«Знакомство с буквой «Щ. «Знакомство с буквой «Щ Игра «Кто больше?»

Цели:

  • знакомство с новыми согласными звуками [ц], [щ] и буквами ц, щ;
  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
  • продолжить работу со словами предметами, постановка вопроса;
  • развитие речи, мышления, внимания; воспитание любви к природе, аккуратности.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– На уроке внеклассного чтения мы прочитали сказку В.Катаева. Кто вспомнит название сказки? Назовите героиню? Что подарила старушка Жене?

– Сегодня этот цветок поможет исполнить наши желания, но прежде мы выполним его задания.

– Какого цвета лепесток Женя оторвала первым? (Желтый .)

Есть такой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.

– Найдите в азбуке соответствующую отгадке картинку.

Цир/куль – 76,2 сл.
(цыркул) – 6 зв.

– Звук [ц] на письме обозначается буквой ц (звуковичок).

Костяная спинка,
На спинке щетинка.
(Щетка .)

– Какие бывают щетки? (Зубная, половая, для одежды .)

– Найдите в азбуке соответствующую отгадке картинку (звукобуквенный анализ слова ). Звук [щ] на письме обозначается буквой щ (звуковичок).

2-й лепесток – красный. На что похожи буквы ц, щ?

Буква ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил,
Мастер стул перевернул –
Стал на ц похожим стул.

– Посмотрите на алфавит. Между какими буквами находится ц? (х и ч )

– На что похожа буква щ?

На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

– Между какими буквами находится в алфавите буква щ? (ш и ъ )

3-й лепесток – синий. Умеешь ли ты писать?

– Написание каких букв напоминает буква ц, щ?

– Какой элемент добавляется?

– Поставили руку на локоток, повторяем в воздухе за мной.

– Пишу прямую наклонную линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление вправо, веду вверх, касаюсь верхней линии рабочей строки, веду прямую наклонную вниз по написанному, не доводя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, веду чуть выше нижней линии рабочей строки, пишу петельку вниз.

– Обведите букву ц на 1-й и 2-й строчке.

– Из каких элементов состоит написание буквы щ? (Показ учителя .)

4-й лепесток. Предлагаю отдохнуть.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

5-й лепесток. Прочитай слог, найди в азбуке слово с этим слогом.

Ще – щенок
Щи – щипцы
цы – цыпленок
Ца – цапля
Це – цепи
Цу – цукаты
ще – щеки
ци – цирк, циркач
ща – площадка
щу – щука

– Что заметили, чем особенный звук [ц], [щ]?

6-й лепесток – сиреневый. Умеешь ли ты писать слоги?

– Найдите слоги с нижним соединением, прочтите их. Я покажу один, остальные запишите самостоятельно.

Физминутка.

Раз-два-три-четыре-пять –
Начал заинька скакать.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Влево, вправо повернись.
Раз – присядь, два – поднимись.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

7-й лепесток – голубой. Разделите слова на две группы.

– Какие слова отнесем к 1-й группе? ко 2-й группе?

– Давайте еще раз вспомним, какие слова отвечают на вопрос Кто? Что? (Называют живые предметы, неживые .)

– В русском языке слова-предметы отвечают на вопрос Кто? Что? Такие слова называют имя существительное, так как эта часть речи самая существенная. Почти каждое второе слово в нашей речи называет предмет.

Сегодня праздник, а на праздники принято дарить цветы. Я тоже хотела бы подарить вам необычный цветок, на котором написано волшебное слово молодец !

– Ребята, а вы знаете, что не все цветы можно дарить? Есть цветы, которые специально выращивают для этого. А есть цветы, которые выращивают для того, чтобы любоваться ими.

– О каких цветах идет речь?

8. Итог урока.

– С какими особенными звуками мы сегодня познакомились?

– Чем они особенные? ([ц] – всегда твердый, [щ] – всегда мягкий.)

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Благовар

Технологическая карта

урока обучение грамоте в 1 классе

Тема: «Знакомство со звуком [ щ "] буквами Щ,щ »

Подготовила: Никитина Т.В.,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Благовар

Благовар, 2017

Тема: «Знакомство со звуком [ щ "] буквами Щ,щ » .

Цели: познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает.

Задачи:

    научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

    развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

- Для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Откройте учебник на странице 61.

Вспомните, с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке?

Посмотрите на ленту букв в учебнике. Задайте по ленте букв вопросы своим одноклассникам.

