Старинное название флага. Введение в историю - история флага россии

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит »). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг » (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша» , это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов» , его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа » (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно» … После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола» . Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия - «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?». В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было.
Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех ». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович , водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта – гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека. На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне , держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным. Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные , долгие».
Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий , впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна , но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты , а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона , под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова , двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах , на щите – небольшой чёрный орлик . Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать .

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче , поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении гербами бытовых предметов знати.


Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия» . Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий , которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах» . Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь» . Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл» , яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных» . Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме» кормового флага , «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

2017-04-01

Для чего нужны?

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

Какими были древние флаги?

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте. Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста. Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани. Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы. Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. К тому же и выглядел он красиво.

На этом каменном рельефе, созданном приблизительно в 3200 г. до н. э., изображены египетский фараон Нармер и пять обезглавленных врагов. Четыре воина несут перед фараоном воинские символы египетских провинций.


Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой - либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии. У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам, так назывались символы римского войска - легиона, привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки и уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи.



Тысячи лет назад воины несли с собой в битву длинные шесты, на острие которых были укреплены фигурки животных, например орла или льва, либо их черепа.

Что такое вексиллюм?

Позднее у римлян появился вексиллюм.

Это был длинный шест, наверху которого развевалось пурпурное четырехугольное полотнище. Пурпур считался цветом римских императоров, а затем - и цветом командиров римских легионов. Вексиллюм (от этого слова наука о знаменах и флагах получила название вексиллология) был, таким образом, первым флагом западного мира, хотя еще не был похож на современные знамена. Полотнище не крепилось к древку, как сейчас, а свисало вертикально с маленькой поперечной планки, прибитой к шесту. Первое похожее на привычное нам знамя появилось около 100 г. до н. э. в Китае. Обычай украшать военные символы длинными вымпелами пришел в Восточную Азию, скорее всего, из Индии и Египта. В Срединном царстве, как называли тогда Китайскую империю, знамена обрели вскоре иную форму: перед китайскими владыками несли прикрепленное к шесту четырехугольное полотнище из белого шелка. Китайский шелк имел преимущество перед грубым полотнищем вексиллюма: эта неизвестная тогда в Европе ткань была легка, но прочна, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развевалось даже на легком ветерке, тогда изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметнее. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку. Судя по старинным китайским рисункам тушью, такие знамена были принадлежностью не только военных отрядов Китая: их вывешивали и в храмах, носили во время религиозных процессий.

Когда флаги появились в Европе?

Обычай выступать в поход под флагами - полотнищами, прикрепленными к древкам, быстро распространился по всему тогдашнему миру. Первыми переняли его арабы: основатель ислама пророк Мухаммад (ок. 570–632) выступал в походы сначала под черным знаменем (по преданию, вход в шатер его любимой жены завешивался черным покрывалом). Позднее черный цвет был заменен зеленым, который с тех пор стал символическим цветом пророка.



Знаменосец Ганс Саксонский (гравюра на дереве Виргиля Золиса из Нюрнберга, 1550).


В XI–XIII вв., во время крестовых походов в Святую землю, рыцари познакомились с этим арабским обычаем. В те времена понятия «национальность» еще не существовало. В первых крестовых походах расцветки флагов и крестов означали принадлежность не стране, а своему сеньору. Лишь в 1188 г., собираясь в третий крестовый поход, враждовавшие прежде между собой французский король Филипп II, английский король Генрих II и граф Филипп Фландрский договорились об отличительных знаках для своих войск. Когда рыцари возвратились в свои крепости и замки, повсюду в Европе появились флаги: они развевались на рыцарских копьях, реяли на мачтах кораблей, над домами и городами. Даже самый захудалый феодал обзаводился собственным флагом с фамильным гербом. Еще в 1914 г., в начале первой мировой войны, враждующие государства выступили в поход под своими знаменами, и лишь когда наступление захлебнулось и войска перешли к позиционной обороне, знамена свернули и отправили обратно в родные гарнизоны. С тех пор они уже не играли прежней роли в сражениях.




