядительного документа о создании Центра по профессиональной подготовке и обучению руководителей городских коммунальных служб, сотрудников ТСЖ, ЖСК, ЖК, предприятий малого бизнеса и населения современным методам обращения с коммунальными отходами.

7. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в срок до 15 мая 2008 г. представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы расчеты и обоснования ориентировочной потребности в объемах средств на реализацию первого этапа (2009-2011 гг.) Городской целевой программы по обращению с коммунальными отходами за счет всех источников финансирования, включая предложения по механизмам привлечения внебюджетных инвестиций.

8. Согласиться с предложением Комплекса городского хозяйства Москвы и Комплекса социальной сферы города Москвы о создании в Москве централизованной системы управления и городской технической базы сбора, транспортировки и обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих обезвреживание:

Отходов класса "А" (неопасные отходы) с возможностью использования термических мощностей мусороперерабатывающих заводов;

Отходов классов "Б" (опасные отходы), "В" (чрезвычайно опасные отходы), "Г" (близкие по составу к опасным промышленным отходам, в т.ч. лекарственные препараты) с созданием специальных производств их высокотемпературного обезвреживания.

9. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы на основе результатов реализации пилотного проекта "О проведении эксперимента по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы" до 1 июля 2008 г. обеспечить разработку и согласование с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве нормативов образования и накопления отходов, паспортов отходов, проектов лимитов на их размещение на действующих полигонах, методики расчетов цены на услуги по безопасному сбору и транспортировке медицинских отходов классов "А", "Б", "В", "Г", "Д" и высокотемпературному обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В" и "Г".

10. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Москвы от 20 декабря 2005 г. N 2599-РП "О создании в городе Москве специализированных комплексов по сбору, сортировке и переработке коммунальных отходов" и от 26 декабря 2006 г. N 2762-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Москвы от 20 декабря 2005 г. N 2599-РП ".

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2008 г.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. N 1403-ПП в настоящее приложение внесены изменения

Приложение 1

Перечень
объектов технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве, обеспечивающих достижение целевых показателей

№ п/п

Наименование объекта, адрес

Существующая мощность, тыс/т/год

Планируемая мощность, тыс. т/год*

Функциональное назначение объекта

Сроки завершения реализации проектов, гг.

Отраслевая Схема размещения объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Москвы разработана в целях развития в городе Москве инфраструктуры объектов промышленной переработки и утилизации твердых бытовых отходов, обеспечивающей прием всего образующегося объема твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора жилого сектора.

Схемой предусматриваются следующие мероприятия:

Размещение объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора на земельных участках, на которых их правообладатели, собственники, арендаторы, инвесторы занимаются разработкой предпроектной документации, проектированием, реконструкцией и строительством;

Размещение объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на земельных участках, предлагаемых к вынесению на конкурсы и аукционы в составе градостроительной документации, (проекты планировки производственных территорий, завершаемые в 2008 г.);

Размещение объектов по промышленной переработке и утилизации твердых бытовых отходов при разработке градостроительной документации в 2008 г.

При разработке градостроительной документации на размещение объектов санитарной очистки предпочтение рекомендуется отдавать технологиям и методам утилизации твердых бытовых отходов, включая крупногабаритный мусор, позволяющим максимально использовать сырьевой и энергетический потенциал отходов и обеспечить сокращение размера санитарно-защитной зоны проектируемых объектов до границ отведенных участков, предусмотрев комплекс необходимых мероприятий по минимизации воздействия на окружающую среду.

Реализация Схемы позволит возвратить вторичное сырье в народное хозяйство, максимально извлечь энергетический потенциал отходов, сократить транспортные расходы и платежи города за размещение отходов на полигонах, снизить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду, в результате уменьшения грузопотоков ТБО, предотвратить экологический ущерб, связанный с деградацией земель, отводимых на полигонное захоронение.