Дети открывают учебник.

На прошлом уроке мы познакомились с буквой «Э».

Дети задают по очереди вопросы по ленте букв своим одноклассникам.

Формулирование темы и целей урока

Приступаем к изучению новой буквы. А тему нашего урока нам поможет определить один сказочный герой. А что это за герой, вы сейчас мне сами скажете, отгадав загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

Знаком ли вам этот сказочный герой?

Из какой он сказки?

Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку? Какая она?

Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.

А почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть – познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Определите тему нашего урока.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Дети слушают и отгадывают загадку.

Емеля.

- «По щучьему велению…»

Русская народная сказка.

Щуку.

Дети описывают щуку, делятся впечатлениями.

Она исполнила его три желания.

Буква Щ и звуки, которые она обозначает.

Познакомиться с буквой Щ и звуками, которые она обозначает. Учиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Объяснение нового материала.

    Выделение нового звука.

Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук .


– Назовите выделенный звук и дадим ему характеристику.

Какой он? (согласный)

А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ , ] твердый или мягкий.

Какой звук слышите после [щ] в слове щука ? Но как произносим [щ]? мягко

Каким цветом будем обозначать в схеме?

Составим схему слова щука .

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
Прочитайте его имя на доске.

Сколько в слове слогов? (Слайд 9 )
– Произнесите слово по слогам.
(Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (
Слайд 10 )

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

Какое слово получилось?

Составим схему слова лещ . Слайд 3.

(На карточках, затем проверка, аналогичная слову щука).

Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов?

С каким звуком мы знакомились сегодня на уроке?
].– Дайте характеристику звука [щ

]?- Посмотрите на нашу ленту букв и скажите, по своей характеристике на какой звук похож звук [щ

] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.Вывод: Звук [щ

Физминутка

Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ"] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.

2. Знакомство с буквой Щ.

] на письме обозначается буквой Щ.- Звук [щ

На какую букву похожа Щ ? Чем отличаются?

На что похожа буква Щ?

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

».Дети произносят слово щука, выделяют первый звук «Щ

Согласный.

Глухой.

Но звук произносится мягко.у- Звук

Зелёным.

Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную карточку и характеризуют звук).

Дети читают имя сказочного героя.

Три слога.

Дети произносят слово по слогам.

Слушают вопрос учителя и правильно называют нужный звук.

л-

э-

щ-

Лещ.

Ребёнок выходит к доске и составляет схему слова.

Мягко.

- ] [щ

] .- На звук [ч

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [щ"] в словах и топают ногами, если такого звука нет.

Ответы детей.

На щётку.

Первичное закрепление

1. Чтение слогов и слов.

Продолжаем нашу работу. Откройте учебник на стр. 63.

Прочитайте слоги и слова на стр.63 учебника. Читаем по цепочке.

С какими гласными буква щ не образует слоги?

А вот почему, я вам сейчас расскажу.

Сказка про шипящие.

Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Итак, давайте ещё раз вспомним характеристику звука [щ"]?

Именно потому, что звук Щ итак мягкий всегда, рядом с буквой ща не могут стоять буквы Я, Ю. Отсюда и правило, которое мы сейчас прочитаем и должны запомнить.

Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.

    Нахождение буквы щ в тексте.

- А теперь прочитайте стихотворение в азбуке на этой же странице.

Назовите мне слова, в которых встретился звук Щ.

Продолжаем работать. Приготовили простые карандаши. Читаем скороговорку и подчёркиваем опасные места на новые правила ча-ща, чу-щу.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов? (Правило ещё раз)

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.

    Чтение загадок и выполнение теста.

Продолжим работу. Азбука стр.64.

Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь?

Какой суп не бывает без капусты? (щи)

Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)

Итак, урок подходит к концу.

Скажите, с какой буквой мы сегодня знакомились?

Для того, чтобы проверить, как вы запомнили характеристику звука, который даёт буква Щ, выполним следующую работу. Подпишите листочки с заданием. И ответьте на вопросы теста.

Отложите листочки. Придвиньте к себе листочки с текстами. Найдите и зачеркните в тексте все буквы Щ.

Выполните взаимопроверку.

Открывают учебники на странице 63.

Дети читают слоги и слова по цепочке.

Я,ю,ы.

] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.- Звук [щ

Читают правило в учебнике вслух. Повторяют хором вслух.

Читают стихотворение про себя, затем один ребёнок читает вслух.