Знамя тайных крестьянских союзов юго-запада Германии, поднявшихся в 1493 г. на борьбу с феодалами, отличалось от богато украшенных знамен аристократов: на нем был изображен кожаный башмак. В 1525 г. восстание было жестоко подавлено.


Чем отличаются флаг и знамя?

Специалисты различают эти понятия.

Знамя - это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Крепится оно непосредственно к древку. Каждое знамя уникально: его создают лишь в единственном экземпляре.

Флаги же, напротив, - массовое изделие. Их производят в большом количестве, чтобы в случае надобности заменить точно такими же. Полотнище флага обычно бывает четырехугольным, реже треугольным, чаще всего многоцветным. На нем также может быть изображен государственный герб или символ какой - либо организации. Флаги крепятся и к древку, и к шнуру - в этом случае их можно поднимать на флагштоках. Есть еще такие разновидности флагов, как штандарты, вымпелы и стяги. Штандартами в средние века назывались похожие на знамена прикрепленные к древкам военные символы, часто украшенные геральдическими изображениями животных. Вплоть до XX в. штандарты сохранялись в кавалерийских соединениях. Например, в армии царской России так называлось полковое знамя в кавалерии. Кроме того, штандарты - «должностные» флаги глав государств.

Вымпелы - это небольшие прямоугольные или треугольные флажки, которыми в былые времена украшали рыцарские копья. Сегодня они используются главным образом на флоте, чтобы подавать сигналы и команды.

Стяг - это старинное русское название военного знамени. Древние стяги были порой столь велики, что их возили на обозах вслед за войсками (в древнерусском войске стягами назывались и отдельные боевые отряды). Были в русских военных частях и знамена-хоругви: вертикально свисающие полотнища, на которых, как и на стягах, изображался лик Христа или святых (церковные хоругви носят во время крестных ходов и вывешивают по праздникам в православных церквах).



Во второй Силезской войне прусский король Фридрих II 4 июня 1745 г. одержал победу над австрийцами и саксонцами в битве при Хоэнфридберге. На созданной в те времена картине изображено, как драгуны проносят перед королем захваченные в сражении вражеские знамена.

Какие бывают флаги?

Флаги используют в первую очередь высшие официальные органы государства, но также и отдельные фирмы, организации, военные и торговые суда. В особо оговоренные праздничные дни флаги вывешивают на зданиях государственных учреждений. Обычно это государственные флаги, на которых изображены государственный герб или иная эмблема власти.

Различают государственные, национальные, торговые и военные флаги. На кораблях поднимают также флаги пароходных компаний, торговых фирм, сигнальные и опознавательные флаги. Государственный флаг - символ государственного суверенитета. В некоторых странах помимо общегосударственных существуют и другие флаги. Чаще всего это объясняется историей страны, сложившейся из нескольких государственных образований, ставших самостоятельными частями единого государства. Так, собственный флаг есть у каждого из 50 штатов США, каждого кантона (округа) Швейцарии, были свои флаги и у всех республик, входивших в состав СССР. Торговый флаг обычно соответствует государственному, но иногда и отличается от него. Каждое торговое судно, занесенное в Международный корабельный регистр, ходит по морям и океанам под этим флагом. Его поднимают на корме или на рее, прикрепленной к верхушке мачты, когда судно, например, заходит в иностранный порт. Одновременно на передней мачте в знак вежливости поднимают флаг принимающей страны. Военные флаги поднимают в гарнизонах и на военных кораблях. В своей основе это те же государственные флаги, только несколько видоизмененные. Корабельные флаги присваивают пароходным компаниям. Они указывают, кому принадлежит судно.

Сигнальные флаги используют на рейде и во время плавания для «общения» с другими кораблями.




Находясь в гавани или в иностранных водах, судно поднимает на носу флаг родного порта, на передней мачте слева, если необходимо, - сигнальный флаг, справа - флаг принимающей страны, на задней мачте - флаг пароходной компании и на корме - свой государственный флаг.


Кроме того, свои флаги есть у многих крупных международных сообществ и союзов, например у Организации Объединенных Наций, Совета Европы, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Есть свои флаги у католиков (католическая церковь позаимствовала желто - белый флаг Ватикана) и у протестантов (белый флаг с фиолетовым крестом). Эти флаги вывешивают в храмах по большим церковным праздникам.