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2008 г. N 313-ПП

СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2008 г. N 313-ПП

Перечень
строительства и реконструкции объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на период 2008-2015 гг.

от 24.02.2004 № 104-ПП

от 18.02.2003

№ 104-ПП

Алтуфьевское ш., вл. 33а, п/з "Алтуфьевское шоссе"

СВАО

2,07

от 17.05.2006 № 320-РП

ул. Подольских курсантов, вл. 22а, п/з "Бирюлево"

МАО

Завод по термическому обезвреживанию отходов

от 29.09.2004 № 1915-РП

от 18.02.2003 № 104-ПП

Введен в эксплуатацию

пр. пр. 579 п/з "Руднево"

ВАО

Завод по термическому обезвреживанию отходов

от 28.03.2006 № 219-ПП

от 17.05.2006 № 820-РП,

от 18.02.2003 № 104-ПП

ул. Рябиновая, вл. 28а, п/з "Очаково"

ЗАО

2,96

300-360

Завод по термическому обезвреживанию отходов и

Распоряжение Префекта ЗАО от 05.12.2006 г. № 2111-РП

ул. Рябиновая, вл. 45а, п/з "Очаково"

ЗАО

1,37

Распоряжение префекта ЗАО от 27.07.2006 г. № 1191-РП

ул. Дорожная, вл. 1, п/ з " Чертаново

ЮАО

4,51

250-400

от 28.03.2006 № 219-ПП

от 17.05.2006 № 820-РП

от 25.02.2004 № 104-ПП

от 15.12.2007 № 4-ВС-61/7

Тарный пр., вл. 2, п/з "Котляково"

Мусороперерабатывающий комплекс

от 28.03.2006 № 219-ПП

от 18.02.2003 № 104-ПП

от 05.11.2004 № 2235-РП

от 08.12.2005 № 2485-РП

кор. 83 6 п/з "Восточная"

ЗелАО

1,29

Мусороперерабатывающий комплекс

Введен в эксплуатацию

Востряковский пр, вл. 10, п/з "Бирюлево"

ЮАО

1,65

Мусороперерабатывающий комплекс

от 01.02.2007 № 156-РП

ГОС "Котляково-Коломенские" 1-ый Котляковский пер., вл. 15

ЮАО

Создание на высвобождаемых (за счет модернизации групповых очистных сооружений (ГОС)) площадях участков по промышленной переработке коммунальных отходов и вторичного сырья

ГОС "Угрешские" ул. Угрешская, вл. 22

ЮВАО

1,52

ГОС "Войковские" Ленинградское ш., вл. 23Б

СЗАО

0,73

ГОС "Сетуньские" ул. Верейская, д. 10, к. 4

ЗАО

Итого:

2520-2790

ГОС - групповые очистные сооружения

2. Дополнительные предложения по перечню земельных участков (объектов) для включения в состав Единого поадресного перечня объектов, планируемых к вынесению на конкурсы и аукционы в 2008 г. (в составе разрабатываемой градостроительной документации)

№ участка на схеме

Адрес объекта

Административный округ

Пло щадь (га)

Мощность, тыс. тонн в год

Примечание

Существующая

Планируемая

Пр. пр. 579 п/з "Руднево"

ВАО

600 (увеличение мощности завода на 320)

Завод по термическому обезвреживанию отходов

II кв. 2008 г.

Предпроектные предложения по формированию границ и укрупненных ТЭП промзоны "Руднево"

Строительный пр., п/з "Трикотажная"

СЗАО

300-360

Завод по термическому обезвреживанию отходов с мусороперерабатывающим комплексом

III кв. 2008 г.

Проект планировки промзоны "Трикотажная"

Итого:

710-770

Всего:

3230-3560

3. Предложения по разработке градостроительной документации

№ участка на схеме

Адрес объекта

Административный округ

Пло щадь (га)

Мощность, тыс. тонн в год

Функциональное назначение объекта

Примечание

Существующая

Планируемая

п/з "Теплый Стан"

ЮЗАО

300-360

IV кв. 2008 г.