Щука, щётка, щекочет.

Дети читают скороговорки и подчёркивают простым карандашом сочетания чу-щу, ча-ща.

Повторяют правило.

Дети читают вслух загадки.

Овощи.

Щи.

Борщ.

С буквой Щ.

Дети подписывают работы и отвечают самостоятельно на вопросы теста.

Читают текст, зачёркивают в тексте букву Щ.

Выполняют взаимопроверку в парах.

Итог урока.

С каким звуком познакомились на уроке?

Дайте характеристику этого звука.

Сегодня на уроке мы познакомились со звуком

] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.- Звук [щ

].Хоровое проговаривание характеристики звука [щ

Рефлексия

Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и желтые. Вы должны выбрать один из них и показать мне. Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то показываете листочки желтого цвета, если нет – красного.

Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Спасибо. Урок окончен.

Дети показывают кружочек соответствующего цвета.

Высказывания детей.

Цель занятия: изучаем букву Щ, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Щ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Щ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Щука Щегол Щенок Щётка

Когда мы произносим звук [щ], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЩЩЩ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [щ].

  1. Какой звук есть и в слове ЩЁТКА, и в слове ПЛАЩ, и в слове ЯЩИК?
  2. В начале, в конце или в середине слова звук [щ] в слове ЩЕТКА? - ПЛАЩ? - ЯЩИК? - ВЕЩЬ? - КЛЕЩИ?
  3. Гласный или согласный звук [щ]?
  4. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  5. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  6. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Щ. Нашили букву Щ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки).

У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).

Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).

Сказка про букву Щ

Верное средство

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

Я знаю верное средство,- щебечет щегол.
- Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет… 
- Глупости! - прервал его мышонок Мыша.
- Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Все это смешать и съесть. Как рукой снимет!
- Да, это средство верное, но помогает только мышам,- серьезно сказал поросенок Персик.
- А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
- Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда.
- Не-е-т, вот я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-а-к…
- Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок.
- Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

Загадки для детей на букву Щ

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище.
(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать.
(Щетка половая)

Хвостик из кости,
А на спине щетинка.
(Щетка зубная)

Хвостиком виляет.
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье.
(Щетка платяная)

Веселые стихи про букву Щ для детей

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука.
Удивлялась: что за штука.
(А. Пудваль)

А другой присвистнул даже:
- Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет?
(М. Пляцковский)

Щёголь щетку уважает.
Щеткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять!
(В. Берестов)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы!
Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
(Е. Благинина)

Ухвачу-ка!
Проглочу-ка!
Щелкает зубами щука.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
(Ф. Бобылев)

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
(Г. Виеру)

Щеголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
(В. Лунин)

Щеки красные у Саши:
Щей он много ел и каши!..
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Тема. «Буквы Щ , щ , обозначающие согласный глухой мягкий звук [щ’]».

Цели. Формировать у учащихся представление о звуке [щ’], о буквах, обозначающих этот звук на письме; развивать фонематический слух, речь, мышление, навыки совместного сотрудничества; воспитывать интерес к учению, к чтению.

Учебные материалы. Рисунок Мудрой Совы, рисунки (жираф, шмель, цапля, щука, роща, чаща, щегол); план исследования звука, звуковые схемы; сигналы светофора; образцы печатных и письменных букв Щ ; иллюстрации «На что похожа буква Щ »; кораблик; гласные буквы; учебник; цветные карандаши, счетные палочки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с буквами, которые его обозначают, будем читать слоги и слова с новой буквой.

III. Вводная беседа

У. Смотри: волшебница-зима
Детей во двор всех вызывает,
Чтоб на уроках не бывали...
А где ж зарядка для ума?
Ой, ты, зимушка-зима, погоди!
Наших деток
ты с уроков не зови!
Ведь они еще
хотят почитать!
На уроке не придется им
скучать!

Чтобы все прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, подготовим к работе артикуляционный аппарат: выполним упражнения на дыхание.

Упражнения на дыхание

    Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3–4 раза).

    Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).

    Наши руки замерзли, согреем их дыханием (3–4 раза).

– Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она, вы узнаете, если отгадаете загадку.

IV. Повторение изученного материала

У. Загадка:

Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
– Кто это?

Д. Сова.

У. Как вы догадались?

На доске появляется рисунок Мудрой Совы.