Некоторые сигнальные флаги

B = опасный груз

F = судно неуправляемо

H = лоцман на борту

G = нужен лоцман

J = на борту пожар

O = человек за бортам человек

P = корабль дал течь

U = вам грозит опасность

V = нужна помощь

W = нужна медицинская помощь

T = держите дистанцию, поставлены сети

Q = на борту все здоровы

Когда и как вывешивают флаги?

Во всех странах существуют обычаи и законы, определяющие, по каким дням и в каких случаях следует вывешивать флаги. Это дни национальных празднеств, историко - религиозные памятные и торжественные даты, а также траурные дни. Висят флаги обычно с восхода до заката солнца. По траурным случаям вывешивают приспущенные флаги: сначала флаг поднимают на самый верх флагштока, а затем опускают примерно до его середины. Этот обычай восходит к XVII в. В те времена место над приспущенным флагом (например, по случаю смерти короля) символически отводилось для незримого знамени смерти.

Еще В. Даль в примечании к статье «флаг» в своем Словаре писал: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои; мы их не знаем, и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет; цвет армии: зеленый и алый; казенный цвет, военный, георгиевский: белый, жаркой, черный (серебро, золото, чернь), и это же цвет значков (кокард); знамена наши и крепостные флаги разноцветные; морской военный флаг белый, с Андреевским крестом; торговый: белый, синий, красный, вдоль; какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?».

150 лет назад начались споры о том, какой же он - русский национальный флаг. В конце XIX - начале XX века на эту тему велись жаркие дискуссии, в результате которых русским национальным признавали то имперский флаг, то триколор, пока в 1914 г. их не совместили.

Но споры о русском национальном флаге не утихают до сих пор. Буквально несколько лет назад коллектив неоязыческого сайта АРИ.ру предложил в качестве русского флага желтое солнце на белом фоне, чем сей флаг заслужил прозвище «яичница». Коллектив сайта «Спутник и Погром» считает, что русским национальным флагом должен быть триколор. Большинство националистов выходят под имперками. В некоторых случаях националисты используют имперки перевернутые. Ряд активистов продвигает Ярое Око - лик Спаса на красном фоне. Неоязычники предлагают желтую свастику на красном фоне. Некоторые предлагают последний вариант триколора - с желтым кряжем и черным орлом. Другие убеждены, что только флаг с синим крестом на бело-красном фоне достоин называться русским. Это все, не беря всевозможных «православных сталинистов» и поклонников Рейха. Простым русским людям на флаги «все равно». Никакого энтузиазма нынешний триколор не вызывает. Из-за соседства со «знаменем победы» он растерял и протестный потенциал. Впрочем, и ненависти особой к триколору тоже нет. Имперка у большинства ассоциируется с чем-то немецким - уж не знаю, откуда они геральдику знают, но факт есть факт. Об остальных вариантах хорошо если знает 1% населения.

Не вдаваясь в споры о том, какой флаг считать русским национальным, я бы хотел коснуться того, каким был первый русский флаг. О нем точно известно, что он был сделан из белой, красной и синей тканей. Но, якобы, не сохранилось никаких изображений этого флага.

В результате чего можно часто услышать, мол, неизвестно, как выглядел первый флаг, да и скорее всего это был триколор, на худой конец перевернутый флаг Голландии, но уж врядли столь необычно и одновременно про-европейски составленный флаг.

Начну с истории.

1667 год. Русское Государство ведет борьбу за выход к морям. Нужен мощный флот. И потому в селе Дединово на реке Ока был заложен корабль, каких до того не строили на Руси - с 28 пушками и тремя мачтами, он не уступал бы лучшим европейским судам. Само имя судна было величественным и дерзким - «Орел». Один из организаторов стройки - голландец Бутлер сказал царю о необходимости создать государственный флаг - чтобы быть ничем не хуже англичан или голландцев. К делу решили подойти основательно, по-царски.

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были приведены изображения знаки библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени - Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов.