Требуется корректировка проекта планировки

пр. пр. 710 п/з "Малино"

Зел.АО

1,66

100-120

Завод по термическому обезвреживанию отходов

IV кв. 2008 г.

Требуется разработка проектов планировки

п/з "Малино"

Зел.АО

Мусороперерабатывающий комплекс

п/з № 45 «Автоматорная»

САО

Мусороперерабатывающий комплекс

пр. пр. 2213 п/з "Южное Очаково"

ЗАО

2,97

Мусороперерабатывающий комплекс

IV кв. 2008 г.

ул. Чагинская, вл. 2, п/з "Чагино"

ЮВАО

360-450

Завод по термическому обезвреживанию отходов с мусороперерабатывающим комплексом

Итого:

1160-1330

Всего:

4390-4890

Примечание:

* - с учетом площади земельного участка 9,2 га по п. 4. раздела 1.

б) шифровальных (криптографических) средств, а также товаров, содержащих шифровальные (криптографические) средства, реализующих либо симметричный криптографический алгоритм, использующий криптографический ключ длиной, не превышающей 56 бит, либо асиметричный криптографический алгоритм, основанный либо на методе разложения на множители целых чисел, размер которых не превышает 512 бит, либо на методе вычисления дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля размера, не превышающего 512 бит, либо на методе вычисления дискретных логарифмов в иной группе размера, не превышающего 112 бит;

в) товаров, содержащих шифровальные (криптографические) средства, имеющих либо функцию аутентификации, включающей в себя все аспекты контроля доступа, где нет шифрования файлов или текстов, за исключением шифрования, которое непосредственно связано с защитой паролей, персональных идентификационных номеров или подобных данных для защиты от несанкционированного доступа, либо имеющих электронную подпись;

г) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной;

д) персональных смарт-карт (интеллектуальных карт), криптографические возможности которых ограничены использованием в оборудовании или системах, указанных в подпунктах "е" - "и" настоящего пункта, или персональных смарт-карт (интеллектуальных карт) для широкого общедоступного применения, криптографические возможности которых недоступны пользователю и которые в результате специальной разработки имеют ограниченные возможности защиты хранящейся на них персональной информации;

е) приемной аппаратуры для радиовещания, коммерческого телевидения или аналогичной коммерческой аппаратуры для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, кроме случаев использования шифрования исключительно для управления видео- или аудиоканалами и отправки счетов или возврата информации, связанной с программой, провайдерам вещания;

ж) оборудования, криптографические возможности которого недоступны пользователю, специально разработанного и ограниченного для осуществления следующих функций:

исполнение программного обеспечения в защищенном от копирования виде;

обеспечение доступа к защищенному от копирования содержимому, хранящемуся только на доступном для чтения носителе информации, либо доступа к информации, хранящейся в зашифрованной форме на носителях, когда эти носители информации предлагаются на продажу населению в идентичных наборах;

контроль копирования аудио- и видеоинформации, защищенной авторскими правами;

з) шифровального (криптографического) оборудования, специально разработанного и ограниченного применением для банковских или финансовых операций в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), POS-терминалов и терминалов оплаты различного вида услуг, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

и) портативных или мобильных радиоэлектронных средств гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (то есть от абонента к абоненту);

к) беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

л) шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, не относящихся к критически важным объектам;

м) товаров, у которых криптографическая функция гарантированно заблокирована производителем.

4. Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее - перечень) приведен в приложении .

5. Лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) права собственности или иного законного основания на владение и использование помещений, сооружений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований по обеспечению информационной безопасности, устанавливаемых в соответствии со и Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом

д) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

направлению подготовки пунктах 1 , 4 - 6 , и перечня);

руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 3 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 2 , , 7 - 15 , , , , 25 - 28 перечня);

руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 100 аудиторных часов) (только для работ и услуг, указанных в пунктах 21 - 24 перечня);

инженерно-технические работники (минимум 2 человека), имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 1000 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 5 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 1 , 4 - 6 , и перечня);

инженерно-технический работник (минимум 1 человек), имеющий высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедший переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов), а также имеющий стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 3 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 2 , , 7 - 15 , , , , 25 - 28 перечня);

инженерно-технический работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей (только для работ и услуг, указанных в пунктах 21 - 24 перечня);

е) наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в пунктах 1 - 11 , 16 - 19 перечня;

ж) представление соискателем лицензии (лицензиатом) в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;

з) использование соискателем лицензии (лицензиатом) предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронных вычислительных машин и баз данных, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пунктах 1 , и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов и сведения:

а) копии правоустанавливающих документов на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) копии внутренних распорядительных документов, подтверждающих наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

в) копии документов, подтверждающих нахождение в штате соискателя лицензии на основной работе сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

г) копии документов государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

ж) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в пунктах 1 - 11 , 16 - 19 перечня;

з) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

и) сведения о документе, подтверждающем наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и проверки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и следующие сведения:

Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

10. При намерении лицензиата выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения о работах и услугах, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также следующие сведения:

а) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности;

б) сведения о документе, подтверждающем наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

в) сведения о документах государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

г) сведения о стаже работы в области информационной безопасности сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

е) сведения о документах, подтверждающих наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение
к Положению о лицензировании деятельности
по разработке, производству, распространению

шифровальных (криптографических) средств,
информационных систем и телекоммуникационных
систем, защищенных с использованием шифровальных
(криптографических) средств, выполнению работ,
оказанию услуг в области шифрования информации,
техническому обслуживанию шифровальных
(криптографических) средств, информационных систем
и телекоммуникационных систем, защищенных
с использованием шифровальных (криптографических)
средств (за исключением случая, если техническое
обслуживание шифровальных (криптографических)
средств, информационных систем и
телекоммуникационных систем,
защищенных с использованием
шифровальных (криптографических)
средств, осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя)

7. Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.

8. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

9. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

10. Производство средств изготовления ключевых документов.

11. Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

15. Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.

16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.

17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

19. Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.

20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

24. Передача средств изготовления ключевых документов.

25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.

16 апреля закончилась эпоха 957-го Постановления Правительства "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами". Ему на смену пришло новое Постановление № 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, ехническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".

Про проект этого Постановления я уже , как и про Минэкономразвития на него. И вот финальный текст. Какие в нем изменения? Вот краткий перечень того, за что уцепился мой взгляд:

  • Расширен перечень того, что попадает в определение "шифровальные (криптографические) средства (СКЗИ)". Новых три элемента - аппаратные шифровальные средства, программные шифровальные средства и программно-аппаратные шифровальные средства. На мой взгляд это было лишним, т.к. эти три новых определения покрываются подпунктом а), вводящим определение средств шифрования. Но видимо у разработчиков были причины вносить три новых определения. Кстати, в новой редакции были растолкованы термины, ранее неопределенные, например, "ключевые документы".
  • На два пункта был расширен перечень средств, на которые Положение не распространяется. В частности это "товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства, имеющие либо функцию аутентификации, включающей в себя все аспекты контроля доступа, где нет шифрования файлов или текстов, за исключением шифрования, которое непосредственно связано с защитой паролей, персональных идентификационных номеров или подобных данных для защиты от несанкционированного доступа, либо имеющие электронную подпись " (в), "оборудование, криптографические возможности которого недоступны пользователю, специально разработанное и ограниченное для осуществления следующих функций... " (ж) и "товары, у которых криптографическая функция гарантированно заблокирована производителем " (м). А также были уточнены имеющиеся ранее исключения. Исключены из исключений контрольно-кассовые машины.
  • Положение не распространяется на деятельность, связанную с электронной подписью. Т.е. теперь эта деятельность не лицензируется ФСБ. По крайней мере это вытекает из статьи 3в.
  • Перечень лицензируемых работ и услуг был вынесен в приложение для облегчения понимания. Из 30 видов в проекте осталось 28. Но все равно немало.
  • Жесткие требования к квалификации персонала. В зависимости от вида лицензируемых работ и услуг необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности, переподотовку в течение 1000 (500 или 100) аудиторных часов и иметь стаж 5 (3) года. При требования к квалификации я уже . Так что ничего нового. Но зато появилась ясность.Кстати, 1000 аудиторных часов - это полноценный институтский курс по информационной безопасности, читаемый в течении 5-6 лет! Где руководители будут получать такое обучение? Ни один учебный центр не в состоянии не то что появившийся спрос удовлетворить, но и вообще реализовать это требование. 1000 часов! Это к слову 125 полностью загруженных (по 8 часов) рабочих дней.
Что интересно. По замечаниям Минэкономразвития авторы поступили просто. Проигнорировали их. Например, в МЭР закономерно написали, что обязательное лицензирование можно вводить тогда, когда есть угроза жизни, здоровью... ну и т.д. И что в проекте постановления ни одна из целей, указанных в законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", не установлена и не упомянута. Т.е. нет предмета для лицензирования вообще. Но авторы закрыли глаза на это замечание. МЭР тоже.