– Молодцы, ребята! Вы верно отгадали загадку. К нам на урок прилетела Мудрая Сова. Она работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Сова хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание. Рассмотрите рисунки.

На доске – рисунки жирафа, цапли, шмеля.

– Кто изображен на картинках? Как их можно назвать одним словом?

Д. Животные.

У. К какой группе животных относится жираф? цапля? шмель?
Назовите первый звук каждого слова и дайте ему характеристику.
Что объединяет звуки [ж], [ш], [ц]?

Д. Звуки только твердые, они не имеют мягкой пары.

У. Есть ли здесь только мягкие звуки, не имеющие твердой пары? Назовите их.

Д. Звуки [й’], [ч].

У. Ой, какие молодцы! Вы справились с первым заданием Мудрой Совы. Сегодня на уроке мы откроем секрет еще одного звука, который не имеет пары по твердости – мягкости.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

У. Мудрая Сова приготовила для вас загадку. Послушайте ее:

В реке обитает,
Хвостом виляет,
Зубаста, но не лает.
Кто это?

Д. Щука.

На доске рисунок щуки.

У. Ну как, вы догадались? (Дети отвечают .) Молодцы! Произнесите слово-отгадку и прислушайтесь к нему.
Назовите по порядку звуки в этом слове. Все ли они вам знакомы? С каким звуком мы еще не работали?

Д. Со звуком [щ’].

VI. Физкультминутка

VII. Исследование звука

У. Давайте исследуем этот звук и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану.

На доске :

– Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [щ’] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность.

Ученики работают самостоятельно.

– Что вы узнали о звуке [щ’]? Докажите, что он согласный.

Д. Воздух встречает на своем пути преграды.

У. Как произносится звук [щ’] – твердо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твердо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твердым звуком?

Запомните! В русском языке звук [щ’] всегда только мягкий. Он не имеет твердой пары.
Вот, ребята, вы и открыли секрет звука [щ’].
Что еще вы узнали о звуке?

Д. Звук [щ’] непарный по мягкости – твердости и по глухости – звонкости.

У. Дайте полную характеристику новому звуку. (Дети отвечают. ) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.

VIII. Работа с новым звуком

У. Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука .

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания при помощи сигналов светофора.

– У кого получилась такая же схема? Сколько слогов в слове? Докажите. Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй слог. Из чего состоит слог?
Молодцы! Вы умеете составлять звуковую схему слова.
А теперь – игра «Кто внимательный?».
Мудрая Сова предлагает поиграть. Она хочет узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слова.
Если в них вы услышите звук [щ’] – хлопните в ладоши.

Учитель называет слова: шелк , шептать , щекотать , цапля , Щелкунчик , честный , шоколад , щипать , щепка , шапка , щипцы .

– Молодцы! Все были очень внимательными. А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ’]:

Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.

– Какие слова со звуком [щ’] вы запомнили? Молодцы!

IХ. Физкультминутка

Х. Знакомство с новыми буквами

У. На письме звук [щ’] обозначается буквой щ . Это печатные и письменные буквы щ . Почему их две? На что похожа буква щ ?

Буква щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!

Ученики конструируют буквы из карандашей и счетных палочек.

У. Какие же вы все молодцы! И с этим заданием справились.

ХI. Игра «Капитаны»

У. А сейчас Мудрая Сова предлагает нам отправиться на кораблике на сказочный остров, где живут гласные буквы. Капитаном будет буква Щ .
Нашего капитана вышли встречать гласные буквы. Назовите их.
Все ли изученные гласные буквы вышли встречать капитана? Почему? Об этом узнаем на следующем уроке обучения грамоте.
Капитан брал с собой каждую букву и катал их по очереди. А волны в такт их звучания качали кораблик: ща-ща-ща, щу-щу-щу, щи-щи-щи и т.д.
Как вы произносили все эти слоги-слияния? Почему? (Дети отвечают. ) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.

ХII. Закрепление нового материала

У. Возьмите «Азбуку», положите перед собой и откройте там, где у вас закладка (с. 187).
В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим чтением, вполголоса.
А теперь – хором по слогам, хором целыми словами. (Дети читают. ) Все ли слова были понятны?
Объясните смысл слов:

– роща (небольшой лиственный лес),
– чаща (густой, частый лес),
– лещи (пресноводные рыбы с плоским телом),
– щегол (певчая птица из отряда воробьиных, с пестрым оперением).

На доске появляются соответствующие рисунки.

ХIII. Итог урока

У. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!