Для изготовления флагов 9 апреля 1668 года царём Сибирскому приказу было велено прислать из меновых товаров «триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и на яловчики». То есть флаг был из синей, белой и красной тканей.

К слову о том, почему именно синий, белый и красный. Традиционно национальный флаг получали из основных цветов герба. Не было исключением и Русское Государство. А незадолго до закладки «Орла» у Алексея Михайловича проснулся интерес к гербам.

В 1666 г. Алексей Михайлович приказал сделать в Оружейной палате знамя, на котором «написать живописцу Станиславу Лопуцкому разных государств 14 печатей в гербах». В 1669 г. живописцы Иван Мировский и С. Лопуцкий писали по повелению Алексея Михайловича для Коломенского дворца «гербы государево и всех вселенских сего света государств». В том же году Лопуцкий на хосте изобразил герб Московского государства «и иных окрестных государств и полдо всяким гербом планеты, под которым каковыя». А в 1672 г. был составлен первый русский гербовник. В нем изображены 33 герба царств, княжеств, земель, названия которых входили в царский титул. И если посмотреть в этот гербовник, то видно, какой герб был у столицы Русского Государства - Москвы. Ездец в красной и синей одежде на коне убивает змея - и все это на белом фоне. Но, поскольку коричневый в геральдистике почти не используется, то оставались только белый, красный и синий.

Дьяки Посольского приказа и Оружейной палаты должны были «сочинить знамя» для корабля «Орел» и других таких же, «что будут еще заложены».

Но придумывали они все это, руководствуясь своим предыдущим опытом. Тогда в основных боевых единицах - стрелецких полках использовались флаги крестового образца (см. рис. Полемквиста). Крест придавал знамени значение святыни, за которую нужно сражаться. Крестовые флаги встречались в Европе повсеместно, а у северных стран и вовсе стали национальными флагами.

Рисунок Полемквиста, разукрашенный в соответствии с описаниями.

Перед дьяком-геральдистом встала трудная задача - совместить крестовый рисунок, предполагающий два цвета с необходимостью вместить три цвета на государственном знамени. И пришло гениальное решение - синий крест с белыми крыжами в левом верхнем и правом нижнем кряже и белые кряжи в правом верхнем углу и левом нижнем. Ничего подобного никто нигде до того и после не делал.

По некоторым сведениям, современники, голландские мореходы, это знамя описывали так: «…флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной».

А первый корабль с русским флагом был спущен на воду в мае 1669 года, сам царь присутствовал при этом.

Исследователь А. А. Усачёв считал, что именно этот флаг чисто физически дал жизнь первому российскому триколору (бело-сине-красному флагу): По его предположению, Петр I в 1693 году из сохранившегося большого флага, сшитого для «Орла», вырезал подходящий по размеру «флаг царя Московского» для своей яхты «Святой Петр», на которой ходил по Белому морю. По сведениям Усачёва, сохранившийся в Морском музее (г. Санкт-Петербург) «флаг царя Московского» имеет размеры 4,6 метра в ширину и лишь только 4,3 метра в длину, что наводит на мысль о вторичном происхождении его: он сделан из части флага 1667 года, который был слишком велик для яхты «Св. Пётр». Несложным расчетом можно определить длину корабельного флага, из которой мог быть вырезан штандарт для яхты: ширина средней синей полосы равна трети ширины штандарта или примерно 1,5 метрам. Тогда полная длина корабельного флага определится двумя длинами штандарта и шириной вертикальной полосы-крестовины креста. В сумме это составит приблизительно 10 метров, то есть как раз ту длину, которую имели флаги больших линейных кораблей, каким и был трёхмачтовый 28-пушечный «Орёл», и изготовленные для которого флаги могли сохраниться в Оружейной палате до петровских времен.

Можно предположить, что эта находка не могла не понравиться Петру I: Быть России похожей своим флотом, вплоть до флага, на первую морскую державу - Нидерланды, соответствовало его сокровенным чаяниям и мечтам. Кроме того, Петру I мог такой флаг понравиться и отсутствием на нем креста, напоминавшего ненавистные ему знамена стрелецких полков, защищавших старых, «неевропейский» мир православных священников и бояр.