Замечания по отсутствию обоснования установленного количества часов также не устранено. Как и замечание по используемому контрольно-измерительному оборудованию. Требование заменить 56 бит на 64 и добавить упоминание продуктов для "mass-market", как того требовали Вассенаарские соглашения (1996 год), которые подписала и Россия. Видимо авторы, как это часто бывает, посчитали устранять эти замечания нецелесообразными;-(А жаль.

Из занятного. Постановление называется "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств...". Т.е. слово распространение в названии есть. А вот по тексту Постановления оно нигде больше не встречается. Нигде. На это указывало и Минэкономразвития. Но все осталось без изменения. Получается, что деятельности по распространению СКЗИ теперь выпала из лицензирования?!.. А может термин "распространение" был заменен на "передача"? Но это не очевидно. Например, разместив на сайте СКЗИ и дав возможность ее скачивать всем своим клиентам и контрагентам, я осуществляю распространение, но не передачу СКЗИ... Тут есть о чем подумать.

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

В соответствии с "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст. 86);

Пункт 40 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

Пункт 41 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 313)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемая деятельность).

2. К шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся:

- средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче;

- средства имитозащиты - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства (за исключением средств шифрования), реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности и некорректируемости, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации;

- средства электронной подписи ;

- средства кодирования - средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций;

- средства изготовления ключевых документов - аппаратные, программные, программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, обеспечивающие возможность изготовления ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств, не входящие в состав этих шифровальных (криптографических) средств;

- ключевые документы - электронные документы на любых носителях информации, а также документы на бумажных носителях, содержащие ключевую информацию ограниченного доступа для криптографического преобразования информации с использованием алгоритмов криптографического преобразования информации (криптографический ключ) в шифровальных (криптографических) средствах;

- аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации без использования программ для электронных вычислительных машин;

- программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;

- программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части.

3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность с использованием:

а) шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

б) шифровальных (криптографических) средств, а также товаров, содержащих шифровальные (криптографические) средства, реализующих либо симметричный криптографический алгоритм, использующий криптографический ключ длиной, не превышающей 56 бит, либо асимметричный криптографический алгоритм, основанный либо на методе разложения на множители целых чисел, размер которых не превышает 512 бит, либо на методе вычисления дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля размера, не превышающего 512 бит, либо на методе вычисления дискретных логарифмов в иной группе размера, не превышающего 112 бит;