Стоит отметить, что идеи о происхождении триколора из «крестовки» высказывались еще с 50-х годов, но не имели документального подтверждения.

Теперь пора отметить реальные артефакты, подтверждающие версию о том, что первым русским флагом была именно крестовка.

Таблицы флагов

Пожалуй, самый достоверный источник - флажные таблицы (специальные таблицы, на которых были отмечены все флаги государств).

1) Раскрашенное в соответствии с геральдическими нормами изображение из книги Алярда:

2) Возможно, одни из первых таблиц с изображением русских флагов. Pavillon du Grad Seign, de Moscovie et de Coerland // Флаги Московии (музей Роттердама, Нидерланды, примерно 1700 г.):

Но тут следует понимать, что здесь флаг изображен с нетрадиционным положением флагштока, а если все вернуть на место - то получится уже знакомая «крестовка».

3) Вексиллограмма Мерса 1712 года:

4) Таблица флагов 1714 года из Амстердама:

5) Таблица флагов Хоманна, не позднее 1724 года (Johann Baptist Homann /1663–1724/ - Flaggen alle seefahrenden Potenzen und Nationen in der gantzen Weldt):

6) Таблица морских флагов в черно-белом виде 1730 года:

7) Неопознанная таблица флагов:

Ее черно-белая версия:

8) Таблица морских флагов из Амстердама:

9) Черно-белая таблица морских флагов:

10) Таблица морских флагов 1756 года:

11) Таблица морских флагов 1783 года - последняя, где первый русский флаг изображен в правильном виде:

12) Таблица морских флагов за 1781 год. Со временем вексиллографы стали забывать, как выглядел первый русский флаг, но еще осталась память о том, что на русских кораблях некогда было знамя с синим прямым крестом:

13) Французская таблица флагов 1796 года:

Отчетливо виден флаг с прямым крестом и подписью «Russia(e?)n» под ним:

Награды

В 1713 году по случаю постройки Кроншлодта (ныне Кронштадт) петровским сподвижником Брюсом был отдан приказ изготовить серию наградных монет чеканщику московского двора Мюллеру. Были изготовлены монеты в нескольких вариантах.

В первом на лицевой стороне портрет Петра I. На оборотной - Кронштадская крепость с крестовым флагом над ней:

Во втором варианте на лицевой море, солнце и надпись по кругу: «Паллада о крепости, которую основала, сама заботится. Вергилий». В обрезе: «Кроншлот среди зимы российским императором построен»:

Также стоит отметить, что некоторые монеты были изготовлены уже русским мастером - Осипом Калашниковым.

Даже коллекционеры в нашей стране, увы, не знают о первом русском флаге - и потому прямой флаг над крепостью называют «Андреевским», который имеет совсем другую форму.

Гравюра не имеет цветов. И потому, на первый взгляд, понять цвета русского флага невозможно. Но это только на первый, потому что гравировщики отображали цвета при помощи разной штриховки. Нет штриховки - значит белый. Горизонтальная - значит синий. Вертикальная - значит красный. И, зная это, и глядя на увеличенный фрагмент флага, нетрудно догадаться, что перед нами не Андреевский стяг, а та же самая «крестовка»!

К слову, это видно и на рисунке монеты, жаль качество рисунка невелико:

Гравюры

Менее достоверный источник - т. к., как правило, авторы гравюр не видели событий своими глазами, а многие вообще не бывали на русской земле. Потому в гравюрах много неточностей.

1) Гравюра западного автора о затоплении Петербурга. На вершине кронштадской крепости возвышается уже знакомый флаг с крестом. Но автор, судя по всему, не знал точного расположения цветов и потому нарисовал в привычном для себя виде:

2) Гравюра Шхохенебека «Взятие Азова»:

Фрагмент гравюры:

Увеличенный фрагмент гравюры с подкрашиванием, из записки Белавинца:

Использование в наше время

Но было бы неправильно писать, что «крестовка» ныне никому неизвестна. Я не смог найти ни одного свидетельства использования «крестовки» русскими националистами времен советской оккупации, но уже с середины нулевых, времени появления «нового» русского национализма, флаг постепенно завоевывает себе известность.