в) товаров, содержащих шифровальные (криптографические) средства, имеющих либо функцию аутентификации, включающей в себя все аспекты контроля доступа, где нет шифрования файлов или текстов, за исключением шифрования, которое непосредственно связано с защитой паролей, персональных идентификационных номеров или подобных данных для защиты от несанкционированного доступа, либо имеющих электронную подпись;

г) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной;

д) персональных смарт-карт (интеллектуальных карт), криптографические возможности которых ограничены использованием в оборудовании или системах, указанных в подпунктах "е" - "и" настоящего пункта, или персональных смарт-карт (интеллектуальных карт) для широкого общедоступного применения, криптографические возможности которых недоступны пользователю и которые в результате специальной разработки имеют ограниченные возможности защиты хранящейся на них персональной информации;

е) приемной аппаратуры для радиовещания, коммерческого телевидения или аналогичной коммерческой аппаратуры для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, кроме случаев использования шифрования исключительно для управления видео- или аудиоканалами и отправки счетов или возврата информации, связанной с программой, провайдерам вещания;

ж) оборудования, криптографические возможности которого недоступны пользователю, специально разработанного и ограниченного для осуществления следующих функций:

Исполнение программного обеспечения в защищенном от копирования виде;

Обеспечение доступа к защищенному от копирования содержимому, хранящемуся только на доступном для чтения носителе информации, либо доступа к информации, хранящейся в зашифрованной форме на носителях, когда эти носители информации предлагаются на продажу населению в идентичных наборах;

Контроль копирования аудио- и видеоинформации, защищенной авторскими правами;

з) шифровального (криптографического) оборудования, специально разработанного и ограниченного применением для банковских или финансовых операций в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), POS-терминалов и терминалов оплаты различного вида услуг, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

и) портативных или мобильных радиоэлектронных средств гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (то есть от абонента к абоненту);

к) беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

л) шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, не относящихся к критически важным объектам;

м) товаров, у которых криптографическая функция гарантированно заблокирована производителем.

4. Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее - перечень) приведен в приложении.

5. Лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) права собственности или иного законного основания на владение и использование помещений, сооружений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований по обеспечению информационной безопасности, устанавливаемых в соответствии со статьями 11.2 и 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при выполнении работ и оказании услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня);

д) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

Руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 1000 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 5 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня);

Руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 3 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 2, 3, 7 - 15, 17, 18, 20, 25 - 28 перечня);

Руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 100 аудиторных часов) (только для работ и услуг, указанных в пунктах 21 - 24 перечня);

Инженерно-технические работники (минимум 2 человека), имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 1000 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 5 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня);

Инженерно-технический работник (минимум 1 человек), имеющий высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедший переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов), а также имеющий стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 3 лет (только для работ и услуг, указанных в пунктах 2, 3, 7 - 15, 17, 18, 20, 25 - 28 перечня);

Инженерно-технический работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки"Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей (только для работ и услуг, указанных в пунктах 21 - 24 перечня);

е) наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в пунктах 1 - 11, 16 - 19 перечня;

ж) представление соискателем лицензии (лицензиатом) в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;

з) использование соискателем лицензии (лицензиатом) предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронных вычислительных машин и баз данных, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов и сведения:

а) копии правоустанавливающих документов на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) копии внутренних распорядительных документов, подтверждающих наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

в) копии документов, подтверждающих нахождение в штате соискателя лицензии на основной работе сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

г) копии документов государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

д) копии трудовых книжек сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

е) копии должностных инструкций сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

ж) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в пунктах 1 - 11, 16 - 19перечня;

з) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

и) сведения о документе, подтверждающем наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

к) сведения о документе, подтверждающем наличие допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при выполнении работ и оказании услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня).

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и проверки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и следующие сведения:

в) сведения о документе, подтверждающем наличие допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при выполнении работ и оказании услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня).

10. При намерении лицензиата выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения о работах и услугах, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также следующие сведения:

а) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности;

б) сведения о документе, подтверждающем наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

в) сведения о документах государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

г) сведения о стаже работы в области информационной безопасности сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6настоящего Положения;

д) сведения о должностных инструкциях сотрудников, определенных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения;

е) сведения о документах, подтверждающих наличие у соискателя лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, указанных в пунктах 1 - 11, 16 - 19 перечня;

ж) сведения о документе, подтверждающем наличие допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ и оказании услуг, указанных в пунктах 1, 4 - 6, 16 и 19 перечня.

11. Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение требований, указанных в подпунктах "а", "г" и"д" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. Предоставление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, об аннулировании лицензии, о выдаче дубликата и копии лицензии, ведение информационного ресурса и реестра лицензий, а также предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение к Положению

Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств

1. Разработка шифровальных (криптографических) средств.

2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

4. Разработка средств изготовления ключевых документов.

5. Модернизация шифровальных (криптографических) средств.

6. Модернизация средств изготовления ключевых документов.

7. Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.

8. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

9. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

10. Производство средств изготовления ключевых документов.

11. Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.

13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

15. Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.

16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.

17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

19. Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.

20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

21. Передача шифровальных (криптографических) средств.

22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

24. Передача средств изготовления ключевых документов.

25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.

Ключевые моменты Положения, утвержденного Постановлением Правительства №313 от 16 апреля 2012 года

Постановление Правительства №313 о лицензировании направлено на деятельность частных предпринимателей и юридических лиц в сферах производства, использования или обслуживания криптографических средств (СКЗИ). Контролирующие органы осуществляют жесткий контроль за исполнением требований Положения, регламентирующих работу отдельно взятой организации. В этой статье мы приводим основные положения постановления правительства №313 от 16 апреля 2012 года на которые следует обратить внимание организациям, планирующим получать или продлевать лицензии ФСБ.

Что регулирует ПП 313 в области криптографической защиты информации?

Положение, дополняющее закон № 99-ФЗ, определяет перечень требований, предъявляемых к оборудованию и штатному персоналу компании-соискателя. Род деятельности лицензиата, согласно Постановлению Правительства 313 от 16.04.2012 г., должен соответствовать одной из перечисленных категорий:

  1. Проектирование, изготовление, модернизация/ремонт систем информационной безопасности;
  2. Инсталляция, эксплуатация и обслуживание средств криптографической защиты;
  3. Перепродажа, передача или распространение СКЗИ.

В обычной практике Постановление Правительства РФ 313 о лицензировании регламентирует полномочия и сферу контроля проверяющих инстанций. К распространенным ситуациям относится и расширение компаниями ассортимента услуг или товаров за счет средств информационной безопасности. Плановые проверки, как и процедура получения лицензии, учитывают:

  • реальную подготовку специалистов, работающих с СКЗИ;
  • наличие в полном объеме заявленного в документации оборудования и программного обеспечения, входящих в систему информационной безопасности;
  • актуальность Гостов и сертификатов, используемых компанией в своей деятельности.

В целом, пункты Положения раскрывают порядок действий, необходимых для получения официально подтвержденного ФСБ разрешения на использование организацией систем криптографии. На региональном уровне конкретные процедуры могут отличаться незначительными нюансами.

Требования, предъявляемые к штату сотрудников лицензиата

Особое внимание Постановление Правительства №313 от 16.04.2012 уделяет квалификации кадров соискателя, законности и правильности их оформления. Сотрудники, привлекаемые к работе с конфиденциальными данными и системами безопасности, должны соответствовать определенным требованиям:

  • иметь профильное образование или пройденную переподготовку, подтвержденную дипломом государственного образца и отвечающую ПП 313 в области криптографической защиты информации;
  • рабочий стаж в лицензируемой сфере должен быть не менее 3-5 лет;
  • состоять в штате на постоянной основе.

Заблаговременное прохождение специалистами организации профессиональной переподготовки по направлению «Информационная безопасность» позволит упростить и ускорить получение разрешительных документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ 313 о лицензировании.