1) Белгородская область:

Первая отсылка к «крестовке» появилась, как ни странно, в кабинетах чиновников. 22 июня 2000 года был принят новый флаг Белгородской области - в основе его лежали флаги знамен красной и царской армий и «исторический (первоначальный крестовый) флаг России». Впрочем, вполне возможно, что это объясняется тем, что в белгородчине у власти сознательные русские люди, по крайней мере, ультралиберальные газеты выставляют белгородчину как место, где чуть ли не «православный шариат» творится.

2) РО «Стяг»:

Цель ратного объединения (Ассоциации) «Стяг», действующего с 2002 года и объединяющего в себе десятки военно-патриотических клубов от Белой Руси до Узбекистана - готовить молодежь к армии и просвещать в русском духе и православных ценностях. Движение регулярно проводит сборы, стрельбища, подготовку к выживанию.

Однако не только это - многие члены РО «Стяг» участвовали в «Русской весне» во время присоединения Крыма.

2) Герб района Измайлово:

27 декабря 2004 года появились новые флаг и герб и у московского района Измайлово - грифон на желтом фоне и ботик Петра с крестовкой на синем.

3) Организация «Русский порядок»:

В 2005 году после «Правого марша» была создана организация «Русский порядок». Цели и тактика были примерно такие же, как и у нынешнего «Реструкта». В свое время Владимир Тор был там одним из лидеров. На фотографии - одна из акций РП. Тогда же был создан и аналогичный ЖЖ русской национальной направленности.

5) Движение «Новая Сила»:

В начале 2012 года профессор МГИМО Валерий Соловей создал национал-демократическую партию «Новая сила». Партия собрала более 100 000 подписей за введение визового режима с государствами Средней Азии и регулярно проводит акции антисоветского характера.

В статье будет написано о том, какие были флаги России за всю историю, потому что для большинства граждан нашей страны флаг всегда был только тот, который есть и сейчас. Ну, и конечно, стоит упомянуть о флаге , про который тоже знают многие. А вот о том, какой был символ (а флаг относится к государственной символике) нашей страны, не знают вовсе.

Стяги Древней Руси

Для начала нужно чётко определить, что следует понимать под флагом. Флаг - это официальный символ государства на таком же уровне, что герб и гимн. С самого своего основания у российского государства был флаг. Начинать историю следует с самого начала, а именно, с Древней Руси. Самым первым знаменем, под которым были объединены дружины князей Вещего Олега и Святослава, был красный стяг. Следующим ранним знаменем считается изображение двузубца, которое выбрал князь Святослав Великий после победы над Хазарией, символом которой являлся двузубец.

После крещения Руси двузубец был заменён на изображение креста на Голгофе, а с появлением раздробленности у каждого княжества имелся свой флаг. Первым попытался создать новое общее знамя Дмитрий Донской. Это был красный стяг с ликом Христа. Именно с этим знаменем он одержал победу на Куликовском поле.

Во времена правления Ивана Грозного стяг выглядел следующим образом: на части, которая была лазоревого цвета, изображён Святой Михаил верхом на коне. На другой части молочно-белого цвета было изображение Христа. Стяг имел кайму брусничного и макового цветов.

Первое гербовое российское знамя было утверждено царём Алексеем Михайловичем в 1668 г. вместе с первым русским флагом. Основным цветом знамени был молочно-белый с алой каймой, на нём было изображение двуглавого орла и гербов принадлежащих царю земель, а на обрамлении написана легенда. Флаг был прямоугольным полотнищем, на котором был изображён крест синего цвета, а полученные части были белого и красного цветов по диагонали. В первый раз флаг был поднят на русском корабле "Орёл". Почему же именно тогда появился триколор? Именно в те времена произошло объединение Малой, Белой и Великой Руси.

Пётр Первый 20 января 1705 г. издал указ, обязывающий торговые корабли поднимать трёхцветный флаг: бело-сине-красный. Царь самолично сделал образец и установил расположение полос. Также Петром был установлен "Российский Штандарт", в котором давалось описание герба Российского государства.

В 1742 г. для коронации Елизаветы Петровны было сделано знамя, представлявшее собой жёлтое полотнище с изображением на двух сторонах двуглавого орла чёрного цвета, которого окружали овальные щитки с 31 гербом, которые символизировали принадлежащие государству земли. 11 июня 1858 г. указом Александра II был создан новый флаг, который состоял из горизонтально расположенных полос чёрного, жёлтого (золотистого), белого цветов. "Гербовый" был выполнен в таком же цветовом оформлении.

Но такое изменение флага привело к тому, что стали возникать дискуссии о том, какой флаг следует считать государственным, - утверждённый Александром II или который был предложен ещё Петром. 28 апреля 1883 г. Александр III велел считать государственными белую, синюю и красную полосы, а чёрно-жёлто-белый - цветами императорской фамилии.

Император Николай II в 1896 г. создал Особое совещание при министерстве юстиции, на котором обсуждался вопрос о Российском флаге. Совещание постановило, что данное цветовое сочетание имеет все основания для того, чтобы быть государственным. И триколор получил официальное объяснение: красный цвет олицетворял державу, синий был цветом Богоматери - покровительницы России, белый - свободы и независимости государства.

После революции Временное правительство продолжало использовать прежний флаг, и потом его какое-то время не меняла и советская власть. 8 апреля 1918 г. Я. Свердлов на заседании ВЦИК предложил сделать государственным символом флаг красного цвета, который оставался национальным на протяжении 70 лет. Новый образец был утвержден постановлением Президиума ВЦИК 1 апреля 1937 г., который был разработан по поручению советской власти, художником А.Н. Милькиным. На новом флаге был изменён стиль аббревиатуры, которая находилась в левом верхнем углу: раньше она была выполнена золотым цветом в витиеватой манере, теперь же предлагалось её сделать простыми золотыми буквами.

Впоследствии власти СССР решили, что было бы правильным внести небольшую корректировку в государственный символ для того, чтобы флаг отражал суть социализма. Решено было разместить на флагах эмблему СССР - серп и молот с пятиконечной красной звездой, при этом основной цвет оставался красным с голубой полоской, которая занимала восьмую часть ото всего размера флага. Красный цвет символизировал героизм советского народа, его борьбу с капитализмом, серп и молот - это содружество рабочих и колхозных крестьян. А почему была выбрана именно пятиконечная звезда? Потому что она олицетворяла торжество коммунизма на всех пяти континентах.

22 августа 1991 г. было принято решение считать официальным флагом России дореволюционный триколор, а 11 декабря 1997 г. было принято Положение о государственном флаге Российской Федерации. И это не удивительно, почему в качестве национального символа был выбран именно этот вариант: под трёхцветным флагом проходило сопротивление путчу в 1991 г. В 1994 г. президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором было Постановление о том, чтобы 22 августа сделать Днём Государственного флага РФ. Праздник был предложен для воспитания уважительного отношения к государственным символам всеми жителями страны.

25 декабря 2000 г. президент Владимир Путин подписал Закон, в котором говорится, что флаг РФ должен представлять собой полотнище прямоугольной формы с тремя горизонтальными полосами одного размера - белой, синей и красной. Надругательство над флагом считается преступлением. Единого трактования значения цветов нет, но самой популярной считается следующая:

  • белый - это благородство и чистота;
  • синий - верность и честность;
  • красный - мужество, смелость.

Как видно, российский флаг имеет богатую историю, которая показывает, как менялось понятие об устройстве государства, национальных ориентиров. Многие даже и не знали о том, что важные политические события могут отражаться на государственной символике. Но можно увидеть небольшую закономерность: практически всегда присутствовал красный цвет, который был символом героизма, а синий и белый приняты позже. Триколор во все времена являлся олицетворением единства российских земель. Правда, в советское время основной идеей было единство всех классов и повсеместное утверждение коммунизма.

Для чего нужно знать флаги за всю историю? Для того чтобы было понимание о том, как важно для страны иметь свой государственный символ, который служит отражением основных ценностей государства и демонстрирует независимость России от других стран. Флаг - это не просто разноцветное полотнище, у него есть свой собственный путь развития, и он имеет важное значение не только на государственном уровне, но и для народа.